Это самые короткие итоги, которые я написал за последние восемь лет, несмотря на огромный массив материалов для анализа. Чем больше погружался в материалы, тем больше понимал – необходимы совершенно другие подходы. Нужны кардинальные реформы, а не ковыряния в важных мелочах, в которые нас умышленно загоняют многие годы. Механизм «ковыряний» запущен бюрократией давно. Он работал последние лет десять как часы в интересах узкой группы экспортеров и получателей ренты, но время его заканчивается.
Уверенное торможение российской экономики последних четырех лет подтверждало пессимистические прогнозы экспертов. Причинами для надвигающегося кризиса были: сырьевая зависимость, отсутствие конкуренции, гигантский военный бюджет (треть всего госбюджета), вложения в проекты, не дающие мультипликативный эффект, огромные бюджетные обязательства неснижаемого характера, рост налогов на бизнес и др.
Экономические санкции в связи с аннексией Крыма и падение цен на нефть, лишь усугубили ситуацию в экономике: девальвация рубля, ускорение инфляции, влияние крупномасштабных заимствований из-за рубежа ведущих российских компаний, сделавших экономику страны сильно уязвимой, рост кредитных ставок, увеличение налоговой нагрузки, значительный отток капитала, привели к высокой неопределенности для ведения бизнеса. Самое неприятное – это отсутствие перспектив на ближайшие 2-3 года. При этом, в бюджет 2015 года заложили возрастание налоговой нагрузки на бизнес (несмотря на объявленный мораторий).
Невнятность государственной политики в отношении МСП показал и прошедший в конце октября Форум Опоры России «Малый бизнес: перезагрузка». Выступавший на нем премьер-министр Медведев отшутился, что всё им сказанное не воспринимали слишком серьезно, учитывая место встречи (здание КВН): «Мы всё время двигаемся в правильном направлении (и показал вниз). Мы не спонсоры, мы партнеры». А доллар тогда ещё стоил чуть больше 40 рублей, и не было намека на «черный вторник». Но «барометр бизнес-настроений МСП» уже показывал бурю: «По итогам 3-го квартала 2014 года настроение предприятий МСБ находится практически в отрицательной зоне. Поводов для радости у нас немного. Чем меньше размер предприятия, тем хуже его настроение. Малые предприниматели наиболее быстро и наиболее чутко реагируют на изменения экономической ситуации…», - сказал один из авторов проекта. Если учесть, что из 5 млн. субъектов МСБ 53% (малый) имеют пессимистичный прогноз, а 46,6% (микробизнес) – крайне пессимистичный, то ситуация очень печальная.
А как можно оценить действия московских властей, фактически ведущих войну на уничтожение малого бизнеса? Это не только четырехлетняя зачистка малой торговли и сферы услуг, но и принятые в конце года в кризисных условиях поправки в НК, предусматривающие введение муниципальных сборов с предпринимателей. Московским властям нет оправдания!
26 мая в День предпринимательства мы впервые за всю историю этого праздника отказались от традиционного протеста и не вышли на улицы столицы и других городов, приняв официальное заявление, в котором в частности говорилось: «…Должна быть инициирована реорганизация отраслевых союзов и союзов работодателей, которые сегодня объединяют лишь 5-7% предпринимателей страны. … Именно государство обязано оказать максимальную помощь в этой работе, пообещав передать бизнес-сообществам все полномочия по контролю за деятельностью в большинстве секторов экономики. Одновременно с процессами консолидации предпринимателей и получения полномочий, необходимо проводить перестройку государственных органов, ответственных за взаимоотношение и контроль бизнеса. Необходимо реформировать судебную систему. Именно сегодня, накануне Дня предпринимательства, мы требуем привлечения к ответственности и отстранения от занимаемых должностей всех чиновников и представителей силовых органов, судейских и прокурорских работников, по вине которых предпринимательство оказалось на грани уничтожения в России! Одновременно с этим мы требуем отмены всех законов и постановлений федеральных и региональных властей, ведущих к сокращению целых секторов предпринимательской деятельности (например, малой торговли, промышленности, фермерства) в угоду крупным компаниям. Только этот путь позволит привести нашу страну к благополучию, а граждан - к достатку!»
В этих условиях совершенно логично набирает поддержку проект создания музея жертв предпринимательства в Москве. Бизнес должен знать и помнить свою историю! Какой сигнал дает Москва регионам? Тысячи уничтоженных бизнесов, десятки тысяч разбитых судеб, семей, безработных сотрудников нельзя простить!
Российские и московские власти своими действиями принуждают бизнес уходить от растущих рисков. Путей два: внешняя и внутренняя (уход в тень) эмиграция.
Конечно, нельзя выставлять всё только в чёрном цвете. Прорывом считают некоторые специалисты провозглашенные в послании президента меры по поддержке МСП. Нет нужды перечислять заявленное. Известно, что реализация подобных заявлений, порой, приводила к обратным результатам, только ухудшая положение бизнеса. Всем известно как используются гигантские бюджетные средства, выделяемые на развитие инфраструктуры бизнеса. Они либо используются нецелевым образом (затыкание кассовых разрывов в экономике дотационных регионов), либо идут на ненужные бизнесу проекты. Пора адресно помогать конкретным бизнесам, а не растаскивать «по карманам инфраструктуры»!
Почему, например, нужно было вводить особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым статьям? Опять в каменный век? Кто из предпринимателей поверит такой власти, которая увеличивает налоги, увеличивает давление на бизнес и при этом надеется на поддержку своей политики? Так не бывает. Поэтому бизнес не верит в так называемую амнистию капиталов, как это не прискорбно.
Начиная с 2013 года жизнь окончательно показала неэффективность российской экспортно-ориентированной модели экономики. Какой может быть потенциал? Если «очиститься» от нефтедолларов – нулевой! А США только в 2013 году приняли решение о расконсервации своих нефтяных запасов, многие годы не позволяя стране сесть на нефтяную иглу. Чем это «обернулось» для бизнеса в нелюбимых нами США? Там производственный бизнес получил колоссальные льготы по оплате за энергопотребление, что подняло многие убыточные проекты, и бизнес стал создавать рабочие места, даже возвращая производства в родную страну.
Но где наши реформы? Где Новая Экономическая Политика (НЭП), ожидаемая бизнесом и обществом? Пора менять политику, а государству реально становиться партнером всему бизнесу, что означает отсутствие ограничения экономической конкуренции и обеспечение господства права и равенство всех субъектов на рынке.
Складывается впечатление, что не поддерживая нужным образом реальную экономику, бизнес и сохраняя на прежнем уровне расходы на оборону и социальные расходы, под нож пойдут ресурсы реального развития, а не госрасходы.
На первый квартал нового года намечен Государственный Совет по поддержке МСП. Что ждать бизнесу? Многолетняя практика показывает – красивых слов.
Будут ли изменения?