подготовлен экспертами
Информационно-консультационного центра «Бизнес-Тезаурус»
Вид ОРВ: Ретроспективная
Орган власти, разработавший правовой акт: Правительство Москвы
Орган власти, проводящий ОРВ: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы
Версия оценки регулирующего акта: Версия 04, 7 февраля 2013 г.
Блок 1. Актуальность и описание проблем, на решение которых направлен рассматриваемый нормативно-правовой акт (регулирование).
Описание и актуальность проблемы
До 1998 г. государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере аренды нежилых помещений находящихся в собственности г. Москвы носила избирательный характер. Распоряжением Правительства Москвы № 129-РП от 9 февраля 1998 года «Об упорядочении льгот по арендной плате на 1998 год» было принято решение привести в соответствие существовавшие до этого распоряжения и постановления Правительства Москвы, дающие право на индивидуальную льготу по арендным платежам пользователям нежилых помещений.
Ввиду улучшения экономической ситуации с того момента правительство г. Москвы неоднократно рассматривало необходимость отмены арендных льгот. Согласно Постановлению Правительства от 19 июля 2005 г. № 520-ПП (ред. от 30.08.2005) "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2006-2008 годы" поэтапный переход к рыночным ставкам должен был быть завершен к 2008 г. Но в связи с кризисом 2008-2009 гг. решение о переходе к рыночным ставкам было отменено, в дополнение к другим нормативно-правовым актам издано Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы". Меры имущественной поддержки были ориентированы в первую очередь на социально значимые предприятия, перечень видов которых был установлен в Постановлении Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. N 810-ПП "Об утверждении перечней видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях, на 2008-2010 годы" для использования на льготных условиях нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, по действующим и вновь оформляемым договорам аренды.
На ноябрь 2012 г. по данным Департамента имущества г. Москвы в Москве сдано в аренду по льготной ставке 1,8 млн кв. м, что составляет 37% от всех сдаваемых городом площадей и менее 6% от всего рынка аренды нежилых помещений г. Москвы. Заключено 9 132 договоров льготной аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, средняя арендуемая площадь для каждого субъекта МСП составляет около 200 кв.м. Поступления в городской бюджет от получателей данного вида поддержки составляют 3,2 млрд руб. в год. При этом, при ставке льготной аренды – 1800 руб. в год за кв. м, город недополучает примерно 8,3 млрд руб. в год из-за разницы между льготной1 и среднерыночной2 ставками аренды в 3-9 раз в зависимости от помещения.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП были установлены следующие льготные ставки арендной платы в размере:
- на 2009 год – 1000 руб. за кв. м в год;- на 2010 год – 1200 руб. за кв. м в год;
- на 2011 год – 1800 руб. за кв. м в год;
- на 2012 год – 1800 руб. за кв. м в год.
По результатам массовых опросов и экспертных интервью основных групп интересов (представителей МСП, получающих льготу; МСП, не получающих льготу; деловых общественных организаций, профессиональных участников рынка и органов исполнительной власти) и анализа ответов респондентов были выделены следующие проблемы:
- большая часть потребителей продукции и услуг МСП не ощущает дополнительной пользы (более низкие цены, более высокое качество и др.) у предприятий, имеющих льготу, по сравнению с предприятиями, не имеющими льготу;
- не достигается адресность предоставления поддержки: льготная аренда предоставляется в том числе банкам, ломбардам и игорным заведениям;
- у 83% опрошенных МСП, получающих льготу, после заключения договора аренды на льготных условиях ценовая политика не изменилась;
- у 65% опрошенных МСП, получающих льготу, цены среднерыночные;
- у 63% опрошенных МСП, получающих льготу, конкурентоспособность не возросла после заключения договора аренды на льготных условиях;
- 52% опрошенных МСП, получающих льготу, существуют более 9 лет, согласно опросам их экономика сложилась на льготной основе, менее эффективно, чем в среднем по рынку;
- 73% опрошенных МСП, не являющихся получателями имущественной поддержки, не знали о возможности получения права на государственную поддержку в сфере арендных отношений;
- Представители опрошенных в процессе глубинных интервью общественных организаций и субъектов МСП, получающих льготу, указали на проблему завышения арендной ставки в процессе аукциона, при которой итоговая ставка аукциона выше рыночной, но выигравшая компания фактически данную ставку не выплачивает;
- Притом, что согласно официальным данным3 количество нарушений целевого использования помещений не превышает 3,8%, по данным глубинных интервью представителей общественных организаций и риэлторов предприятия сдают арендуемые помещения или их часть в субаренду в 30-50% случаев4.
Описание существующего регулирования.
18 сентября 2007 г. было принято Постановление Правительства Москвы № 810-ПП «Об утверждении перечней видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях, на 2008-2010 гг.». Для действующих договоров аренды субъектов МСП, арендующих помещения у города и соответствующих требованиям, произошел переход на льготную ставку, предполагающий возвращение к первоначальной ставке после отмены льгот. При заключении новых договоров аренды с соответствующими требованиям субъектами МСП, проводились аукционы для определения актуальной арендной ставки, которая будет выплачиваться после отмены льгот. В период же действия льгот компании, выигравшие аукционы, должны были независимо от итоговой арендной ставки, установленной на аукционе, платить по установленным льготным ставкам согласно дополнительному соглашению, заключаемому к договору аренды.
В постановление правительства Москвы № 810-ПП вносились изменения следующими нормативными правовыми актами:
- От 1 апреля 2008 г. № 254-ПП – введена минимальная арендная ставка на парковочные места и гаражи.
- От 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП – дополнительные меры имущественной поддержки на 2009 г, продление срока действия 810-ПП.
- От 29 декабря 2009 г. № 1479-ПП – расчет арендной ставки на основе результата торгов, продление льготной ставки на 2010 г.
- От 2 марта 2010 г. № 188-ПП – введение льготной ставки на машиноместа в многоэтажных гаражах.
- № 135-ПП от 12 апреля 2011 г. – продление срока действия льготной ставки аренды на 2011 г.
Таким образом, в рамках оценки регулирующего воздействия анализируется эффективность предоставления арендных льгот, установленных 810-ПП и продленных 1218-ПП.
Расширенная нормативная база.
Федеральные нормативно-правовые акты:
- Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерацию».
- Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1005 «О порядке установления льготной арендной платы и ее размера для юридических и физических лиц, арендующих федеральные объекты культурного наследия».
- Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».
Нормативно-правовые акты города Москвы:
- Закон г. Москвы № 60 от 26 ноября 2008 г. «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»
- Постановление Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП «Об утверждении Методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы».
- Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2012 г. № 271-ПП «Об утверждении Порядка распределения и предоставления в 2012 г. субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, участвующим в реализации мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Москве, в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией указанных мероприятий».
- Постановление Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. № 254-ПП «Об утверждении порядков распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
- Постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 724-ПП (ред. от 27 июля 2010 г.) «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.» (вместе с «Положением о Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства», «Требованиями к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы»).
- Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. № 1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы».
Основные проблемы нормативной базы.
Согласно анализу нормативных правовых актов, следует отметить следующие основные негативные эффекты и проблемы, в рамках рассматриваемого процесса:
1. Системные проблемы.
Системной проблемой оказываемых мер государственной поддержки в сфере арендных отношений является отсутствие четко поставленных целей, которые должны были реализовать указанные меры поддержки.
В постановлении Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП о «Дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы, на период стабилизации финансовой системы» указываются следующие цели проводимой поддержки в сфере аренды коммерческой недвижимости: «в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации – города Москвы по обеспечению мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, использующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, укрепления стабильности экономической ситуации и предупреждения возможных негативных последствий снижения деловой активности, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О защите конкуренции», от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»«. В результате отсутствия конкретных количественных целей данного типа поддержки определение эффективности реализуемых мер существенно осложняется.
2. Процедурные проблемы.
В соответствии со ст. 17.1. Федерального Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, предоставляемых помещения по льготным ставкам, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Несовершенства процедуры проводимых аукционов представляют собой процедурные проблемы нормативно правовой базы. К подобным проблемам нормативно правовой базы относятся проблемы, связанные с недостаточной адресностью осуществляемой поддержки, недоступностью части помещений для отдельных социально значимых направлений деятельности субъектов МСП, а также неспособности механизма аукциона отсеять посредников. Кроме того, существенной процедурной проблемой является сложность и длительность процедур, которые должен выполнить арендатор в случаях непригодности арендуемого помещения для текущей деятельности.
Основными группами, подверженными влиянию рассматриваемых нормативно-правовых актов являются:
1. Субъекты МСП
1.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства г. Москвы, получающие имущественные льготы
Осуществление государственной поддержки субъектов МСП в сфере арендных отношений позволяет успешно функционировать ряду МСП, оказывающих социальные услуги. При этом существование имущественных льгот повышает рентабельность данных предприятий. Переход к рыночным ставкам аренды может негативно сказаться на данных компаниях.
1.2. Субъекты МСП г. Москвы, не получавшие и не получающие имущественных льгот
Субъекты МСП, не получающие имущественную поддержку, в текущем анализе представляют собой группу следующих интересов:
А) предотвращение конкуренции с субъектами МСП, получающими льготы
Б) при соответствии критериям желание получать имущественную поддержку.
2. Государство
2.1. Департамент имущества г. Москвы
Существующие меры имущественной поддержки определяют объемы получаемых ДИГМ арендных платежей. Являясь собственником имущества г. Москвы, Департамент заинтересован в максимально эффективном его использовании, а также в получении максимальных доходов. Переход к рыночным ставкам аренды может обеспечить рост общего объема арендных платежей.
2.2. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы
Предоставляемая государством имущественная поддержка оказывает влияние на ряд ключевых показателей эффективности деятельности ДНПиП:
- доля продукции, произведенной МСП в ВРП Москвы;
- число промышленных предприятий в регионе;
- число обращений предпринимателей за поддержкой.
2.3. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы осуществляет контроль целевого использования помещений субъектами МСП, получаемых в аренду на льготной основе.
3. Потребители
Существующая государственная поддержка в сфере арендных отношений позволяет субъектам МСП, получающим имущественные льготы, предоставлять социальные услуги, а также реализовать социально значимые виды деятельности. Переход к рыночным ставкам аренды может привести к росту цен и (или) сокращению объемов доступных социальных услуг (товаров).
4. Работники компаний
В субъектах МСП, получающих имущественные льготы, занято более 805 тыс. человек. Часть из них согласно опросам представителей субъектов МСП, составляют социально уязвимые слои населения. При переходе к рыночным ставкам аренды при отсутствии альтернативной поддержки часть сотрудников данных компаний могут быть уволены.
Блок 2. Цели и задачи ОРВ, промежуточные результаты и проблемы реализации рассматриваемого нормативно-правового акта.
Анализ результатов регулирования.
В 2012 г. имущественная поддержка была представлена менее чем 7 500 субъектам МСП (около 2% от общего количества субъектов МСП)6 по представленным в аренду 9 132 помещениям, находящимся в собственности г. Москвы. В настоящий момент 75% получателей имущественной поддержки – МСП, заключившие договоры аренды в период 2003-2008 гг. К концу 2015 г. прекратят действовать 90% договоров, по которым в 2012 г. предоставлялась имущественная поддержка.
В силу указанных ниже проблем, используемый инструмент государственной поддержки в сфере аренды государственных нежилых помещений утрачивает свою актуальность и требует пересмотра для соответствия интересам всех основных участников процесса.
Цели и задачи ОРВ.
Основной целью оценки регулирующего воздействия является выбор оптимального для всех заинтересованных сторон варианта имущественной поддержки, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон, т.е. учитывающий не только оптимизацию бюджетных поступлений, но и экономический эффект для субъектов МСП, получающих льготы, сохранение занятости населения, а также интересы потребителей.
Важнейшим средством реализации поставленной цели является оценка эффективности действующих или предлагаемых мер с позиции обеспечения:
1. экономической обоснованности (максимизация экономических эффектов);
2. социальной обоснованности (минимизация рисков социальной напряженности);
3. аргументированности предоставляемой поддержки (поддержка наиболее уязвимых субъектов МСП);
4. прозрачности предоставления льгот;
5. минимизации рисков в злоупотреблении полученной поддержкой.
Проблемы, связанные с применением введенного регулирования.
Проблема № 1. Отсутствие адресности поддержки.
В настоящее время наблюдается отсутствие адресности осуществляемой поддержки, недоступность части помещений для отдельных социально значимых направлений деятельности субъектов МСП, а также неспособности механизма аукциона отсеять посредников.
Согласно данным Департамента имущества г. Москвы (далее ДИГМ), назначение помещений, предоставленных в пользование субъектам МСП по льготной ставке в части оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, распределяется следующим образом7:
Таблица 2.1. Помещения, арендуемые по льготной ставке сдавались
по большей части не социально значимым предприятиям.
№ | Вид деятельности | Количество субъектов МСП от общего количества договоров аренды |
---|---|---|
1 | Офисы | 30,95% |
2 | Торговые помещения | 24,43% |
3 | Назначение помещений не определено | 11,38% |
4 | Предприятия бытового обслуживания (вид деятельности не определен) | 4,85% |
5 | Склады | 4,74% |
6 | Производственные мастерские | 4,60% |
7 | Салоны красоты, парикмахерские | 4,46% |
8 | Медицинские услуги в т.ч. стоматология | 3,74% |
9 | Общественное питание | 3,02% |
10 | Мастерские (по пошиву и ремонту одежды, обуви, ремонту бытовой техники и радиотехники, по изготовлению багетов) | 2,11% |
11 | Клубные помещения в т.ч. спортивно-оздоровительные | 1,55% |
12 | Ателье | 1,01% |
13 | Прачечные, химчистки (в т.ч. пункты приема) | 0,50% |
14 | Помещения выставочного назначения | 0,46% |
15 | Мультисервис | 0,44% |
16 | Творческие мастерские | 0,31% |
17 | Учебные учреждения | 0,30% |
18 | Фотоуслуги | 0,25% |
19 | Автосервис | 0,22% |
20 | Помещения зрелищного назначения | 0,12% |
21 | Гаражи | 0,09% |
22 | Банковские помещения | 0,07% |
23 | Помещения игорного назначения | 0,07% |
24 | Ломбарды | 0,06% |
25 | Бани | 0,05% |
26 | Аптеки | 0,05% |
27 | Помещения гостиничного назначения | 0,05% |
28 | Помещения под административные цели в т.ч. обмен валют | 0,04% |
29 | Ветеринарные клиники | 0,02% |
30 | Видеопрокат | 0,02% |
31 | Биржи труда | 0,01% |
ИТОГО | 100% |
Таким образом, в структуре нежилых помещений, сданных по льготной ставке аренды, по видам деятельности преобладают торговые помещения и офисы, составляющие вместе ~55% от всех помещений, сдаваемых в льготную аренду, в то время как доля организаций бытового обслуживания, производственных предприятий, мастерских, медицинских учреждений, для которых льготы являются наиболее востребованными, составляет среди субъектов МСП, получающих имущественные льготы гораздо меньшую долю. При этом стоит заметить, что среди компаний, получающих имущественные льготы, присутствуют даже банки, ломбарды, игорные заведения, социальная значимость которых крайне сомнительна.
Проблема № 2. Завышение ставок аренды в результате аукционов.
В результате проводимых с 2008 г. аукционов по данным СГУП были установлены индивидуальные арендные ставки для каждого конкретного помещения. Средние из установленных арендных ставок указаны в таблице ниже.
Таблица 2.2. Динамика изменения рыночных ставок аренды
нежилых помещений по итогам аукционов.
Назначение | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 (8 мес.) |
---|---|---|---|---|---|
Административное | 9373 | 15864 | 7533 | 9313 | 10804 |
Производственное | 11310 | - | 1898 | - | 7156 |
Складское | 6830 | 7140 | 3387 | 6877 | 5936 |
Свободное | 11486 | 8644 | 10429 | 10651 | 11032 |
Торговое | 12040 | 14515 | 9646 | 13002 | 12014 |
Прочее | 8898 | 9611 | 7624 | 4793 | - |
Источник: СГУП по продаже имущества г. Москвы.
Таким образом, можно сравнить средние ставки на аренду нежилых помещений по итогам проведения аукционов8 на август 2012г. и среднюю ставку для арендующих по рыночным ценам9: 8400 руб. за кв. м в год и 6 300 руб. за кв. м в год, соответственно. Ставка аренды для субъектов МСП, формируемая в результате аукциона, почти на 33% выше среднерыночной, что в случае отмены льгот при отсутствии пересмотра этих ставок повлечет за собой высокую долю банкротств.
Проблема № 3. Отсутствие значимого положительного эффекта для потребителей.
По результатам массовых опросов потребителей продукции и услуг МСП, арендующих и не арендующих помещения по льготной ставке аренды, было выявлено, что большинство опрошенных потребителей предпочитают покупать продукты питания, обувь, одежду, хозтовары, электронику, электротехнику в крупных торговых сетях, гипермаркетах, сетевых магазинах (в среднем 55% опрошенных). Треть потребителей делают выбор между крупными торговыми сетями и небольшими частными магазинами, киосками и рынками в зависимости от вида продукции. Постоянно пользуются услугами небольших магазинов менее 10% потребителей. Также небольшой процент пользуется услугами несетевых частных клиник – 7,5% респондентов. В спектре всех исследуемых видов деятельности наибольшей популярностью населения из товаров и услуг, предоставляемых субъектами МСП, пользуются небольшие частные парикмахерские и салоны красоты – их предпочитают 63% опрошенных.
Положительный эффект, ощущаемый потребителями от деятельности льготных предприятий, связан преимущественно с удобным расположением предприятий(50% потребителей), что не говорит о наличии более высококачественных услуг и товаров и предложения более низких цен на них. При этом 13% потребителей не смогли выделить положительных эффектов, отличающих МСП – льготников от МСП – не льготников. Это в том числе связано с тем, что большинство (70%) МСП-льготников существенно не изменили свою ценовую политику после заключения договора на аренду помещения на льготных основаниях (уровень цен остался среднерыночным), а также с наличием высокой доли субаренды.
Проблема № 4. Проблема субаренды.
Контроль использования нежилой недвижимости города Москвы осуществляется согласно постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 414-ПП «О создании Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы». Помимо прямого нарушения закона в виде субаренды используется ряд схем, позволяющих обойти законодательные нормы: продажа компании, выигравшей аукцион третьим лицам, заключение не договора аренды с субарендатором, а договора о намерениях. В результате помещение фактически арендует не та компания, которая выиграла аукцион и по ставке выше, чем в договоре с государством. Такая ситуация в том числе явилась причиной завышения арендных ставок (выше среднерыночных) в договорах льготников: будущий арендатор-льготник изначально планировал просто сдавать помещение в субаренду, а в случае отмены льгот обанкротиться. По разным оценкам разные нарушения подобного рода характеры для 30-50% всех договоров10. В соответствии с этим проводимые процедуры контроля можно назвать недостаточными.
Проблема № 5. Отсутствие налаженных эффективных бизнес-процессов у получателей льготной ставки аренды.
Большинство опрошенных предприятий-льготников (52%) работает более 9 лет, за которые у них не было стимулов оптимизировать свои бизнес-процессы под требования рынка. Сравнение доли аренды у МСП, арендующих помещения по льготным ставкам, и МСП, арендующих помещения по рыночным ставкам показывает, что не у всех предприятий, пользующихся льготой, доля арендных платежей значительно ниже, чем у аналогичных предприятий, не имеющих льготы, что является показателем неэффективности деятельности МСП-льготников.
Таблица 2.3. Сравнительный анализ доли арендных платежей
в выручке МСП-льготников и МСП-рыночников.
Вид деятельности | Доля аренды в выручке у льготников | Доля аренды в выручке рыночным ставкам |
---|---|---|
Торговля по видам товаров и услуг: | ||
Хозтовары | 1-5% | 10-20% |
Продуты питания | 3-7% | 8-15% |
Одежда | 3-7% | 10-20% |
Прочие виды торговли | 5% | 5-10% |
Автосервис | До 5% | 25-35% |
Аптеки | До 3% | 2-5% |
Прачечные, химчистки (в т.ч. пункты приема) | 3-7% | 10-15% |
Предприятия бытового обслуживания | 3-7% | до 10% |
Производственные мастерские | До 10% | 10-30% |
Мастерские (по пошиву и ремонту одежды, обуви, ремонту бытовой техники и радиотехники, по изготовлению багетов) | 3-10% (может превышать 20% для ремонта часов, обуви) | 10-20% |
Творческие мастерские | 5-10% (до 30% у ремесленных и мастерских культурного значения) | 10-20% |
Клубные помещения в т.ч. спортивно-оздоровительные | 5-10% | 10-20% |
Общественное питание | 7-15% | 10-30% |
Фотоуслуги | 10-15% | 25-30% |
Разные Ателье | 10-20% | до 30% |
Мультисервис | до 15% для крупных мультисервисов, до 20-30% для небольших ИП | 10-20% (максимальные значения для небольших ИП – до 30%) |
Медицинские услуги в т.ч. стоматология | 10-30% | 3-5% (стоматология), для других видов деятельности до 30% (ветеринарные услуги) |
Салоны красоты, парикмахерские | до 20% | до 30% |
Источник: вестник МосСтата за 2011 г., fedstat.ru, база данных СПАРК, данные ДИГМ, глубинные и массовые интервью, опросы отраслевых ассоциаций.
Именно поэтому среди возможных последствий отмены предоставления помещений г. Москвы по льготным арендным ставкам большинство предприятий выделяет невозможность продолжения деятельности (57% респондентов) и рост цен на товары и услуги (20% респондентов).
Проблема № 6. Низкая осведомленность субъектов МСП об осуществляемой поддержке.
Анализ массовых опросов и результатов глубинных интервью предприятий, не получающих имущественную поддержку, показал, что 84,7% опрошенных предприятий никогда не слышали о данной возможности. Имеющиеся меры оповещения малого и среднего предпринимательства недостаточно полно покрывают данный сегмент, что негативно влияет на их осведомленность. Та часть предприятий (15,3%), которая находилась в курсе данной льготы, говорит о том, что информация о возможности получения данной льготы была предоставлена партнерами, конкурентами, общественными организациями осуществляющими деятельность по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса и др.
С целью повышения информированности интересантов, по мнению представителей общественных организаций и субъектов МСП, органам исполнительной власти, курирующим господдержку в сфере имущественных отношений, предлагается организовывать регулярное продвижение в интернете, ведущих печатных изданиях и пр. с описанием возможностей получения поддержки и необходимых требований для ее получения.
Блок 3. Возможные варианты решения выявленных проблем.
Учитывая сложившиеся проблемы текущего варианта регулирования, существует необходимость в анализе
особенностей действующего варианта имущественной поддержки субъектов МСП в виде предоставления льгот на аренду
в сравнении с альтернативными вариантами. На основании проведенных опросов представителей основных групп
интересов были выделены следующие варианты для дальнейшего анализа:
0. статус-кво;
1. субсидирование оплаты аренды для наиболее уязвимых предприятий;
2. выкуп на льготных условиях;
3. поэтапный переход на рыночные ставки аренды с целью адаптации МСП к рыночным ставкам аренды;
4. отказ от государственной поддержки;
5. комбинированный вариант – поэтапный переход на рыночные ставки аренды с частичным субсидированием
предприятий наиболее уязвимых видов деятельности.
Вариант 0. Льготная аренда нежилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы (действующая мера поддержки)
Описание механизма
Существующий вариант имущественной поддержки МСП заключается в предоставлении органами исполнительной
власти г. Москвы возможности арендовать нежилые помещения, находящиеся в собственности города, по льготной
ставке аренды (в 2012 г. – 1800 руб. за м2 в год). Подробнее механизм был описан в Блоке 1.
Описание процедуры получения и критериев выбора
Для предприятий, арендующих муниципальную недвижимость и соответствующих критериям отбора, указанным в
Постановлении Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. №810-ПП «Об утверждении перечней видов использования
нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях,
на 2008-2010 годы» в момент принятия данного постановления, переход на льготную ставку был осуществлен
автоматически. Для прочих компаний, претендующих на государственную поддержку, инструментом отбора является
проведение аукциона.
Описание процедуры контроля
Контроль использования нежилой недвижимости города Москвы осуществляется согласно постановлению
Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 414-ПП «О создании Государственной инспекции по контролю за
использованием объектов недвижимости города Москвы».
Сложившаяся на текущий момент ситуация с нарушениями в получении имущественной поддержки не является
однозначной. Согласно официально публикуемой информации о проверках количество нарушений незначительно – не
превышает 3,8% от количества договоров. Также ДИГМ указывает на своем официальном сайте список постоянных
участников торгов только из 124 компаний11 (из более 7 тыс. МСП-льготников),
регулярно пересдававших помещения в субаренду. Представители общественных организаций и эксперты рынка аренды
коммерческой недвижимости, опрошенные в процессе глубинных интервью, утверждают, что доля субаренды
составляет от 30 до 50% всех помещений, сданных по льготным условиям.
В данных условиях создание эффективного контролирующего органа является актуальным для всех предлагаемых
вариантов, кроме единовременного перехода на рыночные ставки аренды. Поскольку остальные представляют собой
осуществление государственной поддержки, необходимо обеспечить ее целевое применение. Расходы на создание и
работу подобного органа согласно экспертным оценкам опрошенных представителей общественных организаций
составят около 10 млн руб. в год, в то время как убытки от субаренды (при доле субаренды до 30%) могут достигать 2,4
млрд руб. в год. С учетом возможных погрешностей решение о создании подобной контролирующей организации
является обоснованным.
Вариант 1. Субсидирование наиболее уязвимых категорий МСП
Описание механизма
На основании проведенных опросов представителей основных групп интересов и проведенного экономического анализа,
было выявлено, что наиболее эффективным для города среди вариантов субсидирования является частичное
субсидирование затрат на арендные платежи по нежилым помещениям для наиболее уязвимых МСП, которые уже
арендуют помещения по льготной аренде. Среди всех видов деятельности МСП, арендующих помещений у города по
льготным ставкам, наиболее уязвимыми являются:
- производственные (347 компаний, субсидия12 в размере 1755 руб. за м2 в год);
- ремонтные мастерские (159 компаний, субсидия в размере 3079 руб. за м2 в год);
- в сфере общественного питания (228 компаний, субсидия в размере 3163 руб. за м2 в год);
- в сфере медицинских услуг (282 компаний, субсидия в размере 2261 руб. за м2 в год).
Расчетная общая величина субсидий составляет 662 млн руб. в год. При этом поддержка будет оказываться ~1 тыс. компаний.
Описание процедуры получения и критериев выбора
Выбор из МСП, претендующих на рассматриваемый вид господдержки в части арендных отношений, должен
проводиться на основании заявок субъектов МСП, согласно установленным критериям соответствия:
- перечню МСП-льготников ДИГМа на декабрь 2012 года в перечисленных выше видах деятельности;
- равенству критериев предельного размера площади размеру площади арендуемой МСП у города по льготной ставке аренды на декабрь 2012 год;
- добросовестности в уплате налогов.
С выбранными МСП со стороны органов исполнительной власти заключается договор на оказание государственной поддержки в сфере арендных отношений на 5 лет. По истечению этого периода предлагается рассмотреть возможность пересмотра имеющегося варианта поддержки в соответствии с изменившимися условиями в экономике города.
Описание контроля рассматриваемого процесса
С целью мониторинга процедуры предоставления и добросовестного исполнения условий государственной поддержки
МСП в части арендных отношений предлагается, по результатам опросов, создать независимый контролирующий орган
на базе представителей органов исполнительной власти, общественных организаций и прочих независимых
специалистов.
Подтверждение продолжения господдержки МСП в части имущественных отношений должно проводиться ежегодно в течение действия договора на основании предоставленной МСП и контролирующими органами информации о деятельности предприятия.
Также предполагается, что контролирующий орган будет обязан инициировать внеплановые проверки в части выполнения условий предоставления и получения господдержки в любое время действия договора на оказание государственной поддержки в части арендных отношений.
В случае нарушения условий договора предполагается применение штрафных санкций (штрафы или пени, расторжение договора), кроме того субъект МСП заносится в реестр недобросовестных МСП.
Вариант 2. Выкуп помещений на льготных условиях
Описание механизма
На основании проведенных опросов представителей основных групп интересов и проведенного экономического анализа
выбран к реализации вариант выкупа помещений находящихся в собственности г. Москвы на следующих условиях:
рассрочка на 20 лет или кредит на 20 лет по частично субсидируемой процентной ставке. От рассмотрения варианта с
выкупом арендуемого помещения по льготной цене было решено отказаться ввиду большого риска перепродажи
нежилого помещения по рыночной цене, поскольку запрет или препятствование такому действию со стороны органов
исполнительной власти Правительства Москвы юридически затруднен, что нивелирует весь смысл данного вида
поддержки.
Приоритетным правом выкупа помещения должны обладать МСП, на момент выкупа арендующие это помещение не менее 3-х лет. Кроме того, при осуществлении процедуры выкупа необходимо обязательное сохранение текущего вида деятельности субъекта МСП.
Описание процедуры получения и критериев выбора
Выбор из МСП, претендующих на выкуп нежилых помещений, находящихся в собственности города, должен проводиться
на основании тендера, согласно установленным критериям соответствия.
МСП, претендующие на выкуп нежилых помещений, находящихся в собственности города, должны подать заявку на
участие в тендере с описанием соответствия необходимым условиям.
Тендеры предлагается проводить на основе следующих разработанных критериев:
• классификатора приоритетных видов деятельности для применения господдержки МСП;
• добросовестности при уплате налогов;
• соответствия величины помещения и инфраструктуры видам деятельности МСП.
Более детальную разработку, а также изменение критериев предполагается производить при участии представителей,
как органов исполнительной власти, так и независимых общественных организаций.
Тендеры предполагается проводить ежемесячно.
В условиях договора продажи должно быть определено, что в течение срока выплаты всей обозначенной суммы МСП не
имеет права продавать или сдавать в аренду прочим предприятиям рассматриваемое нежилое помещение.
Описание контроля рассматриваемого процесса
С целью мониторинга процедуры предоставления права на выкуп нежилого помещения на льготных условиях, по
мнению представителей общественных организаций, предлагается создать контролирующий орган на базе
представителей органов исполнительной власти, общественных организаций и прочих независимых экспертов.
Также предполагается, что контролирующий орган обязан инициировать внеплановые проверки в части выполнения
условий предоставления господдержки в любое время.
При нарушении субъектами МСП условий выкупа помещения необходимо использование штрафных санкций, вплоть до
расторжения договора выкупа без осуществления возврата уплаченной за выкуп суммы.
Вариант 3. Поступательный переход к рыночной ставке
Описание механизма
Предлагается рассмотреть вариант отказа от льготной аренды, следуя принципам перехода к рыночной ставке по
аналогии с Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов
малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»:
• 2013-й год – ставка льготной арендной платы составит 40% от рыночной ставки;
• 2014-й год – ставка льготной арендной платы составит 60% от рыночной ставки;
• 2015-й год – ставка льготной арендной платы составит 80% от рыночной ставки;
• с 2016-го года и далее – льготной ставка арендной платы будет установлена на уровне рыночной ставки.
Описание процедуры получения и критериев выбора
Данная мера поддержки предоставляется всем субъектам МСП, получавшим имущественные льготы на декабрь 2012 г.
Описание контроля рассматриваемого процесса
С целью мониторинга процедуры предоставления и добросовестного исполнения условий государственной поддержки
МСП в части арендных отношений, по мнению представителей общественных организаций, предлагается создать
независимый контролирующий орган на базе представителей органов исполнительной власти, общественных
организаций и прочих независимых экспертов.
Также предполагается, что контролирующий орган будет обязан инициировать внеплановые проверки в части
выполнения условий предоставления и получения господдержки в любое время действия договора на оказание
государственной поддержки в части арендных отношений.
Вариант 4. Отказ от господдержки в сфере арендных отношений
Описание механизма
Предлагается рассмотреть в качестве одного из альтернативных вариантов отказ от государственной поддержки в сфере
имущественных отношений, с приоритетным правом МСП, в настоящий момент арендующих помещения по льготной
ставке, на дальнейшее продление права аренды по рыночным ставкам или ставкам, установленным в заключенных
договорах.
Использование дополнительных механизмов контроля и отбора предприятий, в данном варианте не требуется. Функция
контроля реализуется за счет рыночного механизма. Требований к сохранению вида деятельности при данном варианте
нет, ставка аренды устанавливается для каждого отдельного помещения на рыночных условиях. Проблема субаренды
решается, поскольку установление рыночной ставки аренды за помещения нивелирует возможность дополнительного
заработка от пересдачи данных помещений. Вопросами контроля остаются отсутствие задолженностей по арендным
платежам и особенности эксплуатации помещения (ремонт, перепланировки и т.д.), однако для решения данных задач
ДИГМ использует существующие инструменты контроля, исследование которых выходит за рамки данной работы.
Вариант 5. Комбинированный вариант
Описание механизма
В дальнейшем анализе под комбинированным вариантом понимается сочетание постепенного перехода к рыночным
ставкам аренды с частичным субсидированием наиболее уязвимых субъектов МСП. При этом частичное субсидирование
будет введено с 2014 года.
Таблица 3.1. Динамика изменения размера субсидий по годам в зависимости
от вида деятельности в комбинированном варианте, руб на кв.м.
Вид деятельности | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 и далее |
---|---|---|---|---|
Производственные предприятия | 0 | 0 | 498 | 1755 |
Ремонтные мастерские | 0 | 285 | 1682 | 3079 |
Предприятия общественного питания | 0 | 335 | 1749 | 3163 |
Предприятия, оказывающие мед. услуги | 0 | 0 | 1111 | 2261 |
Источник: результаты расчетов АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус».
Описание процедуры получения и критериев выбора
Постепенный переход на рыночные ставки аренды предоставляется всем субъектам МСП, получавшим имущественные
льготы на декабрь 2012 г. Частичное субсидирование предоставляется согласно процедуре, описанной ниже.
Выбор из МСП, претендующих на рассматриваемый вид господдержки в части арендных отношений, должен
проводиться на основании заявок субъектов МСП, согласно установленным критериям соответствия:
• перечню МСП-льготников ДИГМа на декабрь 2012 года в перечисленных выше видах деятельности;
• равенству предельного размера площади размеру площади арендуемой МСП у города по льготной ставке
аренды на декабрь 2012 год;
• добросовестности в уплате налогов.
С выбранными МСП со стороны органов исполнительной власти заключается договор на оказание государственной
поддержки в сфере арендных отношений на 5 лет. По истечению этого периода предлагается рассмотреть возможность
пересмотра имеющегося варианта поддержки в соответствии с изменившимися условиями в экономике города.
Описание контроля рассматриваемого процесса
С целью мониторинга процедуры предоставления и добросовестного исполнения условий государственной поддержки
МСП в части арендных отношений предлагается, по результатам опросов, создать независимый контролирующий орган
на базе представителей органов исполнительной власти, общественных организаций и прочих независимых
специалистов.
Подтверждение продолжения господдержки МСП в части имущественных отношений должно проводиться ежегодно в
течение действия договора на основании предоставленной МСП и контролирующими органами информации о
деятельности предприятия.
Также предполагается, что контролирующий орган будет обязан инициировать внеплановые проверки в части
выполнения условий предоставления и получения господдержки в любое время действия договора на оказание
государственной поддержки в части арендных отношений.
В случае нарушения условий договора предполагается применение штрафных санкций (штрафы или пени, расторжение
договора), кроме того, субъект МСП заносится в реестр недобросовестных МСП.
1 Данные ДИГМ
2 Оценка АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус"
3 Согласно данным Государственной инспекции по контролю за использованием
объектов недвижимости г. Москвы за период 2010-2012 гг.
4 По данным глубинных интервью деловых общественных организаций,
профессиональных участников рынка и органов исполнительной власти АНО ИКЦ "Бизнес-Тезаурус"
5 Согласно расчетам АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезуарус"
6 Здесь и далее в этом блоке: на основе данных, полученных от Департамента
имущества г. Москвы (ДИГМ) и оценки АНО "ИКЦ "БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС"
7 Данные ДИГМ на 1 июля 2012 г.
8 На основе данных, полученных от Департамента имущества г. Москвы (ДИГМ), оценки
количества предприятий на основе данных СГУП по продаже имущества г. Москвы.
9 Оценка АНО "ИКЦ "БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС", на основании данный ведущих участников
рынка риэлтерских услуг по соответвующим сегментам рынка
10 По данным глубинных интервью деловых общественных организаций,
профессиональных участников рынка и органов исполнительной власти АНО ИКЦ "Бизнес-Тезаурус"
11 http://digm.mos.ru/Presscenter/kartinki_na_sayt/Postoyannie%20ychastniki.pdf
12 Необходимая субсидия, чтобы 100% предприятий данного вида деятельности
продолжили свое существование