Наша жизнь парадоксальна, и один из многочисленных парадоксов состоит в том, что чем больше наше государство проявляет заботу о малом бизнесе, тем хуже ему приходится.
Вот в министерстве промышленности и торговли РФ произошел приступ начальственной заботы: министр Денис Мантуров заявил о необходимости создания нормативов обеспеченности населения торговыми площадями в рамках Стратегии развития российской торговли до 2020 года. В конце прошлой недели замминистра Виктор Евтухов со страниц газеты «Известия» поведал гражданам России, как им в связи с этим станет хорошо жить. Увы, автора этих строк ни заявление министра, ни обещания его заместителя почему-то не вдохновили. Почему?
Во-первых, у меня сразу возник вопрос: что это такое - нормативы обеспеченности населения торговыми площадями. Будучи рядовым представителем этого самого населения и живя в самом обычном окраинном районе Москвы, я почему-то никогда не ощущал недостаток торговых площадей. Я ощущал, что не хватает нужных мне магазинов. В то же время вокруг достаточно таких, в которые я, если и заглянул один раз, то только чтобы убедиться, что мне в них делать нечего. При этом я вполне допускаю, что вокруг может жить достаточно людей, которых, наоборот вполне устраивают магазины, в которые я не захожу.
И все мы без участия Минпромторга можем влиять на окружающую нас торговлю. И влияем – недаром одни магазины закрываются, а на их месте возникают другие. И происходит это не потому, что хозяева магазинов не соблюдают некие утвержденные чиновниками нормативы, а потому, что местные жители не проявляют достаточного интереса к их товару, зато хозяева помещений (а это зачастую городские или районные власти) регулярно проявляют интерес к повышению ставки аренды. Что же теперь хотят регулировать в Минпромторге?
В 2011 году был установлен норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов для каждого региона. В министерстве считают, что на тот момент стало большим шагом вперед, хотя и он имеет несколько существенных недостатков. В частности, норматив суммирует все торговые площади, не учитывая необходимости многоформатной торговли.
«Получается, что, согласно действующему нормативу, всего один крупный торговый центр способен обеспечить население торговой площадью, — объясняет корреспонденту «Известий» замминистра Виктор Евтухов. — По факту же к реальной обеспеченности он отношения не имеет. Ведь получается, что пенсионерам приходится проделывать путь за продуктами в несколько километров. Разумеется, им нужен не огромный гипермаркет с тысячами наименований товаров, а маленький магазинчик в шаговой доступности от дома, где всегда можно купить продукты первой необходимости. Работающим гражданам также нужны торговые точки в максимальной пешей доступности. Люди, лишенные магазинов рядом с домом, вынуждены закупаться впрок продуктами с длительным сроком хранения. А если бы неподалеку от места проживания была мясная лавка, они покупали бы свежую продукцию каждый день, то же самое касается молочных продуктов и овощей».
Лично мне из этих объяснений замминистра становится ясно, что сам он по магазинам если и ходит, то крайне редко. Скажите, рядовые граждане, вам очень хочется каждый день ходить по магазинам, даже если мясная и овощная лавки в трехстах метрах от дома? Особенно это относится к людям работающим. Что же касается пенсионеров, то они стараются покупать продукты там, где они хоть немного дешевле.
Странно, что замминистра этого не понимает, или делает вид, что не понимает. Но он гнет свою линию: предлагается установить норматив по магазинам небольшой площади. Соответственно, крупные объекты — гипермаркеты, торговые сети и т.п. — в него не попадут и не будут искажать реальную картину.
Я, конечно, понимаю, что, если вы хотите представлять реальную картину торговых площадей, занятых продовольственными товарами, то гипермаркеты «ИКЕА», «Три кита», «Спортмастер» или «Леруа мерлен» будут её искажать. Но точно также будет искажать её и отсутствие расположенных на данной территории гипермаркетов «Ашан», «Метро», «Карусель» или «Магнит». Для рядовых граждан не существует отдельно сетевой торговли и маленьких магазинов. Торговые точки делятся на те, где можно за приемлемые деньги купить необходимый набор продуктов и где сделать это затруднительно.
Но уж если речь зашла о магазинах шаговой доступности, то давайте вспомним недалекое прошлое. Ещё несколько лет назад в шаговой доступности от наших домов располагались, если не магазины, то киоски или так называемые «Тонары» - киоски на колесах. И в них можно было купить: где овощи и фрукты, где хлеб и печенье, где молоко и сыр, где, наконец, пиво, воду и сигареты. Не ручаюсь за другие города, но столичная власть боролась с нестационарной торговлей долго, упорно и безжалостно. И если при Юрии Лужкове она еще хоть как-то дышала, то при Сергее Собянине столичные чиновники разных рангов прошлись по ларькам и киоскам, как Мамай, сметая всё на своём пути.
И вот Минпромторг решает развернуть ситуацию обратно.
Денис Мантуров объясняет позицию возглавляемого им ведомства так: «Недостаточное многообразие форматов препятствует созданию комфортной потребительской среды и негативно влияет на уровень конкуренции в сфере торговли. Для сбалансированного развития производства необходимы все форматы торговли, в первую очередь малой нестационарной мобильной торговли: ярмарки, сельскохозяйственные и оптовые продовольственные рынки. Это основная инфраструктура для сбыта продукции мелких и средних производителей, которые не имеют возможности поставлять крупным сетям большие партии товара, произведенного и упакованного по единым стандартам.
Такие форматы торговли – это не только важнейшая составляющая малого бизнеса, они оказывают влияние и на смежные отрасли. Например, развитие мобильной торговли создает дополнительный спрос на коммерческий транспорт и производство кузовов со специализированным торговым оборудованием. В свою очередь это влечет появление малых предприятий сервиса и сопутствующих услуг».
По мнению Минторга, реализация такой стратегии потребует корректировки нормативной базы всех форматов торговли. В связи с этим предложено:
внести изменения в Федеральный закон о розничных рынках, разрешающий субъектам Федерации сдвигать срок перевода сельхозрынков в капитальные здания до 1 января 2020 года. Необходимо, считают минторговские чиновники, принять и законопроект, в котором предусматривается выделение мобильной торговли в отдельную категорию с утверждением Правительством упрощенного порядка ее регулирования. Наконец, речь идет о создании прозрачных и единообразных принципов регулирования сегмента нестационарной торговли.
Лично меня всё это чиновничье словоблудие совсем не вдохновляет. Чтобы люди могли свободно заниматься торговлей, в далеком уже 1992-м году Борис Ельцин издал всего один указ, и до сих пор раскрепощенную им народную инициативу вся мощь государственного аппарата не может удушить окончательно. Зачем нужна новая регламентация торговли, причем, прежде всего, мелкой?
Во-первых, чтобы продемонстрировать заботу о малом торговом бизнесе, который, как известно, составляет у нас львиную долю малого бизнеса вообще. А, во-вторых, в ходе демонстрации этой самой заботы возвести новые административные барьеры.
Вернемся к комментариям замминистра Виктора Евтухова «Известиям»: «Норматив предполагает обязательное наличие в городах в радиусе 300 м от жилых домов не менее двух небольших магазинов, принадлежащих разным предпринимателям и не аффилированных друг с другом. Однако этот радиус может меняться в зависимости от плотности населения города. На наш взгляд, это позволит дополнительно стимулировать конкуренцию».
Опустим вопрос о стимулировании конкуренции: при наличии в непосредственной близости парочки сетевых супермаркетов он выглядит совсем не так, как объявляет замминистра. Объясните мне, почему находящиеся рядом магазинчики, когда один торгует, например, овощами и фруктами, а другой – молоком и творогом, должны обязательно принадлежать разным хозяевам?
Совсем недавно на страницах сайта НИСИППа глава столичного муниципального округа Москворечье – Сабурово Михаил Вирин объяснял: «По-моему, не сетевых магазинов у нас уже просто нет. Владелец одной овощной палатки не сможет выжить, поскольку покупать товар надо оптом. Нужно покупать, например, машину фруктов и развозить по своим 10 – 15-ти торговым точкам. Иначе ничего не получится. Ларьки ведь у нас, как ни странно, стоят рядом с супермаркетами. И, тем не менее, они находят своего покупателя. Но они все как бы микро-сетевые. По-другому просто ничего не выходит».
Если это так, то при желании закрыть можно будет кого угодно, обвинив в том, что два киоска «аффилированы друг с другом». Между прочим, отметим, что в основном мы слышим о магазинчиках аффилированных не друг с другом, а с местными чиновниками или правоохранителями.
Еще одно предложение выдвинул глава ФАС России Игорь Артемьев. Он выступил за необходимость возврата алкоголя, табака и пива в киоски и, кроме того, сказал: «Нужно все-таки, мне кажется, вот эту корзину маленького магазина просчитывать как необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность вбелую, с налогами, чтобы они могли жить».
Да, пиво и табак, безусловно, нужно в киоски вернуть, а вот кто будет просчитывать «необходимый минимальный набор»? Опять чиновники? Уж они-то обеспечат рентабельность не выше 10%, хотя только суммы, которые нужно «отстегивать» самым разным представителям власти и просто бандитам, могут превышать этот процент.
Разумеется, торговые точки шаговой доступности нужны. Нужны уже потому, что помогут тысячам людей обеспечивать себя и свои семьи. Но зарегламентированные магазинчики, которые можно в любой момент обвинить в нарушении сомнительных инструкций, закрыть или разорить, не решат проблемы. Они могут превратиться в ловушки шаговой доступности, капканы для малых предпринимателей, установленные каждые 300 метров.
Хотите, господа, развивать малый торговый бизнес – дайте людям спокойно работать и уберите руки. Всё остальное – от лукавого.