2014 год для российского МСП был годом испытаний: продолжающееся все последние годы падение экономических показателей, огромные государственные расходы, влияние крупномасштабных заимствований из-за рубежа ведущих российских компаний, сделавших экономику страны сильно уязвимой, падение цен на нефть, плюс наложившиеся геополитические факторы. Безумная экономическая политика продолжала реализовываться через попытки правительства увеличить налоговую нагрузку на бизнес, что нашло своё отражение в бюджете на 2015 год.
Кажется мы опять, как и 50 лет назад, упускаем возможность проведения экономических реформ, которые так активно пытался реализовать Алексей Косыгин. Результатом стал распад Союза. Можно ли сейчас не повторить для России подобный результат и провести реформы? Тогда необходимо понять в какой стране мы живем и что нужно делать для развитие страны через развитие предпринимательства?
Ключом к пониманию стала лекция президента НИСИПП, профессора ВШЭ, д. э. н. Александра Чепуренко: «Почему у нас, чего не хватишься, ничего нет? (о предпринимательстве, среднем классе и прочих мелких глупостях)» http://www.yabloko.ru/blog/2014/12/22_0 Построена она была на концепции обществ со свободным либо ограниченным порядком доступа, известного американского экономиста, лауреат Нобелевской премии 1993 года, Дугласа Норта.
‘Порядок свободного доступа’ – страны с высоким уровнем политической конкуренции и устойчивой рыночной экономикой, невозможностью создания политических монополий и олигополий, где обеспечивается свободный доступ на рынки, отсутствует ограничение экономической конкуренции – господство права и равенство всех субъектов на рынке. Здесь госбюрократия выступает как полезная надстройка для общества. Коррупция существует как дефект, как не должное поведение. Сильный средний класс (основа гражданского общества). Основные социальные лифты – образование, предпринимательство. Предпринимательство - креативный класс, является одной из основ успешного государства.
‘Порядок ограниченного доступа’ – сословно-феодальная система, когда государство ограничивает доступ как на экономический, так и на политический рынки, чтобы обеспечить условия для извлечения ренты ограниченному числу групп интересов и тем побудить их отказаться от прямого применения насилия для охраны прав собственности и активов. Так в России определенная группа участников (силовики, чиновники, приближенные бизнесмены – авт.) получила устойчивый сигнал – ваши интересы всегда приоритетны. Коррупция – не дефект общественного поведения, а смазка для работы государственного и общественного механизмов. Есть среднее сословие, но нет среднего класса. Предпринимательство не является социальным лифтом. Лифтом являются связи. Госбюрократия стремиться к перераспределению ресурсов и создаваемых продуктов.
Ведущие страны мира попали в первую группу, а Россия оказалась среди стран Латинской Америки и Восточной Азии, имеющих не классовое, а сословное общество.
Понятно, что в России бизнес есть, но какой он? В основном это государственный бизнес и бизнес, имеющий название – «непроизводительный или деструктивное предпринимательство» (термин Вильяма Баумола). Во всех обществах современного типа примерно одинаковая доля лиц, склонных к креативной (предпринимательской) деятельности. Но способы реализации креативности зависят от господствующего контекста: кто-то становится предпринимателем, а кто-то - Остапом Бендером.
Не удивительно, что в России количество «остапов бендеров» зашкаливает. Система сама выдавливает нормальных. добропорядочных предпринимателей во внеправовое поле.
Учитывая, что экономика России вошла в состояние рецессии, то можно предположить рост числа субъектов предпринимательской деятельности (МСП), которые будут вынуждены либо уйти совсем из бизнеса, либо уйти в «тень», что ещё больше повысит налоговую нагрузку на платящих (2/3 предпринимателей).
Государство заявило на 2015 год беспрецедентные суммы на поддержку МСП. Во-первых, трудно поверить, что в связи с ухудшением экономической ситуации обозначенные суммы не будут секвестированы. Во-вторых, уже 40 млрд. рублей впустую вложены в инфраструктуру и пора перейти к прямой поддержке МСП. В-третьих, деньги выделяемые на поддержку МСП нередко используются нецелевым образом (покрывают кассовый разрыв в регионах и др.). В-четвертых, возрастает число откатов за пользование предоставляемыми ресурсами. Не удивительно, что при такой «поддержке» МБ, многие эксперты и политики требуют отказа от неё, мотивируя тем, что реальный бизнес не получит практически ничего.
Необходима коренная реформа взаимоотношений между бизнесом и властью, которая должна привести предпринимательское сословие к тотальной консолидации, что позволит получить от власти полномочия по саморегулированию рынка!
2015 год в астрологии – год Юпитера – год разрушения старых установок и формирование новых общественных законов. Не стоит ждать другого времени для проведения реформ!
Бизнес должен быть защищен от «оков» внешнего контроля, силовых наездов, рейдерских захватов, поборов, проверок, драконовских законов, ухудшающих его положение. Он должен получить равный доступ на рынок, цивилизованную конкуренцию, получение финансовых ресурсов, информационную поддержку. И это единственный возможный путь развития, а не выживания.
Когда возникает разговор о необходимости коренного реформирования предпринимательских союзов и формирования объединений двух типов, в которые должны будут войти все российские предприниматели: производителей товаров, услуг на базе системы ТПП и союзов работодателей на базе «Большой тройки» (РСПП, Деловая Россия и ОПОРА России), мне приводят множество доводов, почему это невозможно.
Думаю, что настало время рассмотреть все негативные стороны такой консолидации:
- В настоящее время системная консолидация возможна лишь при посредничестве власти, из-за чего могут происходить существенные перекосы.
- Сегодня существуют по настоящему независимые от власти сообщества и предприниматели, достойные уважения, справедливо утверждающие, что объединения должны строиться и развиваться только снизу, без вмешательства извне, но количество их и возможности практически ничтожны.
- Большая часть бизнесменов (60%) не воспринимает представителей идентичных профессий членами единого бизнес-сообщества, при том, что 53% считают, что развитию бизнеса помогло бы саморегулирование (Мониторинг гражданского общества. ВШЭ. 2011).
- Проблема разделения полномочий между союзами бизнеса двух типов. Сегодня в России не существует системного разделения бизнес-сообществ на производителей товаров, услуг и работодателей, позволяющим первым (производителям) отстаивать свои права во взаимоотношениях с потребителями и властью, а вторым (работодателям) – с работниками и властью.
- Существующие сегодня системообразующие сообщества бизнеса, такие как ТПП РФ, консолидирующая на своих площадках производителей товаров и услуг, и такие как «Большая тройка» - условные (на сегодня) союзы работодателей крупного, среднего и малого бизнеса, объединяют не более 5-7% предпринимателей страны, не способны выстроить равные партнерские отношения с властью и требуют реформирования.
- Учитывая, что каждое российское предприятие должно будет войти в соответствующее отраслевое сообщество на площадке региональной ТПП, а руководитель предприятия (персонально) должен будет войти в региональный союз работодателей своего уровня бизнеса (малый – ОПОРА, средний – Деловая Россия, крупный – РСПП), возникнет очень много организационных и др. проблем.
- Необходимо решить проблему создания «лифтов» для перемещения компании (в зависимости от заявленного капитала – малый, средний. крупный) в союзах работодателей по уровню бизнеса.
- Есть существенная проблема «захвата» (назначения) чиновниками руководящих должностей в отраслевых сообществах в схожих сферах деятельности, которыми они руководили, будучи на государственной службе, что приведет к полной дискредитации реформирования (это показал опыт саморегулирования строительной отрасли).
- При непродуманной консолидации производителей товаров и услуг в отраслевые гильдии может произойти ухудшение положения менее защищенных компаний (подминание крупными игроками малых и средних), за счет несправедливых взносов и требований.
- Вступающим в сообщества придется «заявить» весь капитал компании, а также собственников.
- Каждое предприятие должно будет предоставить информацию о себе, выпускаемой продукции, руководстве для размещения в создаваемой виртуальной бизнес-платформе (сайте), аналогичной Фейсбуку, Контакту и др.)
- В случае систематических нарушений выработанных и утвержденных отраслевыми сообществами и союзами работодателей внутренних требований и правил, виновный участник рынка (предприятие) может быть сурово наказан, вплоть до потери своего бизнеса.
Понятно, что предстоит огромная работа по поиску оптимальных для предпринимателей решений, чтобы светлая идея консолидация бизнеса не превратилась в его окончательные похороны. Мы должны понимать, что консолидация может дать бизнесу реальный шанс на достойное существование и развитие, а с ним и развитие страны.
От консолидации выиграют все участники рынка: потребители, производители товаров и услуг, работники, работодатели, государство:
1. Добиться роста производства товаров и услуг (за счет реальной конкуренции).
2. Повысить качество товаров (внутриотраслевой контроль качества).
3. Добиться прозрачности в государственном и муниципальном заказе (за счет проведения конкурсов и тендеров на площадке ТПП).
4. Существенно сократить чиновничество, налоги на бизнес, коррупцию.
5. Прекратить практику рейдерских захватов и арестов добросовестных предпринимателей.
6. Осуществлять внутренний контроль за набором для бизнеса иностранной рабочей силы (решение проблемы нелегальной миграции).
7. Контролировать создание прозрачной пенсионной системы для всего бизнеса.
8. Обеспечить справедливые условия труда работников предприятий.
9. Сформировать на новом качественном уровне систему кредитных кооперативов.
10. Повысить ответственность, а значит и авторитет предпринимательства в России.
11. Отделить бизнес от власти и равноудалить бизнес.
Уверен, что именно тема коренной перестройки взаимоотношения между бизнесом и властью, а также реформа предпринимательских сообществ должны стать центральной частью обсуждения поддержки МСП на Государственном Совете в первом квартале 2015 года.