Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Барин не приехал, гора не родила

Заседания Госсовета, посвящённого проблемам малого и среднего бизнеса, ждали, как приезда барина в известном стихотворении Некрасова «Забытая деревня»: приедет и рассудит, «сам увидит, как плоха избушка, и велит дать лесу», «будет землемерам» и так далее, только на современный лад. Самым большим романтиком (впрочем, на его должности быть до конца реалистом – самоубийственно) оказался федеральный уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, предсказавший возможные революционные изменения в результате решений Госсовета: «Страна понимает, что экономического благополучия не будет без развития деловой активности, частной инициативы широких масс людей. В новых условиях только за счет нефти мы жить уже не можем. Нужна новая экономическая политика, новый НЭП. Новая экономическая политика должна стать наряду с новой индустриализацией главными направлениями экономической политики государства. И косметическими мерами тут уже не обойтись». Самое прискорбное в том, что Титов, безусловно, прав. Прав, когда утверждает, что « в таких условиях никакой прозрачный производственный бизнес, не выживает». Прав, когда говорит, что, «если мы хотим, чтобы бизнес у нас был белый и пушистый, надо ослаблять контроль, а не ужесточать». И никаких претензий не может быть к его утверждению: «Малый бизнес нужен всякий. Именно торговый малый бизнес вывел нас из созданного правительством шока девяностых. Именно челноки поехали и обеспечили страну необходимыми товарами. Сначала торговали на улицах, потом на рынках, в палатках, потом начали производить. И многие из них потом стали уже далеко не малыми бизнесменами. В этом смысле у малого бизнеса особая роль. У него особая социальная функция — обеспечивать население недорогими базовыми продуктами и услугами. И обеспечивать себя и много людей вокруг работой. Он — социальный буфер, подушка безопасности для страны, и в кризис это особенно проявляется».

Увы, за всем этим стоит романтическая вера в то, что люди, принимающие решения на уровне всей страны готовы к этим словам прислушаться и понять их.

Ещё накануне заседания Госсовета стало ясно, что что-то не так. Основной докладчик, бывший бизнесмен, а ныне губернатор Тульской области Владимир Груздев в интервью РБК начал говорить вещи, не совместимые с радужными надеждами. Так ситуацию с нестационарной торговлей он определил как московскую, а не общероссийскую, добавив: «На мой взгляд, московские власти действуют совершенно справедливо, они пытаются сделать этот бизнес прозрачным».

Настораживал и ответ на вопрос, будет ли Госсовет рассматривать проблему торговых сборов: «Приняли решение не вносить этот пункт, потому что и «Опора России», и бизнес-омбудсмен Борис Титов подтвердили, что тот формат, который Москва предложила, выгоден предприятиям и подталкивает серый бизнес выйти из тени».

На самом деле, как считает руководитель московского отделения «ОПОРЫ России» Александр Жарков, под действие торгового сбора в Москве подпадет около 130 тысяч ИП и предприятий малого и среднего бизнеса. В результате, по оценкам ОПРОРЫ, после введения сбора около 15 тыс. ИП прекратят свое существование, а без работы останется более 90 тыс. человек. Характерно, что на вопрос о возможности введения торгового сбора в Тульской области Груздев резонно ответил: «У меня не с кого его собирать. У нас в селах есть предприниматели, которые имеют выручку 178 тыс. руб. в год. И существование таких предприятий — это вопрос самозанятости, а не пополнения доходных источников бюджета. И если бы был введен торговый сбор, то он мог бы подобное предприятие обанкротить».

И вот 7 апреля долгожданное заседание Госсовета прошло.

Владимир Груздев предложил создать единую структуру для поддержки малого и среднего бизнеса на базе Агентства кредитных гарантий и МСП Банка, упростить процедуру регистрации и ослабить налоговую нагрузку. Отдельно прозвучало предложение о передаче части налогов в региональные бюджеты, чтобы те могли увеличивать программы для поддержки предпринимателей.

Также было предложено разрешить гражданам, начинающим малый бизнес, покупать патент, не регистрируясь предварительно как индивидуальный предприниматель. Как объяснял смысл этого предложения гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: «Человек, который хочет попробовать быть предпринимателем, сможет купить патент, год поработать. Получилось - хорошо. Если нет, то, когда патент закончился, вам не надо сниматься с учета. Это удобно для начинающих».

Эта инициатива была одобрена президентом, в отличие от другой: «налоговых каникул» для физлиц при регистрации компании (в настоящее время такие «каникулы» введены только для индивидуальных предпринимателей). И хотя предлагалось, что такое послабление учредителю малого или среднего бизнеса будет даваться раз в жизни, Путин с этим не согласился и возразил: «Сегодня создал на себя, завтра - на вас, послезавтра - на тещу, еще через два года - на шурина».

Надо сказать, что с этими словами президента согласился, например, независимый эксперт, Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: «Голь на выдумки хитра. Как узнать, один раз зарегистрировали или нет? Я здесь, скорее соглашусь, что мера такая, что ее проконтролировать будет сложно».

Неоднозначную реакцию вызвало и предложение о слиянии АКГ и МСП Банка. Говорят, что в банке его восприняли без энтузиазма. И хотя председатель правления Сергей Крюков уже заявил (корреспонденту Би-Би-Си), что идея объединить различные формы поддержки на одной платформе – «абсолютно правильная», но добавил, что она пока не проработана, и полноценной концепции новой структуры пока никто не видел. «Если представлять эту задачу как просто объединение Агентства кредитных гарантий и МСП-банка - это ничего не даст, и это мы всегда критиковали, - подчеркнул он. - Мы говорим, что должны быть единые критерии, понятные правила для всех участников рынка и для всех институтов».

Сторонники этой инициативы ссылаются на существование подобных структур в других странах - в частности, Администрации по малому бизнесу в США. А вот уже упоминавшийся Игорь Николаев считает создание новой структуры «организационно-штатным мероприятием», которое вряд ли существенно повлияет на ситуацию. Вместо этого, по его мнению, следовало бы пойти на другие меры, например, обратить внимание на налоговую нагрузку в разных регионах.

Однако есть ряд более важных вопросов, ответов на которые Госсовет не дал. Владимир Путин сам сформулировал главную задачу в сфере малого бизнеса: «Главное сейчас - дать гражданам свободу, возможность реализовать себя, поддержать их стремление обустраивать свою собственную жизнь и приносить пользу стране».

Увы, но ни один важный вопрос, связанный с этой свободой не был Госсоветом решён. Один из таких вопросов, волнующих бизнес в кризисный период (да и в другое время тоже), – налоговое регулирование. Многие предприниматели ожидали от государства решений, направленных на снижение налогового бремени. Увы!

Снижение ключевой ставки – тоже немаловажный момент. Как заметил глава Калининградского регионального отделения «Опоры России» Сергей Фирсиков: «Когда кредиты бизнесу приходится брать под 22%, это даже страшнее санкций». По его мнению, невозможность нормального кредитования оказывает серьезное воздействие на бизнес, особенно малый, и в значительной мере тормозит его развитие.

Еще один вопрос, не получивший развития на заседании Госсовета, но достаточно активно ставившийся при обсуждении его итогов: «Если мы в стране построили государственный капитализм, давайте тогда по этой схеме и работать. Государство должно четко выполнять свои функции, ограждать малый и средний бизнес от вымогательств и рэкета – только в 90-х годах это был криминальный рэкет, а сейчас это административная рента. Но государство не должно с этим ассоциироваться. Если так говорят, это значит, что в государстве не все построено правильно в системе правопорядка». Требование независимого суда, не раз высказывавшееся представителями бизнеса и экспертами, тоже почему-то не взволновало членов Госсовета. Нет, это, разумеется, хорошо, что на заседание Госсовета был вынесен вопрос о малом и среднем бизнесе, только вот итоги его рассмотрения разочаровывают. Присловье «гора родила мышь» хорошо известно всем. Но в данном случае гора вообще отказалась рожать хоть что-то.

Как ни странно, в сложившейся ситуации автор этих строк не готов сказать, плохо это или хорошо, поскольку не раз уже было, что государственная поддержка выходила малому и среднему бизнесу боком.

А пока предприниматели могут работать по-прежнему: чем им ещё заниматься.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости