Владимир Буев Вице-Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства в своем интервью «Информационно-аналитическому порталу «Бизнес Центральной России» рассуждает о днях сегодняшнем и вчерашнем малого предпринимательства в России.
Ст. 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (время его действия с 1995 по конец 2000 года) гласила: "Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". В наши дни все коллизии налогового законодательства решаются в пользу норм Налогового кодекса. Причем, все особенности налогообложения тех или иных хозяйствующих субъектов должны быть прямо в этом кодексе прописаны. Г-н Буев, все чаще говорят о необходимости возврата к системе поддержки малого предпринимательства, существовавшей во второй половине 1990-х - самом начале 2000-х годов. Какие конкретно варианты предлагаются? И что произойдет с малым предпринимательством, если они все-таки реализованы. Если проанализировать законодательство того времени, то данная норма одной из немногих помогала малому бизнесу в решении его проблем.
Г-н Буев, есть ли сегодня реальная возможность внести такую норму в Налоговый кодекс России, В Закон "Об основах малого предпринимательства"?
В одном вопросе сформулированы два разных.
Первое – гипотетическая возможность «возврата» в главенству норм специального законодательства, регулирующего МСП (вопросы его поддержки) над налоговым. То есть восстановление существовавших ранее элементов регулирования сектора МСП в части "неухудшения налоговых условий". Такое в принципе уже невозможно. Когда разрабатывался и принимался закон 1995 года «О господдержке малого предпринимательства», не были развиты иные отрасли законодательства (налоговое, гражданское и т.д.), бюджет не нес такого колоссального объема социальных обязательства, государство (в том числе в лице налоговых органов) было слабым.
Второе – возможность возврата к старой системе поддержке МСП (1990-начало 2000-х годов).
Речь по сути идет о «восстановлении» прежней федеральной (и региональной) инфраструктуры поддержки МСП и механизма государственной поддержки малого предпринимательства через разработку и реализацию федеральных и региональных программ. Ни то, ни другое в то время себя не оправдало.
Нельзя также сказать, что прежняя система «поддержки» чем-то принципиально отличается от ныне существующей, разве что перечень «объектов поддерживающей инфраструктуры» стал больше, а объем выделяемых федеральных и региональных ресурсов на поддержку «вчера» и «сегодня» – просто несопоставим. Так, сегодня уже есть гарантийные фонды субъектов РФ, есть микрофинансовые организации, получающие под выдачу микрозаймов федеральные, региональные и местные бюджетные средства. Зачастую те же самые региональные фонды поддержки предпринимательства, сохранившиеся с 1990-х годов, совмещают в себе функции микрофинансовых организаций и гарантийных институтов. Не так давно принято решение о создании Агентства кредитных гарантий с объемом капитализации 50 млрд руб.
В структуре Минэкономразвития сегодня существует профильный департамент, основной функцией которого и является развитие малого и среднего предпринимательства (ранее такой департамент был в структуре Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).
По сути сегодня департамент МЭР занимается тем, что каждый год собирает заявки с регионов и дальше распределяет федеральные средства в объеме по 18-19-20 млрд руб. в региональные бюджеты на цели поддержки. Понятно, что цели у департамента шире: и проекты нормативки писать, облегчающие жизнь сектора, и ежегодные доклады готовить о состоянии МСП, и измерять эффективность использования бюджетных средств на сектор. Но все равно ведь не делает этого.
Поэтому к чему «возвращаться» – совсем непонятно. Можно ли думать, что возврат, например, к какому-то новому-старому «независимому» Комитету поддержки МСП (как было на совсем ранней стадии становления российской «системы поддержки») повлечет за собой изменение подходов и принципов мотивации и стимулирования МСП? Весь прошлый (и нынешний) опыт свидетельствует, что оснований для этого нет.
Почему малый бизнес не стал драйвером российской экономики? Как будет развиваться малый бизнес, если не изменить действовавшее налоговое законодательство? Какие ваши прогнозы, Владимир?
В существующем типе российской экономике (опора на природные ресурсы, рост госсектора в разных формах, прямых и косвенных) малый бизнес не стал и не станет драйвером экономики. На мой взгляд, сектор достиг некоего своего предела как в абсолютном (количество), так и в относительном выражении (доля в ВВП, занятости и т.д.). Дальше сектор МСП может «развиваться» (существовать) только как «нишевой» и «пульсирующий объект»: чуть больше-чуть меньше (два шага вперед-два шага назад или даже шаг вперед-два шага назад). Рынки переполнены и монополизируются (с ростом доли государства). Административные условия (регуляторика и правоприменение) ужесточаются. В этих условиях рост может происходить только в теневом сегменте МСП.
Все слова о драйвере в этом смысле – декларации и не более того.
Владимир, спасибо за интересную беседу!
Источник - http://portalbisinfo.ru/publ/maloe_predprinimatelstvo_vozmozhen_li_vozvrat_v_proshloe/1-1-0-24