С того момента, как в апреле вышло английское издание книги «Капитал в XXI веке» французского экономиста Тома Пикетти, книгу в 700 страниц уже успел прочитать и подробно прокомментировать весь цвет мировой экономической науки. Немудрено — книга произвела эффект разорвавшейся бомбы своим оригинальным анализом неравенства в современном мире и видением будущего капитализма как возврата во времена XIX в., где элита общества владеет существенным богатством, полученным по наследству, а не заработанным потом и кровью.
В частности, согласно Пикетти, отношение (накопленного) богатства в самом широком смысле этого слова к национальному доходу увеличивается, если доходность на капитал превосходит темп роста экономики. Согласно данным из трех десятков стран за последние пару сотен лет, именно такая картина широко наблюдалась в XVIII-XIX вв., а также наблюдается сейчас в большинстве развитых стран.
Если ничего не делать, т. е., например, не вводить существенных налогов на богатство для суперэлиты и не перераспределять выручку, то развитой мир войдет в неовикторианские времена «патриархального» капитализма, где общество будет управляться классом капиталистов, унаследовавших и преумножающих свои несметные богатства. Иными словами, можно забыть и о либеральной идее справедливости и равенства, и о консервативных рыночных идеалах, где главный герой — это предприниматель. Списки Forbes 400 скоро будут в основном включать в себя не основателей новых чрезвычайно успешных компаний a la Google, а внуков суперэлиты сегодняшнего дня, этаких Перис Хилтон.
Однако, как отмечает исследователь из Всемирного банка Бранко Миланович, прогноз Пикетти, если даже верен для тех стран, где есть «бремя больших старых денег», вряд ли уместен для развивающихся стран вроде Китая и Индии (Россию он не упоминает), где в силу исторических причин процесс накопления личного богатства — явление совсем новое. В таких странах, по мнению Милановича, неовикторианский период не наступит еще лет 100. Повод вздохнуть с облегчением и ничего не делать? Не совсем.
Пикетти в своем анализе трендов неравенства не принимает во внимание эффект наличия в стране природных ресурсов. Согласно же исследованиям экономического роста и неравенства, проводимым Кириллом Борисовым, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге, в ресурсозависимых экономиках права собственности на природные ресурсы со временем перераспределяются в пользу элиты, что ведет к более быстрому и резкому росту неравенства в обществе, по сравнению с экономиками, структура которых хорошо диверсифицирована.
Этот теоретический вывод подтверждается недавним исследованием банка Credit Suisse, согласно которому Россия лидирует в мире по показателям имущественного неравенства. Сейчас в нашей стране 110 граждан контролируют 35% всего национального богатства. Это означает, что 100 лет на раздумья, обещанных Милановичем, у нас просто нет: мир из романов Чарльза Диккенсас нашим собственным национальным колоритом может быть уже за углом.
Автор — декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге
Источник: