Мы продолжаем знакомить читателей нашего сайта с проектами, которые выполняет НИСИПП. Сегодня об одном из них рассказывает один из руководителей проекта Фазлиддин Сайдуллаев.
- Фазлиддин, насколько я понимаю, речь у нас пойдет о некоем проекте по электронным услугам, который выполнял НИСИПП.
- По электронным сервисам.
- И долго выполнялся этот проект?
- Несколько месяцев. Нам пришлось взаимодействовать с большим количеством органов власти, поскольку все они имели отношение к реализации тех или иных государственных полномочий. Степень их участия была, конечно, разной, поскольку полномочий было всего восемнадцать. Понятно, что по большинству полномочий было задействовано несколько госструктур.
Еще необходимо отметить сервисы разрабатывались не только для оказания госуслуг, но шире, в рамках выполнения государственных функций в целом, и к слову, весьма разнородных. Например, такие функции, как государственный жилищный надзор, государственный технический осмотр.
- А что такое государственный технический осмотр? Это касается автомобилей?
- Нет. Есть технический осмотр, касающийся автотранспортных средств, которым раньше занималось ГИБДД.
- Но его ведь отдали, по-моему, страховщикам.
- Совершенно верно, его отдали страховым компаниям: решили, что поскольку основные риски несут они, пусть они этим и занимаются.
Но помимо автотранспортных средств есть еще и самоходная техника: трактора, комбайны, погрузчики, бульдозеры и так далее. И вот региональные власти занимаются государственным техническим осмотром самоходной и дорожно-строительной техники.
- И все теперь будет в электронном виде?
- Откуда все пошло: это – процесс перехода от простой информатизации государственных услуг к введению электронных сервисов. В свое время, когда информатизация здесь только начиналась, предполагалось, что электронные услуги будут изменять принцип предоставления госуслуг. А в итоге это перешло в ту фазу, когда просто стали оцифровывать подачу заявлений, а остальной процесс практически повторял ту же процедуру, которая была в бумажном варианте.
В нашем же проекте была сделана попытка посмотреть как информационные сервисы могут не просто помочь гражданину получить какую-либо услугу через интернет, но и какие возможности они дают для удовлетворения его потребностей. Возможно, даже выходя за привычные рамки госуслуг, в виде какого-то нового документа или новой услуги или сервиса. Например, раскрытие некоей информации, возможность получить удаленную консультацию онлайн и ряд других возможностей, которые предоставляют информационные технологии. И сегодня московские власти активно используют данный подход к информатизации управления городом и взаимодействия с жителями.
Цель исследования была примерно такая.
Источников для исследования, поскольку мы пытались посмотреть на имеющиеся полномочия и возможные сервисы не только со стороны органов власти, но и со стороны потребителей, было несколько. В итоге мы фактически проводили несколько исследований. Первое – взаимодействие с органами власти, отвечающими за эти полномочия. Общались с ними, смотрели, какие информационные технологии они применяют на сегодняшний день, начиная с тех, в которых они ведут свое администрирование, и заканчивая средствами надзора в виде планшетов, позволяющими моментально оформлять необходимую документацию, поднимать информацию из своих баз данных и так далее.
Вторым этапом было непосредственное взаимодействие с потребителями – гражданами, которые пользовались теми или иными услугами или взаимодействовали с органами власти. Нас интересовало, с какими проблемами они сталкивались, какие предложения у них есть. Кроме того мы предлагали гражданам обсудить те предложения, которые мы сами нарабатывали. Нас интересовали их перспективность и востребованность простыми гражданами.
Наконец, в качестве источника информации мы использовали обзор международного опыта. Мы смотрели, как те или иные полномочия реализуются в других странах. Конечно, в данном случае есть свои ограничения: в других странах своя правовая и политическая система, свои экономические взаимодействия между различными уровнями власти. Так что не все практики из международного опыта применимы у нас, но мы, тем не менее, проводили и такое исследование. И то, что может быть имплицировано в московскую государственную практику мы рассматривали и давали по этим возможностям рекомендации.
Разумеется, все наши предложения обсуждались с органами власти. Представители госаппарата отвечали на вопрос: осуществимо ли это, на их взгляд.
Отдельно мы самостоятельно проводили оценку эффективности использования наших предложений – такой модифицированный вариант оценки регулирующего воздействия. Мы пытались оценить, какие затраты понесет городской бюджет, внедряя их, и какой эффект получат все субъекты взаимодействия. В последний пункт входят и государство, и граждане, и интересы общества в целом: снижение смертности, аварийности и так далее.
Это речь шла об основной методологии. Далее мы смотрели результаты по каждому конкретному полномочию.
- А можно рассказать короткую историю по поводу информатизации и введения электронных услуг?
- Конечно.
- Так вот, рядом с моим домом есть так называемая ярмарка выходного дня. Местным властям она почему-то, как бельмо на глазу. Как с ней только ни боролись, пока не решили закрыть с конца декабря до середины апреля. Почему так, никто никому объяснять не стал. Но вот в середине апреля ярмарка открылась опять, увы, потеряв половину продавцов. Причем исчезли именно те люди, кто не торговал импортными фруктами или чем-то еще, явно полученным у оптовиков.
И вот ближе к июню месяцу на свои места начали потихоньку возвращаться исчезнувшие торговцы. Я спросил у одной из таких женщин (торговля картофелем, морковью, свеклой, явно российскими яблоками и тому подобным), почему она появилась так поздно. Оказывается, когда они с мужем приехали подавать заявку на торговое место, им было сказано, что заявка принимается только в электронном виде на сайте то-ли управы, то-ли префектуры. По ее словам, на освоение интернет-премудрости у людей из небольшого поселка и ушло несколько месяцев, пока не приехал кто-то из молодых односельчан, работающих в столице и не объяснил, как все это сделать.
- Конечно, информатизация для кого-то создает и проблемы. Это молодежь поголовно с компьютером «на ты», а люди старшего поколения…
- Да еще в деревне или маленьком поселке.
- Да, конечно. Но, скажем прямо, Москва не может и не должна обеспечивать сельские поселения соседних областей своими городскими услугами в исключительном порядке. Услуга – одна для всех.
Вместе с тем мы проводили фокус-группы вместе с потребителями госуслуг, где проходили дискуссии и на эту тему тоже. Мы видели, как люди пожилого возраста отстаивали именно электронные услуги. Речь шла, например, о том, что, используя интернет, они могут за один день направить куда больше жалоб, чем обходя нужные учреждения.
- Это да. И там, где существуют электронные услуги, удобнее воспользоваться интернетом, чем отстаивать очередь.
- Безусловно, существует сложность с первым шагом – познакомиться с услугой. Но, когда этот шаг сделан, второй, третий и так далее шаги будут на порядок проще.
Если речь идет о том, чтобы отправить запрос один раз, то это сложно. Но дальше будет все проще и проще.
Мы тоже, когда оформляли электронную подпись для участия в работе ряда интернет-площадок, потратили на ее оформление, по-моему, два рабочих дня. Но теперь не надо ничего искать, не надо отправлять куда-то курьера – все стало просто. Документ подписан электронной подписью, и ты направляешь его, куда тебе надо. Это сокращает затрачиваемое время в разы.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин