В течение нескольких лет региональные и местные власти при поддержке федерального законодательства без суда и следствия сворачивают сектор частной мелкорозничной торговли. Одним предпринимателям удалось договориться, другие ушли из бизнеса. На то, чтобы судиться с чиновниками, у мелкого бизнеса нет средств, дела в основном проигрываются. Даже выигранные постфактум суды, в которых опротестовывались действия властей, не в состоянии вернуть утраченный бизнес. На этой неделе в Москве прошел митинг мелких торговцев, торгующих в переходах и метро. Они протестуют против сворачивания нестационарной торговли. После массового сноса объектов нестационарной торговли в 2011 г. работу в Москве, по данным предпринимательских организаций, потеряло почти 50 000 человек.
Страсти по мелкой торговле разгораются с новой силой даже в регионах, считающихся передовыми с точки зрения предпринимательского климата. В Калужской области идет массовый снос торговых палаток и ларьков. Только в Калуге в 2014–2015 гг. было запланировано «вывести из оборота» более 500 объектов мелкой розницы, остаться должно менее 400 павильонов, палаток и ларьков (это ликвидация более 3000 рабочих мест). В 2012 г. в Калуге был свернут «белорусский рынок», торговые ряды без предупреждения разрушили, многие предприниматели недосчитались имущества. Рынок переехал на соседнюю территорию колхозного рынка, но, говорят, сносить предполагается и его.
В обоснование своих действий чиновники приводят одни и те же доводы: мелкий бизнес недоплачивает налоги и аренду, нередко связан с криминалом, объекты находятся в антисанитарном состоянии. Но бизнес адаптируется к избыточному надзору, контролю и регулированию, к создаваемой государством правоприменительной среде. Измени среду – изменится и экономическое поведение малого и среднего бизнеса.
Пока у чиновников другие планы. Недавно созданное в Калужской области Агентство по развитию малых форм торговли и бытового обслуживания рассматривает вопрос закупки торговых павильонов, изготовленных по вкусу чиновников, а затем собирается продать или сдать их в аренду мелкой рознице. Для бизнеса и потребителей это сплошные издержки, но чиновникам подобные «административные рынки» милее рынков неорганизованных. Москва уже прошла этап сноса старых «ларьков-палаток-киосков» и установки новых образцов. Три года назад лавочникам устно обещали, что новая схема размещения – всерьез и надолго. Но обещать – не значит жениться, а документами эти обещания не фиксировались. У каждой новой команды чиновников свои представления о прекрасном, и даже у одной и той же команды эти представления могут измениться.
Теперь палатки снова сносят, начинаются суды, которые при любом исходе мало что изменят для конкретного бизнеса. А ведь сужение каналов продаж в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры – прямой путь к росту цен, теневых рынков и безработицы. Общественные организации предпринимателей («Опора», Коалиция киоскеров и владельцев малых торговых форматов) предлагают, устанавливая новые павильоны, хотя бы ввести мораторий на снос старых. Ответа нет даже после того, как за киоски вступилась федеральная власть в лице вице-премьера Игоря Шувалова. На последнем заседании Госсовета по малому и среднему предпринимательству тема нестационарной торговли даже не поднималась.
Несколько лет назад в Москве было почти 20 000 объектов мелкой розницы, к началу 2015 г. оставалось меньше 8000. У 2/3 из оставшихся закончились договоры аренды, и перезаключать их власти желанием не горят. Фактически у предпринимателей исчезли законные основания для работы. Взамен планируется за счет бюджета (1,5 млрд руб.) построить новые объекты торговли и сдавать их арендаторам на торгах. Это еще один коррупциогенный рынок, ведь часть объектов предполагается сдавать по льготным ставкам. Киоски с прессой Москва вообще планирует «национализировать»: создать структуру со 100%-ным участием региона, купить ей новые киоски и тем самым избавиться от «изживших себя форм» нестационарной торговли. А потом сдавать около 3000 киосков для прессы предпринимателям. Может, лучше сразу создать Госкорпорацию ларьков, киосков и палаток?
Единственная надежда – на Минпромторг, который, особенно в Москве, стал в последнее время выступать медиатором между региональной властью и мелкими торговцами. Министр Денис Мантуров поддержал предпринимателей: необходимо запретить регионам «произвольное сокращение количества торговых объектов», сказал он. Наоборот, в контакте с предпринимательским сообществом регионы должны заняться увеличением количества объектов, реализующих продукты питания. Министерство подготовило проект «Правил организации развозной торговли», которые должны быть утверждены правительством. Документ вводит уведомительный порядок для торговли с использованием автомобилей, автолавок, автомагазинов, автоприцепов и т. д. Правила либерализуют регулирование мест торговли, возможность введения местными властями своих рестрикций минимизирована. Как будто бы власть рекомендует бизнесу не расстраиваться по поводу сноса киосков и покупать автолавки.
Но региональная власть может отыграться за счет других инициатив. Например, налоговых. Недавно Заксобрание Амурской области внесло в Госдуму законопроект, предлагающий исключить для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, возможность применения упрощенки. Если власти хотят от мелких торговцев полного прекращения работы, может, проще об этом прямо сказать.