Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран

Файлы

США
КАНАДА
ЯПОНИЯ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ФРАНЦИЯ
ГЕРМАНИЯ
ИТАЛИЯ
ИНДИЯ

Информационно-аналитический центр
Московского центра развития предпринимательства


Бондаренко Виталий Андреевич
Иоффе Александр Давидович
Нагих Валерий Николаевич


Москва - 2010

Данные материалы были использованы на X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий 25-26 мая 2010 года при участии Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства, Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по инфраструктуре

Малое и среднее предпринимательство (МСП) России - бурно развивающееся с конца восьмидесятых годов прошлого столетия социально-экономическое явление, получившее правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон впервые ввёл критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки. Он послужил основой для развития нормативного пространства в регионах Российской Федерации и активному формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства на всей территории России. Дальнейшее развитие нормативно-правовое пространство получило при принятии Федерального закона «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

В декабре 2001 года на заседании Госсовета Российской Федерации была принята Концепция Государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, определившая основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в России. Однако, реальная практика показала, что государственная поддержка МСП в России целый ряд лет носила, в основном, декларативный характер и это привело к многолетней стагнации в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию более 30 миллионов граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.

Позитивные сдвиги последних лет в отношении сектора МСП со стороны первых лиц государства привели не только к изменению нормативно-правового пространства в России и регионах, но и способствовали принятию и реализации конкретных мер на федеральном уровне, подкрепленных выделяемыми бюджетными средствами, которые в 2010 году достигли 15,4 млрд. руб.

Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки МСП, представляется крайне важным показать в сжатом виде опыт стран "Большой семерки" в использовании государственных средств и возможностей для поддержки МСП. Именно они в значительной мере обеспечивают устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках.

Каждое из этих государств разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе МСП. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, финансовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие МСП в направлениях, соответствующих интересам общества. Однако при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки МСП, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.

Финансово-экономический кризис 2008 года придал особую актуальность развитию данного сектора экономики, как на ближайшую, так и среднесрочную перспективу. Тем более что за последние 5-7 лет прошли значительные подвижки в формировании основ политики и нормативно-правового пространства в этой сфере, как ведущих стран семёрки, так и успешно развивающихся стан БРИК и других.

Опыт Индии представляется особенно интересным, поскольку показывает результаты усилий государства, совершающего прорыв в своем развитии и выходящего по ряду показателей в группу ведущих стран мира. При этом МСП отводится одна из ведущих ролей во внедрении современных технологий и в решении социально-экономических и других весьма значимых проблем.

Опыт этих стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости