Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Весь мир ларёчный мы разрушим. До основанья

Несмотря на кризис, во время которого власти надо бы поддерживать бизнес, тем более малый, дающий людям работу, в столице открывается новая глава бесконечной эпопеи «Битва с ларьками».

Московская мэрия решила заменить столичные ларьки, которые сама потребовала установить в 2012 году.

Разумеется, власти Москвы уже опровергли появившиеся в СМИ сообщения о демонтаже всех палаток и киосков. Об этом вчера сообщил ТАСС, со славшись на слова руководителя столичного департамента торговли и услуг Алексея Немерюка. Напомним, что сутками ранее на того же Немерюка ссылались журналисты, писавшие о принудительном и поголовном сносе ларьков на территории Москвы.

В советские времена в среде людей, не слишком доверявших сообщениям не только отечественной прессы, но часто и зарубежных «голосов», существовало правило, вполне себя оправдывавшее: если хотите быть уверенными, что услышанное вами по БиБиСи сообщение – правда, ждите официального опровержения - наших газетах «утку» опровергать не станут. И это правило явно сработало в случае с Немерюком.

Что утверждали журналисты? Что власти Москвы демонтируют все торговые палатки, на закупке которых настаивали три года назад. Их заменят государственные ларьки, которые правительство города собирается сдавать в аренду. Что делать с киосками, на которые были потрачены сотни тысяч рублей, предпринимателям не объяснили.
Что сказал Немерюк, опровергая эти сведения? Что все старые палатки продолжать работать в привычных местах. Что власти Москвы расширят сеть киосков за счет установки новых палаток. Их будут разыгрывать на аукционах. Наконец, что, если у киоска истечет срок аренды, то его выставят на открытые торги. Без проведения конкурентной процедуры, как рассказал Немерюк, договор продлевать не будут.

Но ведь в опровергаемых им сообщениях (мы в данном случае ориентируемся на основной информационный материал, опубликованный РБК) сказано: «В Москве в 2014 году было примерно 7,7 тыс. палаток и киосков, по данным департамента торговли и услуг города. Все они размещены по договорам с правительством Москвы, которые заключены примерно три года назад и в ближайшие два месяца истекут. Власти Москвы перезаключать их не будут, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов и подтвердил глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк».

По сути, руководитель столичного департамента торговли и услуг основную информацию не опровергал. Если верить его словам, когда в ближайшие пару месяцев истекут договоры о размещении ларьков и «без проведения конкурентной процедуры продлевать их не будут».

В чём заключаются претензии к ларёчникам?

Основная претензия, как и три года назад – внешний вид ларьков. Но позвольте, три года назад власти города уже проводили стандартизацию внешнего вида ларёчной торговли. Тогда все уличные торговцы должны были заказать новые ларьки у «специально обученных» производителей, и внешний вид этих ларьков был заранее одобрен тем же департаментом столичного правительства. Каждый ларёк обошелся бизнесменам в 300 тыс. руб., палатка с полным набором оборудования – в 500 тыс. руб.

И вот спустя всего три года эстетические вкусы начальства изменились. Департамент городского имущества Москвы опубликовал фотографии палаток, которые, как предполагается, заменят современные. Понимаю, что архитектура – «искусство королей», но, глядя алюминиевых монстров, объявляемых совершенством вкуса, начинаешь задумываться: а почему это у нас короли такие убогие оказались? Или дело совсем не в эстетике?

Есть вещи, которые мы не знаем (они более или менее тщательно скрываются от посторонних глаз), но о существовании которых подозреваем. Так никто из московских чиновников не объяснял предпринимательскому сообществу, как и почему выбирались три года назад те, а не иные производители ларьков. Но все почему-то подумали об одном и том же.

Сегодня представители мэрии объясняют, что «предприниматели меньше всего заботятся о внешнем виде своих торговых объектов и выбирают варианты «попроще» и «подешевле». Господа! Выбирают-то они из одобренных вами вариантов. А что подешевле хотят, так деньги-то свои, не бюджетные.

И вот, чтобы ларёчники не экономили, новые ларьки будут производиться по единым «евростандартам», покупаться правительством Москвы, а предприниматели будут брать их у властей города в аренду. И, как уверяется в сообщении департамента городского имущества, опубликованном в социальной сети Facebook, «впервые за всю историю отечественной торговли мелкая розница в Москве получит возможность вести цивилизованный бизнес и по форме, и по содержанию».

Опустим смелое утверждение о том, что алюминиевые ларьки обеспечат «возможность вести цивилизованный по содержанию бизнес», - есть более интересный вопрос: во сколько это обойдется представителям малого бизнеса? Прежние ларьки, стоившие не менее трехсот тысяч рублей, они должны будут сами демонтировать, хотя те могла ещё стоять и стоять. А эти сколько будут стоить? Ведь цена, о которой покупатели из мэрии договорятся с ими же выбранными фирмами-производителями, будет определять и размер арендной платы, который в сообщении департамента не уточняется.

Зато предпринимателям обещают, что сроки договоров аренды будут увеличены до пяти лет вместо нынешних трех. И значит, если изменившиеся вкусы чиновников потребуют ларьков с эркерами или башенками, то покупать их предстоит в чуть более далёком будущем.

Коалиция владельцев малых торговых форматов и киоскеров обратилась с письмом к президенту Владимиру Путину и мэру Москвы Сергею Собянину, в котором просят остановить уничтожение малого предпринимательства (именно так они оценивают новую инициативу столичного правительства).

Уже сегодня функционирует, пишут они, точек мелкорозничной торговли в Москве осталось в 2,5 раза меньше, чем было в 2010 году. Вскоре количество их сократится еще больше, поскольку практически для всех киосков и ларьков, установленных в городе, договоры на размещение заканчиваются в 1 квартале 2015 года.

Страна переживает экономический кризис. Нас готовят к росту безработицы, но при этом малый торговый бизнес (а это, увы, - основа малого бизнеса в России) готовы уничтожить.

Между прочим, в столичных подземных переходах далеко не везде восстановлены ларьки, порушенные во имя прироста налоговых поступлений, показавшихся чиновникам недостаточными. Не будем спорить: скорее всего, поступления в бюджет могли бы быть больше. Но ведь сегодня большинства уничтоженных ларьков нет вообще, и никаких налогов с них город не получает. Чего было топором махать?

Теперь это же самое может произойти на улицах, где уже бросаются в глаза пустые места, где ещё не так давно стояли ларьки и киоски. После массового закрытия ларьков в столице в 2011 году без работы остались, по самым скромным подсчётам, более 50 тысяч человек.

То же РБК приводит цифры, характеризующие нестационарную торговлю в столице:

«7,7 тыс. павильонов и киосков насчитывалось в Москве летом 2014 года

22 тыс. палаток было в Москве при мэре Юрии Лужкове

От 300 тыс. до 1 млн руб. составляет стоимость одной оборудованной палатки

1,5 года требуется на окупаемость одной нестационарной торговой точки

450–500 тыс. руб. составляет средняя ежемесячная выручка с одного киоска

50–80 тыс. руб. в месяц – ежемесячная чистая прибыль с одного киоска

В 26,5 тыс. руб. в месяц оценивалась максимальная стоимость аренды 6 кв. м земли в центре Москвы в 2011 году».

Сейчас можно разрушить и это. Ломать – не строить.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости