Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вот и новое громкое дело

Итак, основатель и глава АФК «Система» Владимир Евтушенков задержан и помещен под домашний арест по делу «Башнефти». Следствие подозревает его в легализации имущества, приобретенного преступным путем. Скажем сразу: это – абсолютно типичная история для российского бизнеса – предприниматель неожиданно оказывается в чем-то виновным. Совсем недавно я писал о таком же случае с Павлом Сигалом. Все различие в этих двух делах в том, что арест, пусть и домашний, Евтушенков а - это первый арест бизнесмена из числа богатейших предпринимателей за последние десять лет.

Но, с одной стороны, отсидевший эти десять лет Михаил Ходорковский теперь не только на свободе, но и за границей. С другой стороны, как объяснил представитель СК Владимир Маркин: «Мы же говорили о том, что для нас нет неприкасаемых – большой, маленький человек, какая нам разница? Что, большие люди не могут преступления совершать? Неприкасаемых для нашей системы нет». Такие тезисы надо время от времени подтверждать делом. И вот дело появилось.  Разумеется, уголовное.

И, разумеется, все сразу вспомнили «ЮКОС»: кого еще вспоминать в такой момент. Но, как совершенно справедливо заявил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов в интервью телеканалу «Россия 24»: «Я почти на 200% уверен, что в этой ситуации нет никакого политического контекста».

Действительно: как можно сравнивать Владимира Евтушенкова с Михаилом Ходорковским? Евтушенков не лез в политику и долгое время жил под крылом могущественного покровителя. Да и разрешение на покупку злосчастной «Башнефти», как утверждают сейчас знакомые с ситуацией люди, явно получил на надлежащем этаже власти.

Тем не менее, Евтушенкову предъявлено, как минимум, странное обвинение.

Приватизация башкирской нефтяной компании проходила с 1999 по 2003 год, и не имела к АФК «Система» никакого отношения. Занимался этим фактический хозяин башкирского ТЭКа, сын действовавшего президента республики Урал Рахимов, и никто тогда, кроме вечно сующей нос куда не надо оппозиции, никаких претензий тогда не предъявлял. Первый пакет акций АФК «Система» купила у Рахимова в 2004-м, когда приватизация «Башнефти» уже год как была закончена. Причем структуры Евтушенкова купили сначала  25 процентов акций и была миноритарным партнером. Потом они четыре года ждали и только в 2009 году купили контрольный пакет. Акции были приобретены открыто, покупатели участвовали в аукционе, который проводило государство, раскрыли всю информацию на бирже в Лондоне и Нью-Йорке. И до этого года никаких претензий по этому поводу не предъявлялось.

Но вот перестал быть президентом Башкирии отец продавца «Башнефти» Муртаза Рахимов. С поста мэра Москвы был снят покровитель Владимира Евтушенкова. И к «Башнефти», судя по всему, стали присматриваться люди, не потерявшие связей с властными кланами.

По делу, связанному с акциями БашТЭКа был заочно обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ст. 160 и ст. 174 УК РФ (присвоение или растрата и легализация денежных средств, приобретенных преступным путем) сын экс-главы Башкирии Муртазы Рахимова Урал и очно — основатель ИД «Собеседник» Левон Айрапетян.

И вот уже в СК РФ считают, что, используя служебное положение своего отца — президента Башкирии, господин Рахимов организовал хищение контрольных пакетов акций ряда предприятий БашТЭКа, в том числе «Башнефти», «получив реальную возможность распорядиться ими по своему усмотрению». По этому поводу есть только два вопроса. Первый: где вы были десять лет, доблестные наши следователи, ведь о том, что творилось в Башкирии, достаточно много говорилось уже тогда. И второй: если в момент покупки «Системой» акций никаких претензий к Уралу Рахимову и правоохранительной и судебной системы России не было, почему столько времени спустя они появились к Евтушенкову?

Сегодня, усомнившись в законности приватизации предприятий, следствие поставило под вопрос и законность сделки по продаже «Башнефти» в 2009 году АФК «Система». Более того, неожиданно, как рояль в кустах, появился и потерпевший от этой сделки - Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии. Акции «Башнефти», как известно, были проданы Рахимовым-младшим за 2,5 миллиарда долларов, а сейчас вышеупомянутое ведомство решило оценить их в 7 миллиардов и заявило в уголовном деле гражданский иск на эту сумму.

Следственный же комитет, обвинив господина Евтушенкова по ст. 174 УК, недвусмысленно намекает, что АФК «Система» приобретало имущество, полученное Уралом Рахимовым «заведомо преступным путем», то есть отмыло его. Нет, конечно, по поводу приватизации башкирского ТЭКа Уралом Рахимовым могли быть вопросы, но задавать их должны были, причем десять лет назад, государственные, в том числе и правоохранительные органы. Однако тогда они никаких вопросов не задавали. Каким тогда образом руководители АФК «Система» должны были определить, что приобретают имущество, полученное «заведомо преступным путем»? Вот Муртаза Рахимов, давая показания следствию, заявил, что и сейчас не видит в приватизации предприятий БашТЭКа и сделках с их акциями ничего криминального. А ведь Башкирией в то время руководил он. Как же так?

Однако эти вопросы следствием не задаются. Как говорит всё тот же представитель СК Владимир Маркин: «У следствия есть достаточные основания полагать, что Евтушенков причастен к легализации».

Но есть и другая точка зрения.

Очень осторожный и всегда колеблющийся только вместе с линией партии глава РСПП Александр Шохин выразил сомнения в правомерности выдвинутого обвинения: «Если приватизация «Башнефти» происходила с нарушениями, то это не повод предъявлять обвинения добросовестному приобретателю на следующем этапе этого актива».

Бывший глава Минэкономразвития, ныне глава Сбербанка Герман Греф высказался еще в июле, сразу после ареста акций «Башнефти» и вызова Евтушенкова на допрос в Следственный комитет:  «Совершенно очевидно, что «Система» не имеет к этому никакого отношения, ведь она приобрела акции нефтяной компании на рынке через много лет после завершения приватизации». Ситуацию Герман Оскарович уже тогда назвал «очень плохим прецедентом для общего инвестиционного климата, рождающим сомнения у всех инвесторов в правах собственности».

Разумеется, наиболее резким оказалось мнение Михаила Ходорковского, считающего, что  за действиями СКР стоит компания «Роснефть», заинтересованная в приобретении активов «Башнефти»: «У меня лично полное понимание, что это все тот же Игорь Иванович (Сечин. - Ред.), который за одиннадцать лет нисколько не поумнел, а стал, может быть, еще более жадным». - заявил бывший глава «ЮКОСа» «Ведомостям».

Увы, но не только самый известный узник последнего десятилетия поминает в связи с делом «Системы» крупнейшую отечественную нефтяную компанию. И «Роснефть» устами пресс-секретаря компании Михаила Леонтьева уже назвала заявление Ходорковского «бредом». Как заявил Леонтьев, «недопустимо все экономические дела, включая дело АФК «Система», сравнивать с «делом ЮКОСа», обвиняя в этом «Роснефть».

Реакция была настолько нервной, что невольно напомнила об известной пословице про самовозгорание головных уборов.

Не настроенные ссориться с нефтяным гигантом эксперты всё же полагают, что даже если Игорь Сечин не был инициатором атаки на АФК «Система», он, безусловно, выигрывает от нее. Сам же Евтушенков события вокруг компании уже называл рейдерством.

О том, что неприятности Евтушенкова связаны с тем, что он не захотел вовремя продать компанию, заговорили сразу, как только стало известно о его домашнем аресте.  Сразу обратили внимание и на тот факт, что  «Башнефть» осенью готовилась провести SPO, но тут последовал арест акций, и сделку пришлось отложить.  При этом «Ведомости» еще в начале августа писали, что «Роснефть» и «Независимая нефтегазовая компания» еще до объявления «Башнефти» о размещении в Лондоне сделали предложение владельцам компании о ее приобретении или других формах взаимодействия. Евтушенков ответил отказом, причем по сведениям источника «Ведомостей»,  стороны не сошлись в цене.

И вот сейчас цена «Башнефти» ощутимо падает. После того как было объявлено об аресте Евтушенкова, котировки акций АФК «Система» понизились на 36%. Акции «Башнефти» подешевели на 20%, а капитализация компании за сутки упала с 278 до 230 миллиардов рублей. Никто не знает, какую цену предлагали Евтушенкову за «Башнефть», но ясно, что через некоторое время она может достигнуть желаемой отметки.

И тогда в очередной тверской пивной будет зарегистрирована очередная фирмочка, которая и купит «Башнефть». И лишь потом мы узнаем, кто явится «добросовестным приобретателем».

Что же касается российского бизнес климата, по которому, вроде бы нанесен удар, то ему не больно: он у нас уже мертвенький.

И, как это бывает у нас, вслед за Евтушенковым, который, дай Бог, продав компанию, выйдет на волю, последуют куда более мелкие предприниматели, у которых куда более мелкие рейдеры будут тем же путем отбирать бизнес. Но кого волнуют такие мелочи?

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости