Ну, наверное, тут стоило бы устроить плач Ярославны по поводу отсутствия всего … чего надо….
А потом обоснованно сообщить что хочется большого и чистого… И что б менты улыбались, детки слушались, здоровье было и чиновники были в заботах о нас многогрешных…. Впрочем с последним я погорячился….
Итак. По личному опыту…
Что мешает и сильно..
1.Величина и сложность налогов. Как говорится две беды – НДС и ЕСН… И мать их – налоговая!
НДС – это не только 18% в карман государства и заведомо неконкурентная цена в одном и том же сегменте рынка. Это еще и невозможность (реальная !) перейти на другую форму налогообложения после непродолжительной деятельности – ибо сначала надо отдать НДС государству за имеющееся оборудование и материалы. Кто это сможет из малого бизнеса, да ещё и в кризис? Да и не только, на самом деле, в кризис! Кроме того – конечно же, сложность исчисления… Безумная – если вы ведете реальную деятельность и занимаетесь реальным производством по (хотя бы!) сотне контрактов. В результате – хочешь-не хочешь, а заводишь второго бухгалтера для всей этой канители.
ЕСН – буду так называть это пиршество разума, не разделяя на пенсионные, социальные и иные поборы, а ля страхование …. Нет, с исчислением все хорошо, достаточно просто понятно и т.д. А вот с величиной аппетита указанных радетелей за будущие пенсии и сегодняшние болезни, как-то тяжко.
Ну а если быть чуточку полюбопытнее … и узнать сколько, например, Пенсионный фонд России тратит на собственные нужды из собранного, а это не много ни мало четверть от собранного. Как, неплохо? Вот и я о том же, тем более что в среднем в мире расход пенсионного фонда на себя не превышает 5%, а чаще около 3%. Я думаю, что с социалкой – примерно те же пропорции. Отсюда можно легко – на уровне школьной математики определить и сколько можно сэкономить или насколько можно уменьшить этот платеж. На - 25% - 5%=20%! Т.е. вместо 30% ЕСН можно легко сделать 24%.
И это вот, если вообще ни чего не менять, просто урезать избыточные аппетиты отдельных организаций. Если чуток еще подумать – то можно вспомнить те 20 миллионов трудоспособного населения «исчезнувших» из хозяйственной жизни. Т.е. 20 миллионов работающих за «налик» и не платящих никаких налогов, а вот пенсию социальную ведь все равно получат? Не так ли? Пока наши руководители идут по пути «не пущать и ужесточать», т.е. повышать налоги, штрафовать и жестко контролировать и проверять тех, кто их платит.
Но вот какая штука. Когда ЕСН был 20% - почему-то очень много компаний стали работать «в белую». Недолго, правда, счастье продолжалось. Обещания из серии «мамой клянусь» и «зуб даю» что повышать ЕСН не будут, конечно же, не выполнили. Правда, потом, потом было как то невнятно сказано, что налогов стали собирать после снижения ЕСН почему-то на 40% больше, чем при высокой ставке. И я тоже так думаю: с чего бы это? Налоги снижают – поступления в бюджет растут? А когда повышают – снижаются. Да еще и 20 млн. работящего народу испаряются с глаз налоговиков? То ли страна, какая-то неправильная? То ли руководящие «икономисты» и «эффективные менагеры» до сих пор не знают о кривой Лаффера?
А, может, они таки верят, что граждане у нас платят 13% налогов? Вот как не считал – минимум на 1 рубль заплаты – 76 копеек налогов должен отдать.
Важное замечание! ЕСН для меня – налог, что бы там иезуитски не заявляли о том, что это не налог, а взнос в фонды. Ибо если это взнос – пусть сами работники и платят, а я буду платить меньше бухгалтеру за все эти расчеты и перечисления. А может так свезет, как моим немецким коллегам – у них его вообще нет. Малый бизнес чай!
Ну и, конечно, налоговая…. Светочи ума и налогово-экономической грамотности. Вот зачем только их столько умных сидит в 9-ти этажном здании? Если они мне каждую неделю запросы шлют… Поясните то, поясните это….Иначе – дальше идет описание ужасов, которые они могут мне устроить! Да и фонды от них не отстают. В результате – горы бумаг с объяснениями (минимум 1 раз в месяц).
Вот хочется спросить: а самим подумать не судьба? Или собрать все вопросы и задавать их не чаще одного раза в год? Для меня – безумная экономия случится, опять же на бухгалтерии….
2. Вторая беда – проверяющие и разрешающие, то бишь запрещающие.
В реальной промышленности, ну той самой, которая создает добавленную стоимость на всякие штуки, которые можно пощупать, а именно строительстве есть такая штука, как СРО. Можно долго рассказывать, что это такое и спорить о правильности, необходимости и своевременности, а также о безумной важности и великих целях. В общем короче – собрали денег (миллиарды кстати) и продолжают собирать, основной состав СРО – не строители и специалисты в строительстве, а юристы. Естественно – торговля допусками и т.д. В полный рост. Стоило ли менять «шило на мыло»? Говорят стоило – раньше была тысяча человек в ФЛЦ, а теперь 300 СРО и каждой минимум 20 «кормящихся»… Считаем сами… Ничего не делают… Точнее имитируют кипучую деятельность. А ну да - еще разворовывают компенсационный фонд, а уж проценты от него – святое дело!
К явлениям того же порядка можно отнести всячески инициативы «воспаленного разума» в части защиты прав и здоровья работников – это я о сертификации рабочих мест. Вот уж кормушка так кормушка… Ну ладно б там опасное и какое еще производство, а вот офисы? Только не надо мне разговоры разговаривать про заботу: забота здесь явно просматривается о личном, т.е. сугубо персональном кармане проверяющих.
Продолжать по этой теме можно много, ибо проверяющих – тьмы и тьмы… И не знаешь откуда выскочат. То Ростехнадзор возбудится – куда энергосберегающую ртутнонаполненную хрень сдаешь или так проект на экологию захотят…. То еще какие ребята
3. Третья беда – законодательство.
Разумных объяснений некоторых законодательных явлений не имею. А вот отчетливое понимание, что многие результаты законотворчества ведут к увеличению издержек для меня, точнее всяческих непроизводительных расходов – это точно.
Ну вот, например, последствия последних «трудов праведных» наших законодателей для маленькой ЗАО – обязательно участие нотариуса в заседаниях собственников, обязательный аудит – вне зависимости от размера ЗАО, обязательное ведение реестра акционеров в специализированной организации. И если вы решили, что это все - госуслуга , да ещё и бесплатная? Хе. Так я вам скажу, что это все стоит денег и отнюдь не в госкарманчик! Судя по скорости появления всяческих «сертифицированных» фирмешек, с очень специализированными и сугубо экзотическими разрешениями – мы имеем дело с хорошо спланированными и подготовленными мероприятиями по изъятию денег у бизнеса. Называя вещи своими именами – экономическая диверсия путем хищения средств в особо крупном размере.
Подытоживая - малый бизнес пока у нас, это футбол на минном поле… Не играли никогда? Зря… Очень бодрит!
……………….
Хотел на этом закончить.
Однако воспитание и образование требует продолжения .
Как говорится – «Для решения сложных проблем, существует масса простых, понятных и неправильных способов»
Соответственно переходим к классическому вопросу «Что делать?».
С моей точки зрения есть несколько вещей, которые можно и нужно делать прямо сейчас, ибо это не требует больших затрат от бюджета, но может существенно облегчить жизнь не только малому, а бизнесу вообще. Ну а так как самые тяжелые проблемы и решаются сложнее всего – начнем с конца.
1. Законодательно считать «проверкой» любой запрос и требование о предоставлении информации от любого государственного органа, инспекции, фонда и всяческого «надзора» в любой форме.
2. Остановить действие законов, принятых в последнее время и требующих дополнительных затрат от бизнеса, а любые «новации» по учету и контролю со стороны государства – рассматривать в первую очередь не исходя из расходов бюджета, а в первую очередь – отсутствия дополнительных расходов бизнеса. И да!.. Подготовка любой справки, бумажки и даже ответа на любой, самый пустой, запрос, присылаемый чиновниками, – требует ресурсов как людских, так и материальных, т.е. увеличивает непроизводительные затраты бизнеса.
3. Прекратить всякую и всяческую поддержку бизнеса в любой форме, а сэкономленные средства пустить на снижение налогов. В первую очередь – ЕСН.