Это – завершающая часть беседы с Борисом Мужелевым.
-Борис, вот мы поговорили о финансовых странностях в системе СРО…
- Да, что-то мы всё о печальном.
-Ну, это было всегда.
- Было. Вопрос в том, что является правилом, а что – исключением. Когда мы переходим тонкую и очень незаметную границу, за которой исключение становится правилом, начинаются проблемы.
Я Вас расстроил?
- Ну, что Вы: о проблемах СРО я брал интервью у Андрея Марущенко. Вы знаете, что он говорит и пишет по этому поводу? Он, по-моему, как слышит аббревиатуру СРО, так сразу звереет.
- Да, его начинает колотить.
- Между прочим, профессионально он, по-моему, занимается тем же самым, что и Вы.
- Я знаю. Он работает во Владивостоке.
- И для него то, что его загоняют, как он говорит, в «СРОльню» - повод для отчаянного сопротивления.
- Я знаю. Я в своё время тоже боролся с СРО. Писал статьи, их публиковали. Скандалил с тем же Плескачевским… Но в определённый момент я послушал одну аудиозапись. Там объясняли: ребята, всем всё проплачено закон о СРО будет принят и 31 декабря подписан. Эта запись была сделана до этого момента. Но 31 декабря всё было подписано. Так что спорить с этим невозможно.
Конечно, возможна тренировка самолюбия и ядовитости, можно вытереть о кого-то ноги. Но это ведь люди, о которых говорят: плюй в глаза – скажут, божья роса. Так что спорить - смысла нет. Просто всё это будет тихо умирать.
- Но умрёт ведь.
- Процесс затянется надолго. Потом произойдёт естественная смена поколений, и тогда, наверное, что-то изменится. Нужны личности, которые отчётливо понимают интересы страны и могут повести за собой. И главное – чтобы себя не забывали, потому что фанатики – штука страшная. Чтобы о стране думали и себя не забывали – таких людей я не знаю.
- Известен случай, когда человек сумел, не забывая себя, поднять регион.
- Кого Вы имеете в виду?
- Я имею в виду губернаторство Романа Абрамовича на Чукотке.
- Да, я говорил с людьми оттуда. Сам Абрамович там был не частый гость. Но приехала команда молодых людей, которые всех предупредили, что воровать больше нельзя. И денег региону сразу стало хватать. До этого не хватало, и ничего не получалось, а тут стало хватать.
Говорят, что и сам Абрамович там заработал. Ну, и молодец. И его на Чукотке вспоминают с глубоким уважением.
И та же Калуга – очень правильный подход.
- Знаете, в своё время был у нас клуб предпринимателей, на заседаниях которого выступали самые разные люди. В частности один раз был покойный Борис Немцов, рассказывавший самые различные истории из своей губернаторской и вице-премьерской деятельности. И там была история о его отношениях с нижегородским митрополитом, которого Немцов очень уважал. Тот был человек немолодой, ветеран войны. История была такая: Немцов, бывший тогда губернатором Нижегородской области, выступил по местному радио и говорил о борьбе с коррупцией. Назавтра ему позвонил митрополит и сказал: Борис, что ты там нёс о коррупции! Давай договоримся так: в следующий раз выступлю я и скажу, что мы с губернатором договорились о новых правилах. Из всех денег можно своровать 10%, а кто возьмёт лишнее, тому руки будем отрубать. Немцов, разумеется, отказался от объявления такого радикального варианта, но, учитывая наши реалии, не только тогдашние, но и теперешние, митрополит был в чём-то прав.
- Ну, 10% - это по-божески.
- Вообще запретить невозможно, так хоть ограничить десятью процентами.
- Скажем так: если у людей нет границ , то ничего не поможет. И всё дело в воспитании. Если человек не может понять, где должны заканчиваться его интересы и начинаются интересы государственные, его ничем не проймёшь. А у нас ведь самая большая проблема, когда отнять лакомый кусок не получается. Как же так: мимо носа носят чачу, а обратно – алычу.
Или вот, например: мы с Вами не слышим, чтобы какая-то компания в тех же США торговала налево – направо секретами. Но почему-то слышим про это у нас. Как так получается? Что это за качество управленцев?
Коммерческая компания – бизнес, который, разумеется, работает на прибыль. Но они в определённый момент говорят: стоп – это уже не ко мне, это в другие организации. А у нас я этого, к сожалению, не вижу.
Я не слышал никогда про американцев, которые готовы наворовать бюджетных денег и уехать жить в Россию. Но я регулярно слышу это про наших бизнесменов, чиновников и депутатов. У наших борцов с чем угодно, включая свободу выезда из страны, дети почему-то живут за рубежом.
Если мы хотим, чтобы с нами были честны, то мы должны быть такими же. Если государству нужна помощь бизнеса, то оно должно быть кристально честным в своих обещаниях по отношению к нему. И это не потому, что бизнес злопамятен, просто он всегда и все должен просчитывать. Если что-то не так, если его возможности исчезают, бизнес исчезает тоже.
Поэтому власть должна думать, как и зачем взаимодействовать с бизнесом. Вы не заметили, что цель этого взаимодействия никак не обозначена? Вы скажите, что вы хотите. Мы подумаем, посчитаем и ответим: мы можем это сделать, но для этого нужно то-то, то-то, и то-то. Вот и всё.
- Не так давно прошёл Госсовет, посвященный малому и среднему бизнесу. Его многие ждали, надеясь, что верховная власть решит, если не все, то многие проблемы предпринимателей. Сейчас уже опубликованы поручения президента по итогам Госсовета. Как Вы считаете, эти итоги и поручения по ним смогут серьёзно помочь, например, лично Вам, или кому-то из знакомых Вам предпринимателей?
- Нет… К жизни это не имеет отношения. «Очень трудно менять ничего не меняя – но мы будем…» … Жванецкий велик! . Это знаете ли, как вишенки на торте.. А сам торт – увы …. Да кому-то станет лучше. Но сколько предпринимателей и фирм это затронет? 1% или 2%...Ну, может, даже 10%, что сомнительно. На сколько в процентах от выручки получится экономия для бизнеса? И для чьего, конкретно?
Давайте говорить с цифрами. Давайте оценивать по цифрам, установленным в «плановом задании»…А это все – ни о чем… Вот когда будут приниматься решения касающиеся и кардинально 70-80%. Тогда можно серьезно обсуждать. Пока это в стадии «подготовить, решить, рассмотреть…». Потом будет стадия «в связи с …(перечень трудностей) не было подготовлено. И спустят на тормозах. Ну, кроме той части, что позволяет улучшить свое благосостояние. Извините за цинизм – но кто сказал, что правда приятна? Вот говорить ее легко и приятно, а слушать и читать – чаще наоборот..
- Ясно, что, несмотря ни на что, Вы будете продолжать работать. Как Вы видите своё ближайшее будущее и что могли бы себе пожелать?
- Себе любимому? Здоровья, терпения и чуть-чуть удачи..
А будущее? Ну оно ж разное… Есть ближайшее, есть перспектива…
Ближайшее – неприятно, отдаленное – прекрасно!
И вообще я уверен, что все мои враги – увидят небо в алмазах!!
- Борис! Мне трудно вот так с ходу задать Вам все необходимые вопросы, поскольку я не настолько знаком с Вашей деятельностью. Вопросы, которые я задал, можно задать сегодня любому предпринимателю. Если Вам покажется, что я что-то важное упустил, я готов исправить эту ситуацию.
- Да, собственно говоря, все правильно спросили.. Наша компания занимается системами безопасности. Короче слаботочкой в строительстве. Мы ни откуда не «вышли», а создались сами, так сказать self made. И уже давно. Я 20 лет в этом бизнесе. А касаемо важного – я бы хотел спросить у Вас – как вы оцениваете возможность реальных и кардинальных изменений по отношению власти к бизнесу?
Мое мнение, по этому вопросу, простое - пока все не рухнет никто и ничего делать не будет, подменяя реальные дела - имитацией. И самое плохое, что может случиться для МСП в России – это рост цен на углеводы на внешнем рынке.
- Возможность кардинальных изменений лично я оцениваю как очень низкую. Более того, боюсь, что может не помочь в этом деле даже низкая цена на нефть.
Беседовал Владимир Володин.