Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Константин Таратыркин, Генеральный директор ООО «АК – ИТР». Деньги из воздуха

- Итак, Константин, Вы говорили, что скандалы – неотъемлемая часть Вашей работы.

- Сейчас у меня создалась такая ситуация: люди брали приборы и ходили налаживать, и вдруг они решили показать, что много знают.

И вот на меня должны подать в суд. Этого не надо бояться, поскольку такое случается часто. Я, конечно, постараюсь договориться по-хорошему, но, если эта история выплывет…

Сами понимаете: если человек идет в суд, то наш с ним внутренний конфликт сразу превращается в публичный. Но, если всё станет известно, они ведь мне просто создадут рынок. Конечно, я пытаюсь их убедить, что не надо мне так резко повышать благосостояние, но ведь тут берут верх амбиции, непонимание простых вещей. А ведь это будет удар по их репутации. Будут проверки: надзорным органам ведь сразу дадут указание, чтобы они их провели.

- А они кто – Ваши коллеги или какие-то заказчики?

- Это – клиенты, офисное помещение. Там есть люди, считающие себя специалистами. Представитель заказчика считает, что надо сделать так, как он считает нужным. Я ответил, что так не делается. Он донёс начальству, что я всё делаю неправильно. Человек в своей фирме набивает себе цену, демонстрируя разнообразные знания. Я его понимаю. Это – бизнес, ничего личного.

- И Вас ещё прикрепляют к строительной СРО, к монтажникам, чтобы жизнь малиной не казалась, и Вы платили бы деньги ещё и сюда.

- Да. А к монтажу там есть привязка: наладка систем вентиляции. Но, если вы будете заниматься на особых объектах, надо идти в специальную СРО, где есть необходимые разрешения. Причём приборы стоят 50 тысяч рублей, и те же 50 тысяч стоит разрешение, чтобы работать на этих объектах, чтобы 6 человек прошли обучение. Обучение надо пройти по электрике, по технике безопасности – иначе вас не допустят. И проходить его надо каждый год.

У нас создана бюрократическая система, которая не дает возможности создавать конкурентную среду. Поэтому падает качество продукции.

Был такой случай: у нас на многие объекты вернули «первый отдел», на мой взгляд, по глупости. И вот первый отдел требует подписки, лишающей тебя на 5 лет права выезда за границу. У меня есть партнёр, которому это предложили. Он отказался. Тогда такое же предложение было сделано мне. Я тоже отказался.

Но навыки для выполнения работ, о которых идет речь, имеет три – четыре человека. Все отказываются: зачем нам нужно из-за денег (причем не слишком больших) лишать себя возможности пять лет отдыхать за границей, или выехать туда по делам. В итоге выполняют работу те, кто не слишком квалифицирован, уровень исполнения – соответствующий. А первому отделу что: всё подписано, значит, всё хорошо.

И речь идет не только о вентиляции, но и о других работах. Специалисты не хотят подписывать допуск, в качестве исполнителей берут любых работников.

Это, между прочим, один из ответов на вопрос: почему у нас стало так плохо с космической отраслью, когда там стало больше первых отделов.

- Понятно, что времена не советские, и люди готовы пожертвовать какой-то работой, чтобы сохранить возможность выезжать из страны, хотя бы в ту же Анталию.

Это раньше держались за место «с допуском», тем более, что поехать куда-нибудь, всё равно, было трудно.

- Да. А в итоге – конкуренции нет, качества нет. Первый отдел смотрит только в бумаги, а ведь то, что у тебя есть бумажка, не значит, что ты специалист. Другое дело – если ты специалист, то и соответствующие бумаги у тебя должны быть. Но это – другой вопрос.

- Как я понял, Константин, административных барьеров на Вашем рынке очень много.

- Так построена система: идет борьба с воспроизводством.

Раньше у нас в стране культивировалось воспроизведение инженеров. Сейчас система заточена на то, чтобы вообще ничего не воспроизводилось: ни инженеры, ни производство, ни интеллект. Массовое воспроизводство загроблено.

Я у себя на сайте пытаюсь как-то обучать людей. Но ведь в нашей отрасли нужны высококвалифицированные узкие специалисты, а у нас, как правило, наоборот, специалисты широкого профиля – смонтировать систему, принять роды, подковать коня…

- Как говорится: я всё могу, моя Россия.

- И всё – с неважным качеством. Если говорить о строительстве, к которому относится наша фирма, то качество здесь бывает просто очень низкое.

- Но что же делать. Я беседовал, например, с Андреем Марущенко, тоже приписанным у себя во Владивостоке к строительной СРО (он занимается установкой инженерного оборудования в строящиеся здания) и отчаянно с этой системой борющимся (у него даже есть сайт АнтиСРО). И вот бунтует он, а воз и ныне там.

- Я скажу по-другому: зачем мне бунтовать? После того, как у меня появилась СРО, для меня многое – не проблема. Я даже говорю коллегам: ребята, давайте сделаем СРО. Хотите – можете войти в ту СРО, куда вошёл я. Если речь идет о нормальных специалистах – нет проблем, в конце концов, заключим договор, я могу поставить свою печать. Мы же занимаемся воздухом – это для нас вообще не проблема.

Вопрос в том, что мы не востребованы, вернее, востребованы очень узко. Связано это с тем, что должны быть мотивация на производстве, а с производством у нас, сами знаете, что. Пока низкая культура и низкая ценность репутации и главное отсутствие роста промышленных предприятий. Не дают нам всем жить как люди.

- А если говорить об особенностях Вашей работы. Вы говорите о наладке систем на производстве.

- Большой объект, требует разделения труда: наладчики, работающие на решетках и диффузорах, звено наладчиков работающих в венткамерах и возле вентиляторов, ведущий наладчик обрабатывающих результаты замеров и испытаний, наладчик оформляющий результаты замеров в паспорта, акты и протоколы.

На большом объекте (площадь больше 30 000 м2) необходимо организовать людей и технологизировать процесс. Как всегда, поджимают сроки: именно тогда обращаются к нам. Монтажники, которые чаще всего берутся наладить большие объекты или один наладчик, на этом часто ломаются. Нужна фирма с опытом работы. Об этом заказчик часто не знает, если это в первый раз. Но опыт, сын ошибок трудных, заставляет искать тех, кто сделает. Так находят специалистов. Очень много фирм, ищут и, обжигаясь, находят ответственных партнеров.

- И много бывает хороших заказчиков?

- Было у меня три заказчика: «Тоталь», «Бош» и «Мичел». Их подразделение «Москокс» начинал судиться с Ростехнадзором, который «наехал» на компанию по поводу гозоочистного оборудования. Представители Ростехнадзора пригласили для экспертизы фирму (не будем говорить, что аффилированную), заявившую, что оборудование работает неправильно, хотя, на самом деле, это они неправильно меряли. В результате дело дошло до суда, и мы помогали готовить к нему документы.

И выяснилось, что отношение к паспортам систем такое: они помогают спастись от надзорных органов. Так считают и представители некоторых фирм-наладчиков.

- А на самом деле?

- На самом же деле, борьба с надзорными органами и городскими сумасшедшими дает очень небольшой процент прибыли от наладки и паспортизации систем вентиляции. Основное же – выполнение работ в полном объеме так, как это необходимо. И у иностранных фирм именно это является главным: они знают, как должно быть (у них всё это зарегламентировано). И с тем же «Тоталем» мы работаем нормально. Они платят достаточно, чтобы я ездил в командировки на Север и находился там достаточно долго. У «Лукойла» сгорела нефтеналивная база: техника безопасности оказалась на низком уровне. Сделал фотографии, когда возвращался от французов. «Транснефть» - вообще предлагает работать мне в убыток. Они предлагают такие деньги, за которые только сидя дома и сделав бумаги можно заработать.

Тут надо честно сказать: граждане, идет процесс становления институтов. И я, пусть это звучит несколько нагло, занимаюсь тем, что создаю нормальный рынок наладки вентиляционных сетей. И я отрабатываю правила. Хожу в суды, дерусь. Это – нужная и достаточно интересная работа, которая в итоге должна принести свои плоды.

И пока есть металлургия, нефтянка и целый ряд других отраслей, наша профессия будет востребована. Поэтому надо заниматься установлением нормальных рыночных институтов.

Да, конечно, мы зарабатываем и на офисах. Но, знаете, где устанавливаются основные вентиляционные системы?

- Наверное, там, где они больше всего нужны.

- Нет, они устанавливаются не там, где надо, а там, где есть деньги. 90% вентиляции устанавливается в Москве и Московской области. Хотя нужна она больше за Уралом и на том же Севере.

Есть и другие моменты. Так услуги наладчиков по вентиляции оценивается заказчиками в 97 случаях по двум параметрам скорость выполнения работ и качество паспортов. Те, кто занимаются наладкой профессионально, легко выполняют эти два параметра, разница в по скорости легко замечается, а вот остальное без приборов и знаний, трудно оценить.

Так что пока, хоть рынок значительно упал, мы работаем спокойно за счет фактического отсутствия конкуренции. Мы же не Америка, где в офисах систему вентиляции не налаживают в обязательном порядке.

 

На самом деле, мы беседовали с Константином Таратыркиным очень долго и обсуждали самые разные вопросы. Интервью с ним, касающееся его взглядов на общие проблемы бизнеса, будет опубликовано на нашем сайте отдельно.

 

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости