Эксперты собрали топ-10 самых обсуждаемых в профессиональном сообществе правительственных проектов законов и приказов. Все они потенциально могут увеличить нагрузку на бизнес.
Борьба по переписке
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) исследовал проекты актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) за полгода, с сентября 2014-го по февраль 2015 года. Эта процедура применяется в отношении тех документов, которые потенциально могут создать дополнительные риски для предпринимателей, повлиять на инвестиционный климат или увеличить издержки бизнеса.
В топ-10 самых обсуждаемых профессиональным сообществом документов попали как законопроекты, так и проекты ведомственных приказов, регулирующих узкоспециальные вопросы. Это не те инициативы, которые активно обсуждаются в СМИ, например о повышении пенсий или о новой промышленной политике. Но во всех них есть нормы, которые могут повысить затраты предпринимателей, говорит замдиректора НИСИПП Олег Шестоперов.
Например, поправки в закон «О безопасности дорожного движения» (второе место) определяют, когда нужно будет менять старую машину, приказ Минздравсоцразвития (седьмое место) может спровоцировать серьезные издержки на контроль у аптек и больниц, а проект Минсельхоза (третье место) вообще вводит новое регулирование, что вызвало большой резонанс еще на стадии обсуждения концепции (текста пока нет), поясняет Шестоперов.
Управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин вспоминает, что о проекте закона, обязывающего иностранцев получать разрешение на покупку недвижимости в России, в союзе узнали через систему рассылки ОРВ. РСПП тогда подготовил два отрицательных заключения, в результате удалось убедить Минэкономразвития отказаться от этой идеи, рассказывает он. Другой пример – проект закона об обращении недвижимого имущества в госсобственность (о национализации), РСПП выступил против него, сейчас работа над проектом приостановлена.
Как не советоваться с бизнесом
В ведомствах научились использовать процедуру ОРВ, чтобы заранее оценить последствия для того или иного документа, говорит чиновник правительства: «Они проходят только этап уведомления, на котором разработчик всего лишь сообщает, что задумал сочинить тот или иной акт, и смотрит на реакцию. После окончания срока уведомления разработчик решает, писать документ или нет».
Законотворцы, как правило, прислушиваются к замечаниям предпринимателей, но у бизнеса не всегда есть возможность повлиять на принятие документа через ОРВ, жалуется вице-президент «Деловой России» Николай Остарков: «Недавно был очень серьезный законопроект по увеличению полномочий ФАС и муниципальных органов исполнительной власти по налоговой тайне, он имел большое значение для бизнеса, но не проходил ОРВ. Ускользнул от оценки и четвертый антимонопольный пакет, он шел не как целый проект, а как поправки и дополнения, хотя по значимости гораздо важнее того, что попало в рейтинг».
Говорить о большом числе нарушений, связанных с непроведением ОРВ, нельзя, но часто складывается ситуация, когда, получив отрицательное заключение, ведомства либо договариваются с депутатами о внесении проекта, минуя правительство, либо вносят свои предложения в виде поправок ко второму чтению, сетует Варварин. «Несмотря на отрицательное заключение, Роспотребнадзор утвердил санитарные правила и нормы «Санитарно-защитные зоны», после чего они поступили в Минюст на регистрацию. РСПП пришлось инициировать совещание у вице-премьера Ольги Голодец, чтобы снять их с регистрации. Сейчас идет работа над новой редакцией», – говорит он.
Минэкономразвития неоднократно выступало с инициативами, направленными на внедрение ОРВ в отношении законопроектов во втором чтении и внедрение переходных периодов, необходимых для адаптации к новым требованиям, сказал представитель министерства.