Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Покупают даже те, кто не планировал»

Алкогольные напитки могут исчезнуть с полок продуктовых магазинов, продажу крепких напитков предлагают разрешить только в специализированных магазинах.

Как сообщил «Известиям» автор идеи - главный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн, он намерен поднять вопрос об изменениях законодательства в области продажи алкогольной продукции на уровне министерства.

Евгений Брюн считает, что продавать алкоголь нужно в специализированных отдельных магазинах малой доступности, так как «именно бизнес пытается алкоголизировать население».

- Сейчас часто продают алкоголь и табак в магазинах прямо в жилых домах. И мы видим — мужики выходят, покупают, потом тут же, у магазина, пьют и курят. А рядом находятся дети и всё это видят — вот вам и реклама.

В минздраве готовы обсуждать эту инициативу, и отмечают, что данная мера уже давно показала свою эффективность во многих странах мира.

— Размещение на полках продуктового магазина красочно оформленных бутылок со спиртными напитками стимулирует покупку этого товара даже у тех, кто не планировал перед походом в магазин приобретение спиртного. Не менее, если не более важно, что в продуктовые магазины вместе с родителями или самостоятельно приходят дети и подростки и ярко оформленные витрины винного отдела могут спровоцировать у них нежелательный интерес к алкоголю, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минздрава.

Аналитик ГК «TeleTrade» Александр Егоров говорит, что, несомненно, запрет продажи алкоголя в супермаркетах может снизить его потребление, но есть в этом запрете и обратная сторона.

- Необходимо понимать, что, как правило, алкоголь является одним из главных драйверов получения выручки продуктовых магазинов - до 70% всей выручки зависит от наличия крепкого алкоголя. В текущих условиях, когда малый и средний бизнес находится фактически на грани выживания, я думаю что такие меры как минимум преждевременны, или необходимо хотя бы эти меры применять только в отношении крупных розничных сетей, - сообщил он DK.RU.

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ОАО «САН ИнБев» Ораз Дурдыев говорит, что запрет продавать алкоголь в киосках уже негативно отразился на бизнесе, при этом тогда сильно выросла доля нелегального алкоголя. Новая инициатива также ударит по бизнесу.

- Любые дополнительные ограничения для бизнеса должны проходить оценку регулирующего воздействия. В условиях экономического кризиса инициативы, способные ухудшить климат для бизнеса всех уровней, должны быть еще более взвешенными. При этом важно учесть мнение и самих потребителей, насколько удобна им эта новация. Хотелось бы также отметить, что вопрос перераспределения мест продаж, с точки зрения экспертизы, скорее относится к компетенции представителей экономического блока, нежели психиатров-наркологов Минздрава. Так, введенный с 2013 года запрет на продажу пива в киосках показал явный негативный эффект. Продажи через этот канал сократились на 10-30% в зависимости от региона. Как следствие, потери бюджета от сокращения производства за 2 года составили 25 млрд руб. По данным НИСИПП, около 300 000 предпринимателей прекратили деятельность. Значительно выросла доля нелегального крепкого алкоголя, доступность которого является основной причиной алкоголизма.

Финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин добавляет - от нововведений сильно пострадает малый бизнес.

- На мой взгляд, с учетом ранее введенных ограничений на продажу табачных изделий, нововведение крайне негативно отразится на малом бизнесе. Дело в том, что в структуре выручки магазинов «на первом этаже» на алкоголь приходится до 30-50% выручки. А в структуре выручки магазинов «у дома» - 15% в обычное время и до 25% перед праздниками. Само собой, это нововведение негативно скажется на общем уровне цен, так как ритейлеры перенесут часть издержек на покупателей. В целом, я считаю, что необходимо провести продолжительное тестирование данной идеи на каком-либо одном регионе РФ, чтобы выявить все его положительные и отрицательные стороны и только после этого принимать решение.

Директор по маркетингу сети «Командор» Дмитрий Полуянов говорит, что инициатива ударит не только по бизнесу, но и по потребителям.

- Покупатели привыкли, готовясь к какому-то мероприятию, закупать продукты и алкоголь сразу. В случае нововведений придется ехать в другое место и терять время, - говорит Дмитрий Полуянов.

Председатель комитета по экономике московского отделения объединения предпринимателей «Опора России» Алексей Каневский полагает, что открыть алкомаркет захотят немногие.

- Это много инфраструктурных моментов, наверняка придется проходить лицензирование. А на одном алкоголе магазин не проживет — специально только за спиртным вряд ли кто-то пойдет, тем более учитывая повышающиеся цены. Так народ снова начнет покупать нелегальное спиртное у таксистов, что к снижению алкоголизации не приведет, — сообщил "Известиям" Алексей Каневский.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости