Глеб Усков (Генеральный директор в Инновационная компания 3D ЛИГА) не замедлил с ответом: Денис, надо зрить в корень. А именно в причины кризиса. Для изменения структуры общества, ценностей, для оздоровления экономики нужны ОСНОВАНИЯ, а не кризис. Оснований для излечения - нет. И еще. Кризисы чаще разрушают, чем созидают. И мотиваторы о полезности кризиса - это обычные мотиваторы, не более. Кстати, большинство последних подобных кризисов в мире привело к разрушению государственности...
И еще. «Условия для внедрения современных технологий» совершенно не способствуют разработке новых современных технологий даже на региональном уровне. С таким же успехом, это условия для разработки сверхсовременного сверхсветового двигателя! Условий и желания для разработки сверхсветового двигателя - хоть отбавляй, только ничего не выйдет. Надо бы вначале хоть бензиновый двигатель пары поколений назад разработать свой...
Здесь, видимо, придётся отметить один интересный момент: комментаторы стараются вести аргументированную полемику, не переходя на личности и избегая чересчур резких выражений. В Фейсбуке такие методы ведения полемики, разумеется, встречаются, но не так часто, как бы этого хотелось. Всё-таки культурный уровень участников группы явно выше среднего «фейсбучного».
Глеб Усков: Вывод. Надо отличать мечты от реальных возможностей, разрушение от предпосылок для созидания, дополнительную нагрузку от помощи, иллюзорное закрытие рынка резкое падение спроса от поддержки производства.
Тут в полемику вновь вступает Сергей Клижов (архитектор, предприниматель из Ростова): Цитата «Везде, где увидите объявление об аренде, - это разоренный бизнес». У меня много друзей-предпринимателей, которые находятся в очень плачевном положении. О каких «новых стартах» можно говорить? Начать бизнес с нуля - и так огромный риск, большаяответственность, а на фоне галопирующей инфляции, нестабильности в государстве - это просто самоубийство. Государство планирует изменить подход к налогообложению. Правда, те, кто выдвигает подобные инициативы, отдают себе отчет, что реализовывать их будут те же чиновники, которые по-своему относятся к бизнесу
И тут же сергей Клижов даёт ссылку на «Российскую бизнес-газету», опубликовавшую статью «Вызываем уважение» (http://www.rg.ru/2015/02/10/delo.html), повествующую о том, что «Предпринимательская деятельность является хорошей карьерой для большинства россиян, показал ежегодный Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Открытие собственного дела поддерживают 67,1% россиян. При этом 65,9% связывают ведение бизнеса с высоким общественным статусом и успехом»:
«Правда, одобряя предпринимательскую деятельность, заниматься бизнесом россияне не спешат. Доля ранних предпринимателей (запускающих свое дело или открывших его менее 3,5 лет назад) в России составляет всего 4,7% от трудоспособного населения. Год назад их было еще 5,8%. В топ-5 стран с наименьшим числом ранних предпринимателей, помимо России, также входят Италия (4,4%), Суринам (2,1%), Япония (3,8%), Косово (4%).
В исследовании также отмечается, что 58,7% российских предпринимателей начинали бизнес, посчитав это благоприятным и перспективным направлением деятельности, а 39% - по необходимости. Год назад доля вынужденных предпринимателей составляла 35,4%, а создавших бизнес в надежде на успех - 42%.
Константин Гурков, вице-президент Союза Клининговых компаний России, считает, что предпринимателей у нас так мало, потому что традиционно бизнесмен в современной России - понятие ругательное: "Не уважаемая это профессия! Отсюда и отношение к предпринимателям на всех уровнях, от чиновников и карающих структур, до работников и клиентов. Приходится объяснять, что бизнес - это не благотворительность, а бизнесмены не рвачи, а порядочные люди, с большим трудом зарабатывающие на жизнь. Причем не только себе, но и своим сотрудникам".
Россиян, упорно трудящихся на ниве бизнеса свыше 3,5 лет и того меньше - всего 3,9% (год назад - 3,4%). Среди стран постсоветского пространства, участвовавших в исследовании, а это Казахстан, Литва, Эстония и Грузия, это самые низкие показатели. Результаты исследования показывают, что доля "молодых" предпринимателей в Казахстане составляет 13,7% от населения, в Литве - 11,3%, Эстонии - 9,4%, Грузии - 7,2%. А процент населения, занимающегося бизнесом свыше 3,5 лет, составляет 7,4%, 7,8%, 5,7% и 7,3% соответственно.
Самые низкие результаты у России по молодому предпринимательству и среди стран-участниц БРИКС. В Индии бизнесом недавно начали заниматься 6,6% населения, в ЮАР - 7%, в Китае - 15,5%, а в Бразилии уже 17,2%. При этом успешно ведут дела свыше 3,5 лет в Индии 3,7% предпринимателей, в ЮАР - 2,7%, в Китае - 11,6%, а Бразилии - 17,5%.
Согласно исследованию GEM, менее конкурентоспособные страны имеют больше предпринимателей ранней стадии (работающих менее 3,5 лет). Так, более 25% трудоспособного населения занято в сфере бизнеса в Эквадоре (32,6%), Перу (28,8%), Боливии (27,4%), Ботсване (32,8%) и Чили (26,8%).
- В низкоконкурентных странах стать предпринимателем проще, чем устроиться на госслужбу. Государство здесь не может обеспечить высокий уровень доходов и высокую занятость населения в госсекторе, плюс сфера малого предпринимательства значительно менее зарегламентирована. В этих странах существуют также традиции предпринимательства. У нас государство является гарантом экономической стабильности общества и проще пойти работать в госучреждение, нежели заняться своим бизнесом, - говорит Владимир Орлов, генеральный директор службы заказов Obed.ru.
Лучше всего дела с нарождающимся предпринимательством обстоят в Камеруне (37,4% населения имеют свой бизнес) и Уганде (35,5%). При этом если в Камеруне порог в 3,5 года удалось преодолеть лишь 11,5% бизнесменов, то в Уганде этот показатель достиг 35,9%. То есть в этой африканской стране к числу предпринимателей можно отнести 71,4% трудоспособного населения государства в возрасте 18-64 лет. Правда, не стоит завидовать. К количественному росту малого предпринимательства, как правило, приводит сокращение занятых в крупном бизнесе и промышленном секторе. Да и качество этого бизнеса не выдерживает никакой критики - при первой же возможности предприниматели поневоле перейдут обратно в стан наемных работников.
- Резкий рост предпринимательства в некоторых развивающихся странах связан с изменением общественно-государственного устройства и экономической модели. При переходе к рыночной экономике появляются ниши, из которых уходит государство и в которые начинают приходить активные люди - предприниматели. Кроме того, в условиях высокой безработицы в таких странах микро- и малый бизнес становятся для людей почти единственной возможностью заработка, - говорит вице-президент, руководитель исполкома "Деловой России" Илья Сёмин.
Неблагоприятная экономическая ситуация в РФ также приведет к росту числа вынужденных предпринимателей, полагает Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ "ФИНАМ": "Однако, как показывает практика, отсутствие капитала и необходимых знаний приведет к аналогичному объему банкротств. Таким образом, число предпринимателей, ведущих бизнес более трех лет почти не изменится. Абсолютное большинство новых предпринимателей начинают бизнес в сегменте розничной торговли (по моим оценкам - до 70-80%), т.к. здесь сравнительно невелики капвложения. Старт нового бизнеса в РФ подразумевает множество видов рисков, которые собственник берет на себя. Основные: финансовые (особенно в случае с ИП), риск потери квалификации по специальности, судебные и пр".
Скажем прямо, эта статья участников полемики не вдохновила, они продолжали дискутировать о своём.
Глеб Усков: предупрежден - значит вооружен. Лучше идти впотьмах, чем в полной темноте. Ну а бороться надо всегда!
Денис, и еще. Для понимания. Вы можете реализовать проект по энергосбережению в уездном городе Н, победив другого предпринимателя К. С емкостью рынка 100 млн. руб. Жить будете счастливо несколько лет. Но при первом же столкновении с нормальной транснациональной компанией в области энергосбереждения шансов у вас нет никаких. Вообще. У вас под рукой будет малюсенький рыночек, а у международной компании - глобальные продажи и развитие. Более того, все транснациональные корпорации уже давно умеют работать с кризисами. Они могут себе позволить заморозить продажи на пять лет и продолжать маркетинг и рекламу, увеличивая долю рынка. У них есть фундамент из международжных продаж. А у мелких регионалов вообще фундамента нет, и, как-только их перестает поддерживать Минпромторг они благополучно загибаются. ИСКЛЮЧЕНИЯ БЫВАЮТ.
Последнюю реплику в обсуждении подала Татьяна Репина: А кто покрупнее избавляются от слишком дорогих арендуемых площадей. Похоже, рынок недвижимости и офисной и частной медленно, но неотвратимо пошел вниз.
И последнее добавление. Три дня назад на сайте Bankir.Ru было опубликовано интервью с участником группы «Проблематика МСП и его господдержка» Алексеам Москвичом, бизнес-брокером, занимающимся продажей и покупкой бизнесов, озаглавленное «Не спешите продавать бизнес!». Полный текст интервью можно посмотреть здесь (http://bankir.ru/publikacii/s/aleksei-moskvich-ne-speshite-prodavat-biznes-10006064/#ixzz3SIR4oAhS), мы же приведём один отрывок из него:
«- Алексей, вы постоянно внутри ситуации – консультируете продавцов и покупателей бизнеса. Как, на ваш взгляд, будет вести себя бизнес в этом году?
- Те, кто имели большую задолженность и закредитованность, тем более в долларах, попали в очень тяжелую ситуацию. И я им предлагаю все-таки договариваться с банками. Тем, у кого бизнес чувствует себя не очень хорошо, но есть запас, то можно сейчас его пока не продавать. Если дела пока идут хорошо, я советую не продавать бизнес, а переждать, сократить издержки, работников, площади, частично продать высвободившееся оборудование и пережить кризис. Кто себя чувствует стабильно, то можно еще и прикупить конкурентов с учетом снизившихся цен на рынке.
У меня регулярно проходят встречи по покупке бизнеса. Люди покупают бизнес из других отраслей, проводят дифференциацию. Например, компания производит сэндвич-панели для промышленных холодильников, но хочет выйти на рынок солнечных батарей. И они видят перспективу: они могут приобрести умирающие компании. Очень часто во время кризиса, когда бизнес ведется на своих площадях, он приносит доход. Если же реально посчитать, то стоимость этого дохода меньше, чем если вы сдадите эту же недвижимость в аренду, а деньги положите в банк.
Один мой клиент в период кризиса так и поступил. Его бизнес приносил порядка $400 тыс. в год, у него были хорошие помещения в хорошем месте. И он сдал свое помещение под магазин «Пятерочка». И в итоге стал получать от аренды площадей на 20% больше, чем получал от бизнеса. Освободился и от головной боли, и от рисков. Сейчас появляются хорошие предложения – можно купить бизнес за границей. Я сейчас подписываю договор в Праге, где наши российские граждане 18 лет назад открыли свой бизнес. Они готовы помочь получить вид на жительство клиенту, который купит их бизнес. Если вы продали здесь бизнес и уезжаете за рубеж, чтобы положить деньги в иностранный банк, то вы получите 2–3% или 6% максимум. Если вы купите там бизнес, например, тот объект, который я предлагаю, то он приносит порядка 25% и выше. Причем в евро, а не рублях».
Алексей Москвич разместил в группе ссылку на это интервью. Комментарий последовал всего один, обращенный в основном к заголовку.
Гоша Суворов (ЧП УрАвтотранс): Ждите когда отберут.
Как видим, участников группы волнуют далеко не все аспекты жизни малого бизнеса в кризис. Впрочем, так ли это удивительно.
Материал подготовил Владимир Володин.