Агентство политических и экономических коммуникаций представляет рейтинг социальной ответственности российских компаний в феврале 2015 года.
Компания |
Место в рейтинге |
Средний балл |
Очень высокий уровень социальной ответственности | ||
«Росатом» |
1 |
9,33 |
«Газпром» |
2 |
9,15 |
«Роснефть» |
3 |
9,04 |
«СОГАЗ» |
4 |
8,97 |
«Ростех» |
5 |
8,90 |
«Транснефть» |
6 |
8,85 |
«ЛУКОЙЛ» |
7 |
8,82 |
РЖД |
8 |
8,71 |
«Газпромбанк» |
9 |
8,66 |
«РусГидро» |
10 |
8,62 |
«Сургутнефтегаз» |
11 |
8,60 |
«ВТБ» |
12 |
8,55 |
«Росгосстрах» |
13 |
8,48 |
«Татнефть» |
14 |
8,33 |
Магнитогорский металлургический комбинат |
15 |
8,30 |
«Уралвагонзавод» |
16 |
8,23 |
«КамАЗ» |
17 |
8,15 |
«Алроса» |
18 |
8,08 |
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) |
19 |
8,00 |
«Россельхозбанк» |
20 |
7,84 |
Высокий уровень социальной ответственности | ||
«УГМК» |
21 |
7,72 |
«Аэрофлот» |
22 |
7,65 |
«Полюс золото» |
23 |
7,58 |
«Сбербанк России» |
24 |
7,55 |
«Северсталь» |
25 |
7,50 |
«СИА Интернейшнл Лтд.» |
26 |
7,47 |
Трубная металлургическая компания |
27 |
7,35 |
«Росэнергоатом» |
28 |
7,28 |
«Газпром автоматизация» |
29 |
7,23 |
«Металлоинвест» |
30 |
7,10 |
«Норильский никель» |
31 |
7,00 |
«ЧТПЗ» |
32 |
6,85 |
«КЭС-Холдинг» |
33 |
6,80 |
«Метро Кэш энд Керри» |
34 |
6,67 |
«Росбанк» |
35 |
6,60 |
«Славнефть» |
36 |
6,55 |
«ТНК-ВР» |
37 |
6,51 |
«Алмаз-Антей» |
38 |
6,45 |
«ГАЗ» |
39 |
6,40 |
«Нижнекамскнефтехим» |
40 |
6,33 |
«Оборонпром» |
41 |
6,25 |
Объединенная металлургическая компания |
42 |
6,18 |
«Сибур» |
43 |
6,12 |
«Уралкалий» |
44 |
6,00 |
«Альфа-банк» |
45 |
5,95 |
«ВымпелКом» |
46 |
5,87 |
«Интер РАО» |
47 |
5,82 |
«Мечел» |
48 |
5,75 |
«МРСК» («Российские сети») |
49 |
5,70 |
«НоваТЭК» |
50 |
5,66 |
Средний уровень социальной ответственности | ||
«Почта России» |
51 |
5,60 |
«Ростелеком» |
52 |
5,53 |
«Русснефть» |
53 |
5,45 |
«Стройгазконсалтинг» |
54 |
5,42 |
«Стройгазмонтаж» |
55 |
5,40 |
«СУЭК» |
56 |
5,38 |
«ТАИФ-НК» |
57 |
5,33 |
«Трансмашхолдинг» |
58 |
5,25 |
«Фосагро» |
59 |
5,20 |
«Ингосстрах» |
60 |
5,17 |
«Мегафон» |
61 |
5,15 |
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» |
62 |
5,10 |
«Русал» |
63 |
5,02 |
«Фольксваген Груп Рус» |
64 |
5,00 |
«Евраз груп» |
65 |
4,90 |
«ЛГ Электроникс Рус» |
66 |
4,88 |
«Мостотрест» |
67 |
4,75 |
«МОЭК» |
68 |
4,72 |
«Номос-банк» |
69 |
4,70 |
Первая грузовая компания |
70 |
4,65 |
«Протек» |
71 |
4,60 |
«Рольф» |
72 |
4,56 |
«Система» |
73 |
4,50 |
«Трансаэро» |
74 |
4,44 |
«ФСК ЕЭС» |
75 |
4,38 |
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» |
76 |
4,30 |
«Эльдорадо» |
77 |
4,25 |
«Alliance Oil Company» |
78 |
4,23 |
«PepsiCo» |
79 |
4,20 |
«АвтоВАЗ» |
80 |
4,10 |
«Автотор» |
81 |
4,07 |
«Ашан» |
82 |
4,00 |
«Балтика» |
83 |
3,87 |
«Иркутскэнерго» |
84 |
3,80 |
«Нобель Ойл» |
85 |
3,75 |
«Еврохим» |
86 |
3,60 |
«Лента» |
87 |
3,57 |
«М. Видео» |
88 |
3,52 |
Национальная компьютерная корпорация |
89 |
3,50 |
«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» |
90 |
3,44 |
«ЮТэйр» |
91 |
3,41 |
«Merlion» |
92 |
3,33 |
«Автофрамос» |
93 |
3,25 |
«Банк Хоум Кредит» |
94 |
3,12 |
«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» |
95 |
3,10 |
«Магнит» |
96 |
3,05 |
«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» |
97 |
3,00 |
«ДИКСИ» |
98 |
2,88 |
«X5 Retail Group» |
99 |
2,80 |
«Евросеть-Ритейл» |
100 |
2,50 |
Методика исследования
Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в феврале 2015 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.
Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.
Участники исследования АПЭК
Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательства), Вострецов Сергей (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зверева Наталия (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»), Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований), Исаев Андрей (Комитет Государственной думы по труду и социальной политике), Ишин Александр (Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Кагарлицкий Борис (Институт глобализации и социальных движений), Калабихина Ирина (Факультет экономики МГУ), Кожокин Евгений (Академия труда и социальных отношений), Козина Ирина (Институт управления социальными процессами НИУ ВШЭ), Локосов Вячеслав (ИСЭПН РАН), Мартыненко Владимир (ИСПИ РАН), Масленников Никита (Институт современного развития), Миронов Валерий (Центр развития НИУ "Высшая школа экономики"), Мисихина Светлана (Академия бюджета и казначейства Минфина), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Осипов Геннадий (Институт социально-политических исследований Российской академии наук), Приходько Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Пузанов Александр (Фонд «Институт экономики города»), Ржаницына Людмила (Институт экономики РАН), Рябов Игорь (Исследовательский центр "Промышленность и общество"), Синельников-Мурылев Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Соколов Владимир (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Солдатова Нина (Департамент по развитию предпринимательства ТПП РФ), Сомов Алексей (Журнал «Социальное партнерство»), Столяров Булат (Институт региональной политики), Таланов Сергей (Кафедра социологии Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова), Чаплин Константин (Агентство бизнес-информации), Шейман Игорь (Высшая школа экономики), Энтов Револьд (РАН).
Комментарий к рейтингу за февраль 2015
Десятка лидеров рейтинга
В феврале рейтинг российских компаний по уровню социальной ответственности продолжает претерпевать заметные изменения. Не обошлось по итогам месяца без смены лидера: в феврале высшую строчку удалось занять госкорпорации «Росатом» (1). В поле зрения компании продолжают оставаться города присутствия. Так, по итогам 2014 года в бюджеты субъектов РФ, на территориях которых располагаются атомные станции, будет перечислено в качестве налоговых отчислений корпорации почти 3 млрд руб. Ожидается, что в 2015-м расходы «Росатома» на социальную политику не только сохранятся, но и увеличатся по ряду направлений.
Стабильные позиции по уровню социальной ответственности у «Газпрома»: по итогам месяца компания остается на 2-м месте рейтинга. Компания традиционно активна на региональном уровне: в частности, в 2015 году планируется выделение значительных средств на газификацию Омской и Томской областей; ожидается начало строительства 16 межпоселковых газопроводов в Ростовской области. На 3-й позиции в феврале остается представитель нефтегазового сектора - теперь это «Роснефть». Компания начала строительство жилого комплекса в Комсомольске-на-Амуре для работников одного из принадлежащих ей нефтеперерабатывающих заводов.
Компании нефтегазового сектора продолжают лидировать в топ-10 рейтинга социальной ответственности. Так в феврале, помимо «Газпрома» и «Роснефти», в десятке лидеров закрепились «Транснефть» (6) и«ЛУКОЙЛ» (7).
Металлургические компании по итогам месяца полностью выбыли из десятки лидеров по уровню социальной ответственности, уступив место предприятиям с государственным участием – ГК «Ростех» (5),«Российским железным дорогам» (8), «РусГидро» (10), а также компаниям, аффилированным с «Газпромом», – страховой компании «СОГАЗ» (4) и «Газпромбанку» (9). В условиях экономической нестабильности государственный сектор остается наиболее устойчивым с точки зрения реализации социальных проектов на наиболее высоком уровне.
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности
В топ-20 по уровню социальной ответственности металлургические предприятия остаются самой многочисленной группой. Это Магнитогорский металлургический комбинат (15) и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) (19). Близки к лидерам «УГМК» (21), «Полюс золото» (23), «Северсталь» (25), Трубная металлургическая компания (27) и «Металлоинвест» (30). Резкое ослабление рубля по отношению к другим валютам позволило экспортоориентированным компаниям стать более конкурентоспособными на внешних рынках, что позволяет им сохранять выполнение социальных обязательств на высоком уровне, хотя и не без усилий.
Заметно укрепились позиции банков. В феврале в топ-30 сразу 4 банка: кроме «Газпромбанка», это «ВТБ» (12), «Россельхозбанк» (20) и «Сбербанк России» (24).
Несмотря на сильные позиции нефтегазовых компаний в топ-10 рейтинга, во второй и третьей десятке они представлены достаточно скудно. В феврале здесь «Сургутнефтегаз» (11) и «Татнефть» (14). Однако обеим компаниям удалось улучшить показатели по сравнению с предыдущим месяцем: на 12 и 16 позиций соответственно.
Рейтинг машиностроительных предприятий, напротив, снизился. Тем не менее «Уралвагозавод» (16; -4 позиции) и «КамАЗ» (17; -1 позиция) остаются в двадцатке лидирующих российских компаний по уровню социальной ответственности. При подведении итогов прошлого года отмечалось, что в 2014 году «КамАЗу» удалось увеличить фонд начисленной заработной платы, снизив издержки на выплаты членам совета директоров и правления в 1,9 раза по сравнению с 2013-м.
Новичком в топ-20 рейтинга стала в феврале страховая компания «Росгосстрах» (13).
Лидер прошлого месяца – алмазодобывающая компания «Алроса» – в феврале лишь на 18-м месте. Сохраняют свои позиции «Аэрофлот» (22), «СИА Интернейшнл Лтд.» (26) и «Газпром автоматизация» (29). Так, «Аэрофлот» в 2015 году планирует увеличить расходы на социальные программы для пилотов компании на 27,3%.