Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Сегодняшний день малого бизнеса

На днях интернет-издание «РБК. Ru» опубликовало материал Анны Дерябиной под заголовком «Владельцы небольших компаний начали распродавать свой бизнес». Материал о том, что «малые предприниматели массово пытаются избавиться от своих кафе, парикмахерских, турфирм».

В сообществе «Проблематика МСП и его господдержка» в Фейсбуке эта статья вызвала бурную полемику. И это вполне естественно: основные участники сообщества тесно связаны с бизнесом.

Итак, краткое содержание статьи:

«В 2014 году многие малые предприниматели активно сворачивали свою деятельность и пытались продавать бизнес, свидетельствуют данные «Опоры России». Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юрлиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юрлиц, а закрылось 483,6 тыс.

Тенденция, характерная для страны в целом, наблюдалась и в столице…

…Данные о том, что предприниматели уходят из бизнеса, косвенно подтверждает и исследование сайта бесплатных объявлений Avito.ru. Компания пре​доставила РБК статистику по количеству размещенных на сайте объявлений о продажах бизнеса в 2013 и 2014 годах в разных регионах России. Цифры свидетельствуют о том, что количество желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. При этом, по данным Avito, число активных объявлений на сайте с начала 2013 года выросло в три раза: с 7,927 млн в январе 2013 года до 24,48 млн в декабре 2014-го.

Из данных Avito следует, что всплеск предложений о продаже собственного бизнеса пришелся на март 2014 года.

…В прошлом году многие собственники испытали желание избавиться от своего бизнеса, рассказал РБК член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. «Продажа бизнеса связана с общим ухудшением предпринимательского климата в России, – комментирует он. – Люди испугались и повышения курса доллара, и увеличения арендных ставок, и снижения покупательской активности».

…Выручка падает, продолжает Небольсин. Больше всего, по его словам, пострадали турбизнес (сокращение на 30%), ресторанный бизнес (сокращение до конца марта составит 25%), торговля спортивными товарами. «Увеличение выручки наблюдается только в стрит-ретейле и продуктовом ретейле в связи с повышением цен», – резюмирует эксперт.

…РБК сделал несколько десятков звонков по объявлениям и поинтересовался: а почему продаете? Самая распространенная причина – это переезд, другие популярные версии – уход в новый проект, выход на пенсию, перевод денег в более консервативное направление.

В 99% случаев такие ответы неправдивы, уверен Горынин: «К нам обратился один клиент с просьбой продать его бизнес в Химках. Причина продажи – переезд. Однако бизнес был открыт всего три месяца назад. Неужели человек не знал, что переедет?»

Предпринимателям, выставляющим свои активы на продажу, странно было бы признаваться в том, что бизнес не идет».

В полемике по поводу этого материала приняло участие несколько человек (в основном в спорах участвовали трое), и здесь нам необходимо объяснить, почему здесь (а, возможно, и в дальнейшем) мы приводим данные лишь на часть участников обсуждения. Дело в том, что в Фейсбуке человек не должен в обязательном порядке оставлять данные о своей работе. В результате о ряде участников нашего сообщества, кроме имён и фамилий, мы не можем сообщить ничего.

Первый комментарий, как это часто бывает оставил Сергей Клижов (архитектор, предприниматель из Ростова): вернее, раздавать ... но он и даром не нужен ...

Не самый обычный для предпринимателя комментарий оставил Денис Тимофеев (Генеральный директор в ООО «Сэмпер анте»): Надо признать, что качество этого продаваемого бизнеса в большинстве случаев не выдерживает никакого уровня. Можно сказать, что начался исход халявщиков и временщиков. Но хорошо это или плохо - сложный вопрос...

И, разумеется, с ним тут же начали спорить.

Наталья Тесс: Беда наша в том, что халявщиками и временщиками считают всех предприимчивых людей, которые уже смогли выстроить бизнес. А субсидии на открытие бизнеса государство дает безработным, оказывая "помощь" тем, кто порой не имеет для такой деятельности ни знаний ни способности. Могу сказать еще, что массово закрываются проектные фирмы, регионы остаются без инженерных кадров, способных делать технические расчеты. Еще одна советская школа перестает существовать на наших глазах. Существующая система СРО из-за высоких финансовых издержек делает невозможным продолжение бизнеса в кризис или после него. Хорошо это или плохо?

Очень жёстко высказался Дмитрий Балаболин (агентство по развитию бизнеса Шелфер Ролификс и План и Дело): Это все тенденциозная чушь.
В кризис идет процесс сокращения издержек. Владельцы закрывают лишние юрлица, каковых до трети доходит.

Вы бы видели закрытые рестораны при таких масштабах. Однако где они?
Пик закрытия юрлиц пришелся на МАРТ 2014 года. Это еще вообще не кризис.
Вообщем журналюги опять дуют сенсацию.

Сергей Клижов: кризис определяют не по количеству закрытых фирма, а по разнице между вновь созданными и ликвидированными ...

В этот момент в дискуссию вступил, пожалуй, основной её участник (наряду с Денисом Тимофеевым) Глеб Усков (Генеральный директор в Инновационная компания 3D ЛИГА): На МАРТ 2014 года приходится не пик закрытий, а пик предложений по продаже бизнеса. Бизнесмены четко поняли, что ловить больше нечего и стали искать выход.

Если бы государство не раздавало триллионы направо и налево своим четвертьгосударственным компаниям, то мы бы и не такой исход увидели. Однако, очищение, как обычно происходит среди самых незащищенных и атака государства идет по линии самых бесправных - МСП. Но надо четко понимать, когда аккумулируются проблемы в крупном четвертьгосударственном бизнесе и не будет амортизирующей прослойки МСП (как во всех даже недоразвитых странах мира), то ситуацию будет не удержать. Просто не хватит денег. Конечно, пропаганда будет искать виновных и найдет (!), но настоящий фундамент кризиса был заложен за последний год.

Еще раз. Все предприниматели все прекрасно понимают. Кто виноват и как. Вот что делать - не знают. Их давят, они гнуться. Кто-то ломается. Лучше всего сейчас себя чувствуют МСП при ком-то, вот у них все вполне хорошо и с "эффективностью" и с "развитием". И о каком очищении вы говорите?

Денис Тимофеев продолжал защищать свою точку зрения: По моим наблюдениям, закрываются как раз не эффективные предприятия, а те, кто так и не смог научиться нормально работать. Те, кому бизнес подарили родители или мужья, для статуса или для развлечения, ну а так же те, кто не развивался, вынимая средства и не реинвестируя их. Каждый кризис уносит массу таких предпринимателей и ничего нет в этом плохого.
Для тех же, кто работает хорошо, напротив только плюс в том, что с рынка уходят такие конкуренты с шальными деньгами.

Глеб Усков: Шальные бизнесы закрываются и без кризисов.

Денис Тимофеев: Конечно закрываются шальные и без кризисов, но сейчас это особенно актуально, сейчас, когда начинают более ответственно считать деньги.
Ну а для тех, кто останется, будет проще с арендой, например, и конечно, надо работать и развиваться, халявы теперь долго не будет.
Надо признать, что нашему бизнесу далеко до западных стандартов, но обострившаяся борьба за выживание пойдет безусловно на пользу как бизнесу, так и обществу.
У нас очень большая доля торговли в экономике, естественно, торговля сильно просядет и это хороший повод заняться производством или с/х, которые развиты у нас очень плохо.

Надо сказать, что именно последнее утверждение Дениса Тимофеева стало поводом для ответа.

Глеб Усков: Денис, ничего личного, но эту мантру читают уже не только из телевизора, но и из чайника и из холодильника. Звучит она следующим образом: "Если ты не смог стать мастером спорта, когда был здоровым и сильным, то став уединенным инвалидом у тебя точно все получится". Спешу вас огорчить, что в современном мире не изоляция приводит к росту производства или с/х, а технологии и производительность. Все это регулируется глобальной конкуренцией, в которой выжить ужасно сложно. Наше с/х отстает уже почти на два уклада, производство разрушено. Вопрос, с чего вдруг вы ожидаете роста? С того, что будет толпа безработных? С того, что те, кто торговал носками из Китая станут успешными промышленниками? Или фермеры, которые привыкли успешно осваивать госдотации в перерывах между отъемами у них земли рейдерами? Где основания для оптимизма, кроме того, что все плохо? Будет еще хуже, отставание от западных стандартов еще увеличится в изоляции, локальный слабый рынок не позволит выживать даже сильным, хлынет некачественный дешевый товар из Китая. Что делать - отдельный вопрос, бессмысленный вопрос, так как риски уже даже не экономические, а большой войны, а экономику готовят не для "занятия производством и с/х", а по мобилизационному милитаристическому пути.

Далее полемика приобрела уже философский характер.

Денис Тимофеев: Многие не понимают, что предприниматель - это не профессия и не должность. Это образ мышления и жизни.
Предприниматели были во все века и при диктатурах и при деспотизме и при кровавом насилии государства. Даже при совке они были.

Поэтому, санкции, изоляция это конечно плохо. но это разговоры в пользу бедных.
Значительная часть наших предпринимателей имеет такой уровень, который в развитых странах позволил бы им разве что коровники чистить. Это относится не только к предпринимателям, но и ко всему обществу.

Тут уже не сдержался Сергей Клижов: Денис Тимофеев извини, но это предвзятое наблюдение или взгляд ... кризис не щадит ни кого, но у тех, кто имеет "крышу", т.е. " кому бизнес подарили родители или мужья, для статуса или для развлечения " они как раз таки имеют больший шанс выжить, нежели те кто поднимался "с нуля", производство или торговля, все завязаны на импортных составляющих, включая и с/х, поэтому говорить о переориентации не приходится, если конечно речь не о своём огороде для личного потребления

Не сдавался и Глеб Усков: Не буду спорить про качество наших предпринимателей. Других нет. Я просто не понимаю, чем кризис и огромные проблемы могут помочь предпринимателям? Чем навредить могут - прекрасно понимаю, более того, почему-то все молчат об исключении нашего предпринимателя из международного оборота, что чревато резким углублением всех видов отставания. А вот чем развитию нашей промышленности может помочь изоляции - не понимаю, хоть убей. Думаю, что примитивный механизм освобождения маленького регионального кризисного рынка от глобальных товаров (с огромным технологическим лидерством) никаким локомотивом стать не может. И даже небольшой подъем где-то будет ровно до тех пор, пока санкции не будут смягчены. Потом смерть. Или раньше смерть от партнера-Китая.

Однако убедить оппонента им не удалось.

Денис Тимофеев Сергей Клижов категорически с Вами не согласен. И вот почему. Во-первых - это личные наблюдения.
Во-вторых, у тех, кто поднялся "с нуля" есть главнейшее и важнейшее преимущество - навык и опыт. Странно, что у нас этому важному моменту уделяют очень мало внимания.
Что касается с/х у меня постоянных клиент - фермерское хозяйство. Всю экономику знаю, живут не за счёт дотаций, а за счёт грамотного управления. Живут очень хорошо.
Им кризис не страшен, волнует только процентная ставка по кредиту.

Будем честными, аргумент Дениса Тимофеева: это личные наблюдения – очень силён. В конце концов, именно личным наблюдениям человек доверяет более всего

Глеб Усков Денис, а я больше согласен с Сергеем. Во-первых, личные наблюдения - это, как минимум, не аргумент в споре:) Во-вторых. В среднем, предприниматели из семейных кланов или с поддержкой имеют навыков и опыта больше, чем те, кто с нуля. Почему? Да все очень просто. Их больше учат и натаскивают как себя вести, быстрее втягивают в дело, они избегают многих ошибок по советам старших и т.д. Да, существует естественный отбор, но "крыша" в нем преимущество, а не недостаток. Ну а всяких "мотиваторов" для стартаперов в сети предостаточно:) Надо же молодежь чем-то подгонять.

Денис Тимофеев Gleb Uskov дело в том, что у нас искажена структура общества, ценностей, отношений в нём и встряска в виде этого кризиса будет весьма полезна.
Что будет дальше?

Например, наконец-то лопнет пузырь на рынке недвижимости.
Станет востребована эффективность, во всех её проявлениях, от управления, до ресурсо- и энергосберегающих технологий.
То есть, появятся условия для внедрения современных технологий, а вместе с тем, подтянутся и сами технологии, не как мода, а как необходимость.
И наконец будет положен конец проеданию ресурсов в обмен на "бусики".
Ну а народ... - да, придётся тяжело, ни кто не спорит, но ведь когда-то надо начинать жить по средствам и эффективно работать?


Здесь мы прервемся – наш материал уже превзошёл все максимальные варианты объема. Тем более, что в дальнейшем придётся цитировать приведённую в качестве аргумента Сергеем Клижовым статью в «Российской Газете». А ещё есть комментарии к статье на родственную тему, которые тоже хотелось здесь бы рассмотреть. Так что вторая часть появится на сайте на следующей неделе.

Окончание следует.

Материал подготовил Владимир Володин

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости