В мае 2014 года премьер‑министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Агентства кредитных гарантий со стопроцентным участием государства и уставным капиталом в 50 млрд рублей. Система поддержки малого и среднего бизнеса очень скоро пополнится еще одним мощным институтом. Окажется ли мощным и эффект?
Кулуарная дискуссия о необходимости такого агентства велась в правительстве с середины прошлого года. Видимым лоббистом в конце концов выступило Минэкономразвития, однако и без критики в публичном поле тоже не обошлось. Глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова поначалу не разглядела в проекте распоряжения никаких намеков на то, как, в какой форме и на что именно хотят потратить 50 млрд рублей. И даже припомнила в этой связи похожую ситуацию, когда аналогичную сумму выделили «РусГидро», после чего деньги пролежали без движения на счетах в Сбербанке 15 месяцев, позволив компании заработать 3,5 млрд в виде процентного дохода.
Сейчас понимание того, как будут работать деньги создаваемого Агентства кредитных гарантий, уже появляется. В двухмесячный срок Росимущество должно утвердить его устав и представить документы на регистрацию в Центробанк. Агентство возникает не на пустом месте, но накопленный опыт, похоже, в полной мере не учтен.
КРЕДИТНОЕ ГОЛОДАНИЕ
Дефицит финансирования — как «под оборотку», так и «на развитие» — одна из главных и застарелых рыночных проблем малого и среднего предпринимательства. Собственных средств, как правило, не хватает, а банковское финансирование для сектора сильно ограничено. Достаточно взглянуть на структуру совокупного кредитного портфеля российских банков, чтобы понять, что МСП как заемщик интересует их в гораздо меньшей степени, чем другие категории клиентов: накопленный объем кредитов у физических лиц в два, а у крупного бизнеса — в три раза больше, чем у МСП.
Другие направления кредитования в последние три года развивались более быстрыми темпами, так что доля кредитов малому и среднему бизнесу в кредитном портфеле банков постепенно снижалась — с 18,3 до 16%.
Аналитики МСП Банка, подводя итоги прошлого года, отметили снижение инвестиционной активности малого и среднего бизнеса и замедление роста рынка банковского кредитования этого сектора. Банки повышали требования к финансовому положению заемщика и залоговому обеспечению, а также менее охотно предоставляли малому бизнесу «длинные» деньги. Подтверждается это и данными исследования «Эксперт РА»: короткие кредиты (до года) и овердрафты составляют 69% в объеме выдачи, а кредиты от трех лет — всего около 11%.
2014 год будет еще более неопределенным для «большой» экономики, в тренде которой следует «малая». Спрос малого и среднего бизнеса на внешнее финансирование остается все же значительным, но ограничивается высоким уровнем банковских процентных ставок и отсутствием у заемщиков ликвидного залога.
Во всем мире эту проблему как раз и решают с помощью специальных гарантийных фондов, которые на определенных условиях выступают для заемщиков из числа малых и средних предприятий поручителями перед банками.
Институт региональных гарантийных фондов стал развиваться в России с 2006 года. Процесс их создания был инициирован Минэкономразвития и профинансирован из федерального бюджета. Фонды, учредителями или акционерами которых выступают органы власти субъектов РФ и муниципалитеты, действуют сегодня практически во всех регионах. Гарантийный капитал формируется за счет субсидий бюджетов всех уровней. Если у заемщика не хватает ликвидного залога, фонды (а всего их насчитывается в стране 81) предоставляют банкам поручительства II категории качества (не более 70% от объема обязательств по договору).
К середине прошлого года гарантийные фонды заключили свыше тысячи соглашений о сотрудничестве с банками. С начала деятельности фондов ими было выдано около 40 тыс. гарантийных обязательств на сумму свыше 100 млрд рублей, что, по официальным данным, позволило привлечь дополнительно кредитов для малого и среднего бизнеса на сумму свыше 200 млрд рублей. Негусто, конечно, если учитывать, что общий объем выданных этому сектору кредитов только в 2013 году составил свыше 8 трлн рублей. В годовом пересчете вся существующая в России гарантийная система обеспечивает своими поручительствами дополнительный приток кредитных ресурсов в сектор МСП в размере всего около 1%. Почти «статистическая погрешность». Капля в море.
Впрочем, нужно учитывать тот факт, что, поскольку фонды сформированы в основном на бюджетные деньги, именно власти заказывают «музыку» — то есть определяют, кого и как надлежит поддерживать гарантиями. Так, в показатели оценки деятельности директора гарантийного фонда включается такой «целевой индикатор», как отраслевая принадлежность предприятий и цель кредитования:
- не менее 70% портфеля должно «поручаться» за кредиты на приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, развитие инновационной деятельности, экспорта и импортозамещения;
- не менее 20% — за кредиты на внедрение результатов интеллектуальной деятельности (этот пункт может пересекаться с первым);
- не более 20% гарантий должно доставаться предприятиям розничной и оптовой торговли (в то время как это самая массовая категория МСП, доля которой в обороте сектора составляет 58%.
Таким образом, выдача поручительств торговому малому и среднему бизнесу «наверху» особо не приветствуется, в то время как в коммерческой банковской системе основной объем кредитных ресурсов получает именно он.
ГАРАНТИЙНЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ
По официальным данным, средняя сумма поручительства со стороны фондов в 2012 году составляла почти 4 млн рублей, а средний размер кредита, который выдавался под эти поручительства компаниям, — 8,4 млн. Максимальный размер поручительства — 600 млн, но он действует только для фондов, гарантийный капитал которых превышает миллиард рублей (таких всего пять на всю страну).
Интересно, что при текущей модели работы в среднем на каждый рубль в гарантийном капитале фонда приходится 1,3 рубля поручительств и 2,7 рубля кредитов малому и среднему бизнесу. Хотя в «забытых» теперь более ранних документах Минэкономразвития когда-то сообщалось об ожидаемом мультипликативном эффекте с коэффициентом от трех до пяти. Впрочем, и сейчас мантра «Потенциал гарантийных организаций выше» в официальных документах присутствует. В действующем приказе Минэкономразвития прямо указано, что начиная со второго года деятельности фондов общий лимит поручительств должен обеспечить привлечение финансирования в сумме, превышающей размер гарантийного капитала не менее чем в 3 раза.
В России любят ссылаться на опыт работы гарантийных систем за рубежом, почти всегда почему-то забывая, что там эти системы либо частные, либо со значительным участием частного капитала. Например, французское агентство OSEO, предоставляющее гарантии инновационным компаниям, почти наполовину финансируется за счет частных инвестиций. Причем оно не только предоставляет гарантии в размере от 40 до 70% необходимого обеспечения по кредиту, но и соинвестирует в некоторые проекты, а иногда даже выдает кредиты напрямую. В Италии Национальный гарантийный фонд является ассоциацией, созданной в соответствии с коммерческим правом и управляющейся комитетом менеджеров, который состоит из представителей семи фирм-соучредителей.
В России же, как обычно, решено создать государственное Агентство кредитных гарантий, хотя в будущем и допускается участие «частных инвесторов, включая крупнейшие коммерческие банки» (из поименованных в одном из документов это Сбербанк, ВТБ). То есть, в принципе, речь идет о госбанках. При этой схеме вообще возникает забавная ситуация: государство и госбанки формируют гарантийный капитал Агентства, которое потом выдает этим же банкам поручительства по кредитам, и при этом сам гарантийный капитал размещается на депозитных счетах этих же банков. С большинством уже работающих региональных гарантийных фондов все происходит именно так: они размещают свой капитал как раз на счетах в тех банках, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, касающиеся предоставления поручительств по кредитам. С учетом фактического огосударствления банковского сектора возникает схема: государство само выдает кредиты, само гарантирует, а в случае чего само себе покрывает дефолты заемщиков… Деньги циркулируют внутри государственной монопольной системы, все счастливы, не обращая внимания на слабенькие мультипликаторы.
По официальному замыслу создаваемое федеральное Агентство кредитных гарантий должно стать «координирующим центром» и даже «ядром» национальной гарантийной системы в России, закольцевав в единую сеть региональные гарантийные фонды. Агентство будет поддерживать региональные фонды контргарантиями, что увеличит их возможность выдавать поручительства по кредитам МСП, а также выдавать гарантии напрямую по кредитам на крупные инвестпроекты. Агентство возьмет на себя создание общих стандартов и процедур, единой системы управления рисками и информационной системы. В качестве «морковки», которая, видимо, призвана стимулировать добровольно-принудительное вхождение региональных гарантийных фондов в Национальную систему, предполагается снижение доли участия регионов в финансировании с нынешних 30% всего до 5%. Получит ли от всей этой схемы какие-то бонусы реальный, независимый, не аффилированный с властью малый и средний бизнес? Обещают, что доля кредитов, дополнительно полученных сектором с помощью поручительств Национальной гарантийной системы, достигнет 4% в общей кредитной задолженности МСП (вместо нынешнего одного процента). То есть будет не одна капля в море, а четыре. Сектор МСП может этого и не заметить, но большой государственный проект, как всегда, будет реализован, забота — проявлена.
Как все сложится на самом деле, посмотрим через пять лет.
Источник - http://b-mag.ru/2014/home-page/chetyire-kapli-v-more/