После резкого роста курсов валют в конце 2014 года в магазинах подорожали импортные товары. Весной рубль значительно укрепился, и продолжает отыгрывать свои позиции. Означает ли это, что теперь цены в магазинах снизятся? На этот вопрос ИА REGNUM ответили эксперты.
По мнению эксперта Ассоциации европейского бизнеса, главного экономиста и руководителя аналитического департамента Дойче Банка в России Ярослава Лисоволика, курс рубля находится близко к своему справедливому уровню, который оценивается в 55 рублей за доллар. «Полагаю, что в течение этого года курс рубля будет испытывать значительные колебания вокруг этого уровня, что во многом связано как с волатильностью цен на нефть, так и с перепадами в потоках капитала. В целом можно сказать, что в перспективе следующих нескольких лет рубль будет укрепляться на фоне восстановления цен на нефть и снижения масштабов оттока капитала из российской экономики», — сообщил Ярослав Лисоволик корреспондентуИА REGNUM.
Снизятся ли в таком случае цены? Вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев заявил ИА REGNUM, что относится к такому предположению скептически: «Я не припомню в новой российской истории ситуации, когда цены, повысившись однажды, начали бы снижаться, если не считать их сезонных ценовых колебаний на отдельные виды российской сельхозпродукции». Эксперт напомнил, что при резком падении курса рубля в прошлом году рост цен на импорт все равно «пропорционально» за этим падением не успевал и отметил, что к новым ценам люди уже стали психологически привыкать. «Уровень цен на продукцию диктуется отнюдь не только колебанием курсов валют, даже если товар импортный или с присутствием доли импорта. Он формируется исходя из баланса рыночного спроса и предложения. Если существует платежеспособный спрос на товары по определенной цене, предложение сориентируется „продавать“ товар именно по этой цене. Поэтому на цену сильно влияет уровень конкуренции: больше продавцов — ниже цены», — пояснил Владимир Буев.
Эксперт сообщил, что замеры разных рынков институтом системных исследований проблем предпринимательства показывают, что конкуренция на многих рынках начинает снижаться, конкурентная среда «разряжается», часть игроков с рынка уходит. Эта проблема, по мнению Владимира Буева, связана с ростом монополизации и олигополизации российской экономики. «А чем меньше игроков, тем меньше рынок склонен снижать цены независимо от повышательной тенденции последнего времени курса национальной валюты рубля», — пояснил он и обратил внимание на высокую степень неопределенности в экономических процессах, а значит — высокий риск, который будет заложен в цену товара. По словам Буева, повышение курса национальной валюты не будет продолжаться долго, а курс доллара, вероятно, уже зафиксировал свое «дно».
Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов также отметил что несмотря на то, что рост цен начался практически одновременно с обесценениванием рубля, темпы этого роста совсем не соответствовали темпам изменения курса валют. «Так и сейчас, несмотря на то, что цены на ряд товаров демонстрируют тенденцию к снижению, темп этого снижения вновь не соответствует темпу роста рубля. Поэтому, думаю, нам не стоит ожидать в ближайшее время значительного снижения цен. Если никаких потрясений не произойдет, то вполне вероятно, что снижение цен будет заметным в третьем квартале текущего года. Хотя, вряд ли стоит ожидать, что цены вернутся на „докризисный“ уровень», — заявил он корреспонденту ИА REGNUM.
Что же по поводу цен говорят непосредсвенно представители торговых сетей? Начальник управления по связям с общественностью X5RetailGroup Владимир Русанов сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что магазины сети напрямую зависят от отпускных цен поставщиков. «Если производители и поставщики начнут снижать цены, то этот процесс тут же отразится и на рознице. Когда происходил рост цен, поставщики аргументировали его ростом курса валюты, сейчас было бы логично ждать обратного процесса», — добавил Владимир Русанов.
Директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов также заявил корреспонденту ИА REGNUM, что как только поставщики начнут снижать цены, то торговые сети поступят также, потому что привлекательная для потребителя цена — залог конкурентоспособности. Впрочем, по словам Кузнецова, пока такой тенденции не наблюдается: «Этому есть объяснение. Курс, который мы видим в обменниках, меняется достаточно быстро, а цена поставок так быстро измениться не может. Закупки происходят большими объемами, с определенной регулярностью, они планируются заранее. Кроме того, мы опасаемся, что поставщики не будут снижать цены из-за нестабильности курса, это риски, которые они закладывают в стоимость продукта», — добавил представитель торговых сетей.
Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков считает, что если рубль продолжит укрепляться, то себестоимость товаров снизится, и соответственно уменьшится отпускная цена. «Однако важнейшим фактором роста цен также является и рост процентных выплат по кредитованию, рост цен на электроэнергию, повышение железнодорожных тарифов», — добавил представитель поставщиков.
Он также обратил внимание на то, что темпы сегодняшнего снижения курса иностранной валюты нельзя сопоставить с темпами осеннего повышения курса. «До момента, когда участники рынка в декабре подписали меморандум о снижении срока пересмотра цены поставки до двух недель, поставщики были вынуждены нести убытки по контрактам с торговыми сетями, либо блокировали поставки по каким-либо позициям», — пояснил директор «Руспродсоюза», отметив, что основное повышение цен прошло в начале 2015 года, и если в ближайшие месяцы ситуация на рынке стабилизируется, то предпосылок для дальнейшего роста цен не будет.
Генеральный директор компании INCENTRA Ле Чыонг Шон заявил корреспонденту ИА REGNUM, что в разных сегментах ритейла ситуация будет развиваться по разным сценариям, поэтому сказать, что все себя поведут в одном направлении — нельзя. «Дело в том, что цены по-разному поднимались, по-разному будут снижаться. Если мы говорим о товарах, стоимость которых имеет большую валютную составляющую, то в настоящий момент ситуация парадоксальная. В период скачка валюты ритейлеры значительно сократили закупки и завоз товара до минимального, так как не могли прогнозировать продажи. Кое-какие ритейлеры вообще отказались от новых поставок. С другой стороны, если запас есть, то они стремятся реализовать его как можно скорее, но при этом не терпеть убытки. В этом отношении валютные товары будут ориентироваться на реальный курс рубля, который в нынешней ситуации довольно реально спрогнозировать — коридор уже всем понятен, и это хороший знак — по крайней мере, на пару месяцев вперед, до сезона отпусков. Я не вполне согласен с утверждением, что цены быстрее повышаются, чем понижаются. Ведь сами ритейлеры пребывают в сложном положении, и им нужен оборот. Тем временем покупательская способность очень неоднозначная: деньги были и есть, но траты для покупателя в нестабильный период — это чисто психологический момент, который сложно прогнозировать. Это зависит от массы факторов, сейчас, кажется, все покупают только самое необходимое, но эта категория „самое необходимое“ для каждого покупателя определяется индивидуально», — пояснил Ле Чыонг Шон.
Впрочем, по мнению руководителя аналитического отдела Grand Capital Сергея Козловского, аргументы представителей торговых сетей не всегда соответствуют реальному положению вещей. «Быстрая реакция при ослаблении рубля была вызвана не фактической необходимостью повышения цен, а скорее желанием дополнительно заработать, из-за чего ФАС проверяет некоторые торговые сети. Сейчас же, когда закупки уже прошли, пока товар не будет распродан, цены вряд ли упадут: продавцы должны получить те деньги, которые они запланировали», — пояснил он. Эксперт предположил, что из-за ограничения поставок импорта в Россию наиболее быстро снизится цена на продукты, которые пользуются массовым спросом и закупаются за рубежом, например продукты питания из стран Восточной Европы или Северной Африки (яблоки из Сербии, мандарины из Марокко и т.п.). Сегменты сложной техники, автомобилей, электроники отреагируют только в течение нескольких месяцев, поскольку закупки этих товаров происходят менее часто.
Представители автомобильного рынка уверены, что резкого снижения цен не произойдет. По их словам, для авторынка нынешний год будет не лучшим. Директор по по стратегии и маркетингу ООО «Мегапейдж» Евгения Астафьева отметила, что продажи автомобилей по сравнению с предыдущим годом снизились в два раза. «Сначала все ждали и не повышали до последнего цены, в итоге кто-то повысил на 20%, кто-то ещё выше, и сейчас продажи авто снизились почти на половину. Сейчас ожидать, что цены резко понизятся, не стоит. И если произойдет какое-то снижение, то оно не особенно отразится на повышении спроса — в текущей рыночной конъюнктуре потребители стремятся сохранить свои сбережения», — пояснила эксперт ИА REGNUM.
Исполнительный директор ООО «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин привел данные Национального агентства промышленной информации, согласно которым, в начале 2015 года снижение продаж новых коммерческих автомобилей полной массой свыше 3,5 тонн составило 45%. «Причиной тому, как экономический спад по стране в целом, так и взлетевшие цены на автотехнику с привязкой к курсу валют. В случае, если дилеры будут корректировать свои цены вниз, следуя движению валютного рынка, то ситуация может несколько выправиться. Однако стоит помнить о тех автомобилях, которые уже закуплены по высокому курсу и ожидают своих покупателей на складах», — пояснил он.
Директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Храмов заявил корреспонденту ИА REGNUM, что о снижении стоимости автомобилей до «предновогоднего» уровня не может быть и речи. Он назвал ситуацию на российском рынке, в связи с валютными колебаниями, очень нестабильной. «Для сохранения рентабельности бизнеса дилерам приходится пересматривать планы продаж, корректировки вносятся практически ежемесячно и зависят от количества проданных машин и текущего курса рубля по отношению к иностранным валютам. То же самое касается и стоимости автомобилей, „планового“ снижения цен пока не намечается, возможно, только „временное“ снижение стоимости авто: проведение различных акций и предоставление покупателям дополнительных скидок. Сейчас объемы закупаемых автомобилей сокращаются, поскольку мы стараемся не заполнять склады автосалонов, а переходить на работу по предварительным заказам», — пояснил Андрей Храмов.
Представитель авиабизнеса, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ Азат Мулгимов заявил ИА REGNUM, что поскольку его компания работает, в основном, с европейскими операторами, то изменение курса валют — важный для нее фактор. «Но учитывая, что стоимость их летного часа в евро не менялась, а наша ценовая политика не подразумевает подстраховочных 2% выше курса ЦБ, то глобально корректировать цены нам не приходится. Собственно перерасчет стоимости из евро в рубли осуществляется в день предоставления счета клиенту по действующему курсу», добавил Азат Мулгимов. Гендиректор Air Charter Service в России и СНГ заметил, что недавно некое ресерчинговое агентство провело исследование отношения россиян к нынешнему кризису. Оказалось, что по сравнению с предыдущим, настроения в обществе весьма позитивные. «Укрепление курса рубля этому также способствует. Но глобально цены снижаться не спешат и неизвестно будут ли в ближайшее время», — заключил Азат Мулгимов.
В целом эксперты говорят, что прогнозировать ситуацию сложно, но склоняются к тому, что если удешевление на некоторые группы товаров произойдет, то оно будет незначительным. Так партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов заявилИА REGNUM, что цены вряд ли вернутся к прежнему уровню. «Бизнесу нужно возместить все полученные ранее убытки, суммы которых были весьма существенными. И лучший способ это сделать — не опускать цены или хотя бы опускать их очень медленно. Тогда у продавцов образуется дополнительная прибыль». По прогнозам эксперта, некоторого снижения цен стоит ожидать к концу апреля, а летом и осенью — сезонных характерных изменений. «Вероятнее всего, если снижение цен произойдет, то первым делом это затронет сегмент продовольственных товаров и техники», — добавил Сергей Варламов.