В первой части хочется затронуть вопрос «почему чернеет зарплата»? В настоящее время государство своими нововведениями и в попытках «взять с малого бизнеса по максимуму» принудило предпринимателей искать схемы работы, позволяющие предпринимателям выплачивать как можно меньше налогов и взносов в страховые фонды. Законодатели вынуждают предпринимателей, особенно владельцев микропредприятий выплачивать работникам черную зарплату «в конвертах». Началось это не вчера. Достаточно показать несколько примеров, и будет очевидно, почему предприниматели в настоящее время вынуждены вести двойную бухгалтерию. Также я хочу ознакомить Вас со своей методикой, которая дает возможность предпринимателям платить исключительно «белую» зарплату и честно уплачивать налоги в казну государства. Рассматриваю я, исключительно, микропредприятия и начать хочу с упрощенной системы налогообложения.
Пример 1. Микропредприятие занимается предпринимательской деятельностью, не имея существенных расходов на ее осуществление (ремонт оргтехники на адресе заказчика, оказание репетиторских услуг и т.п.). Руководит данной компанией индивидуальный предприниматель. В месяц совокупный доход микропредприятия составляет 485 000 рублей. Количество работников – 10 человек. Фонд заработной платы 350 000 рублей. Рассмотрим, как изменялись налоговые отчисления и отчисления в фонды за работников в 2010-2013 годах.
Баланс предприятия, применяющего УСН 6%, в 2010 году.
Доход в месяц |
Количество работников |
Фонд З/П |
Выплаты в ПФ, ФСС, ФФОМС за работников в 2010 году 14% |
Налог УСН 6% |
Чистая прибыль предприятия за месяц |
Итого баланс |
НДФЛ 13% |
Итого в гос. казну и фонды |
485 000 |
10 |
350 000 |
49 000 |
14 550 |
71 450 |
485 000 |
45 500 |
109 050 |
Предприниматель старался работать честно и его доходы его полностью устраивали. Его, но не государство.
В 2011 году малому бизнесу был нанесен сокрушительный удар. С 2011 года организации, применяющие УСН или ЕНВД, должны были уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и Федеральный и территориальный ФОМС по общим тарифам в размере 34% от заработной платы работников, вместо 14% годом ранее. Таким образом, если рассчитать баланс предприятия за один календарный месяц в 2011 году, получается следующая картина.
Расчет предпринимателем баланса предприятия, применяющего УСН 6%, в 2011 году с учетом ставки взносов в страховые фонды 34%.
Доход в месяц |
Количество работников |
Фонд З/П |
Выплаты в ПФ, ФСС, ФФОМС за работников в 2011 году 34% |
Налог УСН 6% |
Чистая прибыль предприятия за месяц |
Итого баланс |
НДФЛ 13% |
485 000 |
10 |
350 000 |
119 000 |
14 550 |
1 450
|
555 050 |
45 500 |
При увеличении ставки страховых взносов в 2011 году до 34% предпринимателю, чтобы сохранить его доходы на уровне 2010 года не хватает 70 050 рублей. Закономерен вопрос: где взять деньги?
У предпринимателя было несколько вариантов:
1. Оставить себе в виде прибыли 1450 рублей вместо 71 450? Это неприемлемо для предпринимателя.
2. Увеличить стоимость услуг? Вряд ли на это пойдут клиенты.
3. Уменьшить работникам зарплату? Тогда они не будут работать.
Разумеется, ни один из этих вариантов предприниматели не выбирали, потому что они привели бы к краху их небольшой бизнес. Таким образом, государство вынудило предпринимателей снизить «белую» зарплату, а остальную часть выплачивать «в конверте». В мгновение ока зарплаты большинства малых предприятий «почернели».
Баланс предприятия, применяющего УСН 6%, в 2011 году.
Доход в месяц |
Количество работников |
Фонд З/П |
Выплаты в ПФ, ФСС, ФФОМС за работников в 2011 году 34% |
Налог УСН 6% |
Чистая прибыль предприятия за месяц |
Итого баланс |
НДФЛ 13% |
Итого в гос. казну и фонды |
485 000 |
10 |
80 000 |
27 200 |
14 550 |
363 250 |
485 000 |
10 400 |
52 150 |
Государство получило 52 150 рублей вместо 109 050 рублей. Кто же от этого выиграл? Таких микропредприятий десятки тысяч по всей России, а это уже миллиарды рублей, которые недополучило государство.
В 2012 году отчисления в Фонды незначительно уменьшились с 34% до 30%, но общей картины это все равно не изменило.
Баланс предприятия, применяющего УСН 6%, в 2012 (2013) году.
Доход в месяц |
Количество работников |
Фонд З/П |
Выплаты в ПФ, ФСС, ФФОМС за работников в 2012 году 30% |
Налог УСН 6% |
Чистая прибыль предприятия за месяц |
Итого баланс |
НДФЛ 13% |
Итого в гос. казну и фонды |
485 000 |
10 |
80 000 |
24 000 |
14 550 |
366 450 |
485 000 |
10 400 |
48 950 |
Снизив ставку выплат по страховым взносам на 4%, государство не добилось ровным счетом ничего.
В формировании фонда заработной платы всегда участвуют две стороны: работодатель и работник. Если обеим сторонам это крайне невыгодно, то «белой» зарплаты не будет. Но если это станет выгодно предпринимателю, то он первый начнет работать по-честному.
Как решить проблему «черных» зарплат и увеличить налоговые отчисления в казну государства? Я предлагаю Вам свою методику налогообложения микропредприятий:
1. Освободить индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в ФФСС и ФФОМС за работников.
2. Уменьшить налогооблагаемую базу на величину фонда заработной платы.
Таким образом, все налоговые отчисления пойдут непосредственно в казну, и казначейство будет распределять деньги, согласно составленному бюджету и осуществлять финансирование фондов.
Применение моей методики налогообложения микропредприятий.
Доход в месяц |
Количество работников |
Фонд З/П |
Выплаты в ПФ, ФСС, ФФОМС за работников |
Налог УСН 6% |
Чистая прибыль предприятия за месяц |
Итого баланс |
НДФЛ 13% |
Итого в гос. казну и фонды |
485 000 |
10 |
400 000 |
- |
5 100 |
79 900 |
485 000 |
52 000 |
57 100 |
Фонд заработной платы увеличился с 350 000 до 400 000, т.к. данная методика стимулирует рост оплаты труда, а вместе с этим существенно возрастает и уплачиваемый в казну государства НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Таким образом, по моей методике государство получит 57 100 рублей вместо 48 950.
В первом примере я рассматривал деятельность предприятия, занимающегося оказанием услуг населению и практически не имеющего расходов, за исключением фонда оплаты труда. Приведу еще один пример на основе деятельности предприятия, занимающегося торговлей и имеющего большую расходную часть (расходы на закупку товара, арендную плату, рекламу и т.д.).
Пример 2. Микропредприятие занимается торговлей вечерней одеждой. Доход от деятельности данного магазина за один календарный месяц составляет 1 000 000 рублей. Количество работников 5 человек.
Аренда |
Прочие расходы |
Товар |
Фонд З/П |
Выплаты в ПФ, ФСС, ФФОМС за работников в 2010-2013 гг. |
Налог УСН 6% |
Чистая прибыль предпр. за месяц |
Итого баланс |
НДФЛ 13% |
Итого в гос. казну и фонды | |
100 000 |
20 000 |
400 000 |
175 000 |
24 500 |
14% |
35 500 |
245 000 |
1 000 000 |
22 750 |
82 750 |
100 000 |
20 000 |
400 000 |
175 000 |
59 500 |
34% |
30 000 |
245 000
|
1 029 500 |
22 750 |
- |
100 000 |
20 000 |
400 000 |
35 000 |
11 900 |
34% |
48 100 |
385 000 |
1 000 000 |
4 550 |
64 550 |
100 000 |
20 000 |
400 000 |
35 000 |
10 500 |
30% |
49 500 |
385 000 |
1 000 000 |
4 550 |
64 550 |
100 000 |
20 000 |
400 000 |
185 000 |
- |
- |
48 900 |
246 100 |
1 000 000 |
24 050 |
72 950 |
Не буду подробно комментировать данные таблицы, так как они говорят сами за себя. Обращу Ваше внимание лишь на то, что вне зависимости от доходов предприятия и количества работников, выплаты в государственную казну и фонды после увеличения ставок страховых взносов (до 34% в 2011 году и даже после их снижения до 30% в 2012-2013 гг.) существенно сократились по сравнению с 2010 годом. Государственная казна и федеральные фонды в 2011-2013 годах получали ежемесячно от данного предприятия 64 550 рублей вместо 82 750 рублей в 2010 году. Законодатели вынудили предпринимателя выплачивать работникам «черную» зарплату, потому что в противном случае уменьшилась бы прибыль предприятия. Надо заметить, что прибыль предприятия – это не зарплата предпринимателя. Часть денег из этой прибыли идет на развитие бизнеса, потому что каждый год меняются вкусы и потребности целевой аудитории, ведется поиск новых маркетинговых ходов для привлечения еще большего количества клиентов и расширения предлагаемого ассортимента товаров или услуг. А если предприниматель сократит расходы на развитие бизнеса, то его предприятие просуществует совсем недолго. В последней строке показан баланс предприятия при применении моей методики налогообложения: у предпринимателя появляется возможность увеличить фонд заработной платы, платить «белую» заработную плату работникам, а отчисления в государственную казну и фонды увеличиваются с 64 550 рублей до 72 950 рублей.
Преимущества применения данной методики:
1. Предприниматель работает честно, ему не требуется более ничего скрывать.
2. Отчисления в казну увеличиваются по сравнению с 2011-2013 гг. за счет НДФЛ.
3. Появляется возможность для увеличения заработной платы работников.
4. Чем выше заработная плата работников, тем ниже налоговые отчисления.
Примерно такая же картина будет выглядеть при выборе в качестве объекта налогообложения доходы предприятия за вычетом расходов. При этом снижать ставку налога 15% нет необходимости.
* * *
При применении патентной системы я предлагаю использовать ту же методику. В настоящее время законодательно в каждом регионе установлен потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход в различных сферах деятельности. В Москве и Санкт-Петербурге потенциально возможный к получению доход не зависит от количества работников, хотя можно утверждать, что этот показатель существенно влияет на рост доходов предприятия. 15 человек всегда заработают больше, чем 1. Таким образом, закон о патентной системе в Москве и Санкт-Петербурге в настоящее время является несправедливым, и несправедливым он является, в первую очередь, для государства. В большинстве регионов этот момент учли и законодательно были установлены градации количества занятых работников: 0-5, 5-10, 10-15, соответственно которым увеличивается и потенциально возможный к получению доход, а вместе с ним и налоговые отчисления. Но и эта система также не совершенна. 5 человек всегда заработают больше, чем 1, а 15 человек больше, чем 10. Это тоже необходимо учитывать.
Моя методика касательно патентной системы налогообложения заключается в следующем:
1. Установить Коэффициент результата деятельности одного работника (Крд) в каждом регионе, ставка которого выражается в рублевом эквиваленте и фиксируется местным законодательством не менее чем на 3 года.
2. Освободить индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в ФФСС и ФФОМС за работников.
3. Уменьшить налогооблагаемую базу на фонд заработной платы.
Пример 3. Применение патентной системы налогообложения в Москве и Санкт-Петербурге в 2014 году и применение патентной системы по моей методике на примере одного из видов деятельности.
Так, на мой взгляд, должно выглядеть налогообложение при применении патентной системы. Рассмотрим это на примере потенциально возможного годового дохода (ПВГД) 600 000 рублей.
Количество наемных работников |
Фонд заработной платы |
Потенциально возможный годовой доход= ПВГД+Kрд*N |
Сумма налога за год за вычетом фонда з/п |
Сумма налога за месяц |
N | ||||
0 |
0 |
600 000 |
36 000 |
3 000 |
1 |
30 000 |
720 000 |
41 400 |
3 450 |
2 |
60 000 |
840 000 |
46 800 |
3 900 |
3 |
90 000 |
960 000 |
52 200 |
4 350 |
4 |
120 000 |
1 080 000 |
57 600 |
4 800 |
5 |
150 000 |
1 200 000 |
63 000 |
5 250 |
6 |
180 000 |
1 320 000 |
68 400 |
5 700 |
7 |
210 000 |
1 440 000 |
73 800 |
6 150 |
8 |
240 000 |
1 560 000 |
79 200 |
6 600 |
9 |
270 000 |
1 680 000 |
84 600 |
7 050 |
10 |
300 000 |
1 800 000 |
90 000 |
7 500 |
11 |
330 000 |
1 920 000 |
95 400 |
7 950 |
12 |
360 000 |
2 040 000 |
100 800 |
8 400 |
13 |
390 000 |
2 160 000 |
106 200 |
8 850 |
14 |
420 000 |
2 280 000 |
111 600 |
9 300 |
15 |
450 000 |
2 400 000 |
117 000 |
9 750 |
Поясню данные таблицы.
В верхней строке указан потенциально возможный к получению доход и налог, который обязан выплатить в пользу государства предприниматель в 2014 году, согласно законам о применении патентной системы на территории Москвы и Санкт-Петербурга и независимо от количества наемных работников.
Далее показано применение моей методики определения стоимости патента. В первом столбце указано количество работников. Во втором столбце указан фонд заработной платы, который увеличивается пропорционально количеству работников. Заработная плата в размере 30 000 рублей показана условно. При осуществлении доплаты в конце налогового периода в данной графе должен указываться фактический фонд заработной платы предприятия. В третьем столбце указан потенциально возможный к получению доход от деятельности предприятия, увеличивающийся на коэффициент результата деятельности (Крд), умноженный на количество работников (N). В четвертом столбце указана сумма налога за год по ставке 6% и уменьшенная на величину фонда заработной платы. В пятом столбце указана сумма налога за один календарный месяц.
Подчеркну, что коэффициент результата деятельности должен устанавливаться регионально сроком не менее чем на три года. Для Москвы и Санкт-Петербурга мною был выбран Крд равный 120 000 рублей, исходя из средних данных о заработной плате, а также потенциальной возможности одного работника принести пользу предприятию и внести вклад в производство конечного продукта: товара либо услуги. В регионах Крд будет на порядок ниже от 50 000 до 75 000 рублей.
Коэффициент результата деятельности (Крд) должен определяться и устанавливаться регионально, т.к. этот показатель напрямую влияет на стоимость патента.
Итак, перейду к сути. Согласно п.2 статьи 346.51 главы 26.5 НК РФ индивидуальный предприниматель при покупке патента сроком на один год оплачивает 1/3 от суммы налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента. При принятии патентной системы налогообложения с моими поправками, индивидуальный предприниматель должен оплатить 1/3 от минимального налога, т.е. не учитывая наемных работников. Для СПб установлена стоимость патента на год для потенциально возможного годового дохода (ПВГД), равного 600 000 рублей, в размере 36 000 рублей. Таким образом, индивидуальный предприниматель должен уплатить 12 000 рублей, а по окончании действия патента (в срок не позднее десяти календарных дней до дня окончания налогового периода) предприниматель обязан показать количество работников и реальный фонд заработной платы и доплатить сумму налога. Я намеренно изменил срок внесения доплаты с 25 календарных дней до 10, так как количество работников может измениться непосредственно в последний месяц работы предприятия и, соответственно, изменится и стоимость патента.
Рассмотрим одну из строчек данной таблицы в контексте вышесказанного. Предприятие насчитывает 8 работников, фонд заработной платы составляет 240 000. Данная сумма условна. Это может быть и 250 000, и 150 000 рублей.
Потенциально возможный годовой доход складывается из установленной государством суммы, равной 600 000 рублей, которая суммируется с произведением Коэффициента результата деятельности (для Санкт-Петербурга и Москвы я предлагаю Крд=120 000) и числа работников N, равной в данном случае 8. Таким образом, потенциально возможный годовой доход составляет 1 560 000 рублей.
Стоимость патента рассчитывается следующим образом:
1 560 000 – 240 000 (фонд заработной платы) и полученная разница умножается на 6%= 1 320 000 * 6% = 79 200. Таким образом, рассчитана стоимость патента для предприятия, в котором работают 8 человек.
Соответственно, приобретая патент на один год, предприниматель обязан оплатить 1/3 от суммы патента без учета наемных работников: 600 000 * 6% : 3 = 12 000. А в конце года, в срок не позднее десяти календарных дней до дня окончания налогового периода, предприниматель обязан внести доплату и, таким образом, выплатить стоимость патента уже с учетом наемных работников и фактического фонда заработной платы. Выше была обозначена сумма патента, равная 79 200. Соответственно, предприниматель обязан внести доплату в размере:
79 200 – 12 000 = 67 200 рублей.
Логично, что сумма налога должна увеличиваться в зависимости от количества работников. Таким образом, данная методика выгодна и предпринимателю, и государству, и работникам, т.к. у предпринимателя появляется возможность увеличить им заработную плату.
При росте заработной платы сумма налоговых отчислений в пользу государства будет уменьшаться, но, в то же время, существенно увеличатся отчисления в казну за счет НДФЛ. Более того, значительно улучшится качество жизни населения, увеличится покупательная способность и работники смогут, по своему усмотрению, откладывать часть заработанных денег на накопительные счета и депозиты, заботясь тем самым о своем будущем.
Таким образом, внедрив мою методику налогообложения микропредприятий:
1. Стимулируется рост заработной платы.
2. Предпринимательская деятельность становится «прозрачной».
3. Увеличиваются налоговые отчисления в казну государства.
4. Существенно вырастет число предпринимателей, работающих официально, в соответствии с законом.
* * *
Я ничего не говорю о налогообложении в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и не говорю о нем умышленно, т.к. в скором времени данный налог будет упразднен. В принципе мою методику можно применить и по отношению к единому налогу. Но поскольку в ближайшем будущем он прекратит свое существование, то нет смысла заострять на нем внимание. При этом если внедрить мою методику налогообложения микропредприятий, то предприниматели добровольно откажутся от налогообложения в виде ЕНВД и перейдут на упрощенную либо патентную систему налогообложения. В таком случае единый налог уйдет из применения гораздо раньше, чем это запланировано законодателями.