Не успела власть сделать публичное заявление о возможности ограничения для малого бизнеса, находящегося на спецрежимах (упрощенка, патент), в доступе к "льготному" налогообложению, учету и отчетности, как у Минфина уже готов законопроект.
Правда, эксперты текста законопроекта еще не видели - дискутируется только идея, хотя и подробностей по части того, что в него заложено, вполне хватает: шило из мешка уже торчит. Часть оптовой и розничной торговли, общепита, сферы операций с недвижимостью может быть поделена на "чистых" и "нечистых": на тех, кто право имеет, и тех, кто решением региональных властей может быть выведен за скобки.
Для справки: сегодня применять упрощенную систему налогообложения могут юрлица и индивидуальные предприниматели, годовой оборот которых составляет, с учетом коэффициента-дефлятора (рассчитываемого Минэкономразвития), 64 млн руб., остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн руб., а средняя численность сотрудников - 100 человек. Патентную систему могут применять ИП 47 видов деятельности и числом наемного персонала не более 15 человек (плюс есть ограничения по части потенциально возможного годового дохода, описание которого не укладывается в одно предложение, много нюансов).
В период 2011-2013 годов динамика количественной структуры всего сектора МСБ (включая ИП, микро-, малые, средние предприятия) в разрезе видов экономической деятельности колебалась очень незначительно: торговля составляла порядка 40%, операции с недвижимым имуществом (включая аренду, услуги разного рода) - 20-21%.
В структуре годового оборота всего сектора в эти же годы 63-65% составляла торговля, 8-9% - операции с недвижимостью. Понятно, что, скажем, по данным прошлого года больше всего по оборотам торговля составляла у ИП (почти 85%), но и у собственно малых предприятий торговый вид деятельности в обороте составил подавляющую величину (почти 60%). То есть предполагаемым решением как раз и будет затронута основная составляющая этой структуры.
Обосновывают инициативу тем, что бизнес применяет так называемые схемы. Впрочем, у нас вся экономика и без того давным-давно "схематозна" (хоть крупная, хоть малая) и дробится на кучки разных юридических оболочек в целях оптимизации (минимизации) налогообложения.
Инициатива якобы исходит от губернаторов (поименно они, правда, не названы), хотя конкретные регионы-бенефициары и аутсайдеры на уровне макроэкономики (в масштабе всей России) лично для меня пока не вполне ясны (кроме крупных городов - субъектов РФ), сей сюжет надо детально просчитывать.
Ясно, что регионы могут заработать на ряде налогов (например, на прибыль, на имущество), но НДС как основной поставщик доходов в налоговую часть бюджетной системы все равно уйдет в федеральный бюджет (и тут основной бенефициар и лоббист - федеральный центр). Поэтому вполне понятно, что федеральный уровень бюджетной системы в России выиграет, а вот какие регионы выиграют-проиграют, - вопрос к ним самим.
В целом же очевидно, что победит, как всегда, бюджетная система и консолидированный бюджет (в теоретических расчетах). Но то, что проиграет небольшой (пусть и непроизводственный) бизнес, вполне очевидно. Инициатива для того и придумана, чтобы осуществить больший объем денежных изъятий из микроэкономики. Но, видимо, чтобы уж совсем не отменить упрощенку, регионам тоже хотят поставить порог изъятий: не более чем в 10 раз по критериям "годовой оборот" (6,4 млн руб.) и "количество занятых" (10 человек).
Обоснование инициативы, видимо, забывает о вероятном развитии ситуации в сторону еще большей "схематозности" и дробления и улучшения статистики малого бизнеса с точки зрения количественных (ни в коем случае не качественных) характеристик. Таковой будет ответная реакция экономических агентов (они догоняют, а мы убегаем).
Совсем не оказаться в числе проигравших, конечно, не получится, не зря же готовили другую инициативу: расширение полномочий следственных органов по части возбуждения уголовных дел за неуплату налогов. Кроме того, Минюстом на днях было предложено ужесточить наказание за сокрытие доходов, с которых должны быть уплачены налоги (тюрьма сроком до 7 лет). Но пробовать минимизировать свое аутсайдерство многие субъекты МСБ, использующие сегодня упрощенку и патент, пытаться будут.
Цель государства в целом понятна: наполнять бюджеты любым способом. Вот и недавние слова замруководителя ФНС Натальи Завиловой на заседании бюджетного комитета Госдумы о росте налоговой задолженности вполне подтверждают и эту мысль, и этот тренд: "Если за 2012 год рост (задолженности) составил 0,5%, то за 2013 год - 2%, за январь-август 2014 года - 2,9%".
Не станет ли после всего этого малый бизнес исключительно микро?
Источник - http://itar-tass.com/opinions/2289