Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Удается ли российским банкам выстроить эффективную бизнес-модель обслуживания малого и среднего бизнеса?

Статья подготовлена:

Александр Калтырин, Вице-президент, руководитель Аппарата Председателя Правления Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ», д.э.н.

Сергей Антончиков, советник Председателя Правления Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ», эксперт АНО «НИСИПП»

О значимости малого и среднего бизнеса не говорит только ленивый. Интерес к нему проявляют как коммерческие банки, так и государственные финансовые институты. Говоря о «большой двадцатке», можно отметить, что ни один из банков этой группы не рассматривает предпринимательский сектор как малопривлекательный как для каждого конкретного банка в частности, так и для экономики России в целом.

Следует отметить, что в условиях замедления экономического роста и российское правительство рассматривает потенциал данного сектора как один из источников преодоления рецессии и восстановления экономики. Предпринимаются различные меры поддержки субъектов МСП, в том числе по упрощению финансирования.

Как отражается это на доступе малого и среднего бизнеса к денежным ресурсам, частично отражают данные статистики Банка России и результаты некоторых исследований.

Факты, представленные ниже, позволяют предположить: несмотря на довольно длительный период работы с МСП и высокую конкуренцию на рынке банковского обслуживания, бизнес-модель, применяемая российскими банками в работе с малыми и средними компаниями, и сегодня нуждается в улучшении и доработке.

Исследования и опросы представителей малого и среднего бизнеса последних лет показывают, доступность кредитов продолжает оставаться в числе факторов, оказывающих существенное влияние на бизнес-климат и развитие предпринимательства.

Так, согласно выводам авторитетного DoingBusiness-2013, стремительный взлет России в рейтинге в целом, не повысил доступность кредитования. Несмотря на факт существенного улучшения позиции России со 112 в 2012 на 92 в прошедшем году, по показателю «Кредитование» страна переместилась со 105 на 109 место.

Динамика кредитования малого и среднего предпринимательства также демонстрирует плавное замедление. Согласно данным Банка России показатель роста задолженности МСП за последние четыре года составил: 2010 г. – 22%, 2011 г. – 19%, 2012 г. – 17%, 10 мес. 2013 г. – 14%.

Таким образом, можно сказать, что вопрос доступности кредитных средств для малого и среднего бизнеса остается актуальным.

Вопрос стоимости кредитования субъектов экономики всех категорий, и предпринимателей в частности, активно обсуждался в прошедшем году и даже приобрел дополнительную актуальность в связи с заявлениями некоторых известных политиков о необходимости ее снижения и ответственности банковского сообщества.

Следует отметить, что в ходе проведенного в 2013 году фондом «Общественное мнение»(ФОМ) изучения отношения россиян к малому и среднему бизнесу, было выявлено, что большим препятствием для развития предпринимательства считается не высокая стоимость кредитов (1 % опрошенных), а налоги (15 % опрошенных) и отсутствие поддержки со стороны государства (7 % опрошенных).

Тем не менее, представители банковского сектора разделяют позицию властей о необходимости удешевления кредитов, как фактора, позитивно влияющего на рост экономики. Однако многие из них считают, что управление процентной ставкой кредитования МСП – это область совместной ответственности банков и государства.

Такая позиция объяснима, если рассматривать кредитный процент как сумму составляющих, в число которых входит стоимость денежных ресурсов, привлекаемых банками из различных источников, рисковая составляющая стоимости кредитования сектора МСП в условиях развивающейся российской экономики и банковская маржа, непосредственно и являющаяся доходом банка.

Говоря о разделении ответственности за конечную величину процентной ставки, банки, прежде всего, исходят из ограниченных возможностей их влияния одновременно на все слагаемые стоимости кредита. Например, кредитные учреждения не имеют возможности в полной мере управлять такой составляющей банковского процента, как стоимость межбанковского кредитования, в основе которого лежит стоимость денежных ресурсов, определяемая на основе спроса и предложения. Управление объемом денежной массы, в т.ч. через рефинансирование банков – это функция центральных банков. Одним из важных ориентиров, влияющих на стоимость денег в экономике, является инфляция, за уровень которой отвечают соответствующие органы Правительства страны.

Стоимость риска, закладываемая банками в цену кредита, является источником покрытия ими потерь от выдачи невозвратных кредитов. Она учитывает все виды риска, связанные с осуществлением кредитования: страновой и отраслевой риски, в т.ч., их политическую, законодательную и судебную составляющие, а также риск кредитования непосредственного заемщика. Очевидно, что банки не в состоянии контролировать ни страновой, ни отраслевой риски. Они могут лишь правильно определить его, чтобы учесть на случай возможных убытков. Величина этих видов риска зависит от состояния экономики страны, ее бизнес-климата, эффективности функционирования законодательной и судебной ветвей власти.

Таким образом, реально подконтрольной банку остается маржинальная составляющая процентной ставки. Она обеспечивает доход на капитал, сформированный собственниками банка. Необходимо добавить, что приемлемый по рыночным меркам уровень прибыльности позволяет банкам привлекать новых инвесторов и, соответственно, является источником их развития, как и нераспределенная прибыль, заработанная банком. Следует отметить, что часто полученная прибыль направляется акционерами на увеличение уставного капитала банков.

Структурированный подход к рассмотрению стоимости кредита позволяет правильно оценить возможности банков по снижению процентных ставок, а также ответственность и прерогативы государства по управлению этим процессом.

В качестве мер, которые органы власти могли бы предпринять по удешевлению кредитования МСП следует назвать следующие инструменты:

- скорейшее принятие закона о секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу и дальнейшее упрощение рефинансирования банков, кредитующих МСП;
- дальнейшее развитие механизма гарантирования кредитов МСП через унификацию деятельности гарантийных фондов, увеличения совокупного лимита системы гарантий кредитов МСП;
- увеличение денежного предложения в определенных сегментах денежного рынка, в которых возможности коммерческих банков наиболее ограничены – например, фондирование долгосрочных кредитов.

Однако, как показывает зарубежный опыт, только нахождение своей индивидуальной бизнес-модели обслуживания МСП, позволяет банку решать вопрос финансирования малого предпринимательства эффективно для всех участников кредитных отношений.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости