Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Саморегулирование как институт «экономической демократии».

В рамках недели российского бизнеса уже пятый год подряд проходит Всероссийский Форум саморегулируемых организаций (СРО) «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития».

Для меня форум оказался очень своевременным, так как не хватало достоверной информации по проходящим процессам консолидации российского бизнеса в системе СРО. Понятно, что в нашей стране с достоверной информацией туго, а тут ещё это «болото». В болото саморегулирование превратилось ещё до принятия 315 ФЗ в 2007 году, так как первую достойную версию завернули в администрации президента. А принятый закон стали «дербанить» различные министерства и ведомства. Лично у меня сложилось впечатление, что чиновники сделали всё, чтобы уничтожить формирующееся саморегулирование.

Ведущий форума вице-президент РСПП Виктор Плескачевский сообщил на одном из круглых столов: «Ни в одной стране с рыночной экономикой нет национальных министерств, кроме тех, где есть что «пилить». Именно союзы бизнеса, а не министерства координируют экономические процессы в цивилизованных странах. Плескачевский ссылался и на слова Владимира Путина якобы говорившего про провалы реализации российского саморегулирования, увязанного с административной реформой. Нам лишь остается завидовать казахстанскому опыту.

Алексей Кудрин, представляющий Комитет гражданских инициатив (КГИ), ратовал за реформирование системы управления и предоставление большей свободы бизнесу. Он также ссылался на заявления по этому поводу Владимира Путина, после слов которого ничего не происходит: «Система не находится под гражданским контролем. У Путина нет механизмов давления на бюрократию»; «СРО мог бы стать ограничителем государственного влияния, но пока главные задачи не выполнены – реальных полномочий не получено, а СРО стали бюрократическими структурами». Мы видим усиления государства в экономике, рыночные механизмы ослабляются, растут цены, за которыми усиливается контроль.

«Социально ориентированные НКО уничтожаются как класс», - ответил Плескачевскому Кудрин на его слова: «Мы доживем до времени, когда отраслевые министерства исчезнут как класс!»

С жесткой критикой реализации российского саморегулирования выступил депутат ГД Антон Беляков: «Никто не может привести положительные примеры... В правительстве говорят – саморегулирование не случилось... Закон был принят в 2007-м, а уже через полгода появились поправки, которые разрывали правовое полотно закона. Каждое министерство разрывало его еще больше... Нужно, чтобы как с электричками президент выступил по СРО.»

Критику продолжила депутат от бизнеса Елена Николаева: «Предприниматели перестали верить... Эту сферу используют для сведения счетов, передела собственности, недопущения малых и средних предприятий... Если Национальные объединения мешают развитию страны, то что-то не так ... Нужно строительств и ЖКХ очистить от коммерческих СРО, продающих права... Насколько СРО являются «инструментами качества»? Очень часто новые объекты нужно признавать аварийными. Понесли ли участники-нарушители ответственность? Муниципальные организации не подают в суды на «дружественные» строительные организации. Это дискредитация идеи... Нужно, чтобы фирмы однодневки не становились победителями конкурсов... Давайте примем параметры национальных рейтингов, с помощью которых можно оценивать деловую репутацию».

Чтобы понять произошедшее за эти годы с реализацией 315 ФЗ, надо вернуться ко времени его создания – 2002 году. Почему закон приняли лишь через пять лет после создания? 2002-2003 годы - время подготовки и начала реализации административной реформы, указ о проведении которой вышел 23.07.2003 года. «Президентом России Владимиром Путиным была поставлена четная задача — ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции госорганов» (информация из официальных источников). На самом деле, в этот период шла колоссальная борьба между представителями госбюрократии, пытающейся полностью захватить все рычаги власти и либеральной частью чиновников, ученых, представителей гражданского общества, пытавшихся сократить избыточные функции государства. Лично был не раз на семинарах, собиравших весь цвет научной мысли России, проходивших в МГУ на площадке Высшей школы бизнеса. Там шла научная дискуссия о реформе государственной службы и необходимости увеличения численности чиновничьего сословия. Трудно забыть фразу одиозной сегодня личности, Сергея Маркова: «Нужна революция против устоявшейся системы» (17 марта 2003 г.) Известно, кто одержал победу в этой «революции» и каким путем пошло развитие страны – госбюрократия увеличила свои ряды на треть и фактически завела страну в экономический и политический тупик.

Мог ли выжить в волчьих условиях институт экономической демократии и остаться при этом позитивным? Нет. Более того, в России не осталось практически ни одного позитивного института. Значит ли это окончание жизни? Это означает лишь то, что в стране пора начинать коренные реформы.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости