Минсельхоз представил проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Его суть — «фискализовать» и «монетизировать» такие инструменты административных санкций на бизнес, как штрафы за непредоставление информации в органы статистики при проведении государственных статнаблюдений.
Короткий двухстраничный текст нарушает установленную правительством процедуру проведения ОРВ: вместе с текстом акта должен выкладываться сводный отчет по форме приказа № 290 (с описанием проблемы, целей для решения проблемы; издержек, возникающих для предпринимателей и государства после введения в действие закона; с последующим мониторингом достижения целей / количественные показатели; с описанием новых или изменением существующих обязанностей для всех сторон, которые закон затрагивает). Ничего этого и рядом не стояло. Между тем две странички содержат оригинальное конструктивное решение, позволяющее легко превратить пиджак в куртку, но это еще не все, ибо легким движением руки брюки можно превратить в элегантные шорты. Простите, маленькая техническая неувязка: размеры штрафов увеличиваются, если брать по максимуму, в 30 раз.
В принципе этот незначительный вроде бы сюжет с точки зрения регулирования вполне ложится в логику: думаем одно, говорим другое, а делаем третье. Но главная логика тут такая: в этом году уже как ближайшая перспектива явно просматривается сжатие доходной базы бюджетов всех уровней, а с паршивой овцы — хоть шерсти клок. Снизили одно (фиксированные социальные взносы для ИП) — надо компенсировать каким-то другим инструментом, а еще лучше — не одним. Как сказал один из экономических руководителей довольно высокого регионального уровня, «это неприятно, но уровень фискальной нагрузки будет увеличиваться» (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл именно такой). Стоит ли удивляться, что (согласно недавнему докладу президенту Игоря Шувалова) число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей за январь этого года сократилось еще на 10,5 тыс., и успокаивать себя тем, что «это уже не 100 тыс., как было год назад, но по-прежнему цифра отрицательная» (в декабре сокращение было больше январского — около 40 тыс.). В целом же по количеству официально зарегистрированных ИП мы достигли в сфере «развития и поддержки МСП» уровня кризисного 2008 года.
Вместо улучшения среды предлагаются суррогаты. В качестве стимулирования ИП (и малого бизнеса в целом) и «переломления негативной тенденции» предлагается создание федерального гарантийного фонда — Агентства кредитных гарантий с уставным капиталом 50 млрд руб., которое будет работать с региональными гарантийными фондами и/или непосредственно с предпринимателями (http://kremlin.ru/news/20217). Между тем создание агентства — чисто лоббистский проект, который не будет иметь отношения не только к ИП, но и к малому бизнесу как к сектору. Да и семью хлебами накормить такой большой сектор сложно.
Впрочем, связка все-таки может быть: штрафы за несдачу статотчетности возьмут с одних, а передадут другим, например, Агентству кредитных гарантий. Пусть, конечно, не экстерналия, но тем не менее отрицательная…