Боюсь, что именно слегка переиначенной рекламой старой, ещё всенародно любимой мавродиевской МММ лучше всего можно обозначить попытку правительства расправиться с индивидуальными предпринимателями. Самое странное, что озвучил эту идею для широкой публики уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов. Именно он на встрече с представителями бизнес-сообщества Ростовской области предложил упразднить ИП как рудимент 1990-х гг., сохранив эту форму только для тех, у кого нет наемных работников. Эти слова тут же распространила «Российская газета» Сам Титов, правда, объяснил, что это было общение с бизнесом, во время которого обсуждались проблемы индивидуальных предпринимателей, причем обсуждение было чисто теоретическим. Тем не менее, шум поднялся большой. И сразу вспомнилась не такая уж давняя история России.
Аналогичную идею (разумеется, в куда более серьёзном и трагическом варианте) воплотила в своё время советская власть, уничтожив кулачество как класс. Тогда открыто говорили о мироедах, заедающих наёмных работников из бедняков. Сейчас всё культурнее: ликвидировать индивидуальных предпринимателей как класс правительство навряд ли собирается. Оно ставит другие задачи: ИП без права найма работников могут спокойно продолжать свою деятельность, а все остальные – стать малыми предприятиями.
Целый ряд изданий цитирует высказывание по этому поводу руководителя проектов «Деловой России» Анастасии Алехнович. Инициатива должна устранить возникшую путаницу, - объясняет она, - многие ИП в действительности уже давно перестали быть индивидуальными: они нанимают множество сотрудников, выручка у некоторых – миллиарды рублей.
Автор этих строк, конечно, готов поверить в существование ИП с выручкой в миллиарды рублей, но сама Алехнович, приводящая этот аргумент, говорит, что речь идет лишь о «некоторых». За что же собираются заставить стать ООО остальных?
«Деловая Россия» выступает со странным предложением устранить ИП и ввести форму самозанятых, для которых до предела упростить регистрацию и отчетность. Это якобы позволит вывести из тени значительную часть самозанятых. При этом, по данным г-жи Алехнович, примерно 20 миллионов человек в России следует отнести к категории теневой занятости. Как-то скромно считают в «Деловой России»: например, у вице-премьера Ольги Голодец цифры получаются в два раза большие.
Но главное в другом: кто сказал, что после таких правительственных фортелей людям, работающим в теневом бизнесе, захочется выйти на свет? Скорее наоборот – те, кто пока пытается работать легально, может рвануть во все лопатки в тень.
В связи с высказанной Борисом Титовым идеей СМИ бросились публиковать официальную статистику, относящуюся к ИП. Итак, по данным ФНС, в апреле 2015 г. в России было 3,46 млн ИП (и 135 053 крестьянских хозяйств) – больше, чем малых и микропредприятий, вместе взятых (2,35 млн). И вот всем этим миллионам (или значительной их части) предлагают перерегистрироваться. Во имя чего? У ИП во многом упрощенный порядок отчетности и налогообложения: он может не вести бухгалтерский учет и баланс. ИП платят меньшие штрафы, чем юрлица. Наконец, ИП популярны в связи с простотой получения статуса и ликвидации при запутанном законодательстве: не нужно писать устав, определять и делить доли, держать в штате или привлекать бухгалтеров и кадровиков. К тому же ИП редко становятся мишенью рейдеров. Зачем индивидуальным предпринимателям становиться ООО, получая при этом целый ряд проблем? Ведь государство не устраняет основные причины, заставляющие предпринимателей уходить в тень. Одни только высокие налоги и бюрократическое давление чего стоят. А при всех обещаниях не «кошмарить» малый бизнес, по сути, почти ничего не меняется.
Мнения экспертов, опрошенных различными изданиями, о результатах предполагаемой реформы однозначно. Президент НИСИПП Александр Чепуренко считает, что индивидуальный бизнес в значительной степени превратится в нелегальный.
Еще более печальную картину рисует председатель НП «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Она уверена, что новое изменение правил игры уничтожит целый слой предпринимателей, которые не будут связываться с регистрацией ООО и сопряженной с этим бюрократической нагрузкой. Потребители, по её мнению, лишатся тысяч недорогих парикмахерских, мастерских бытовых услуг, мелких пекарен.
А Президент автономной некоммерческой организации «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» и группы компаний «Тезаурус» Владимир Буев считает, что бизнес адаптируется к тем или иным формам регуляции, которые, по сути, не отражают его состояние. «Зато у административных органов, включая налоговую, появится обоснование сказать: есть индивидуальные предприниматели и те, кто под них маскируется, поэтому нужно усилить надзор и штат сотрудников, чтобы можно было проводить проверки и отделять реальных ИП от фиктивных, накладывать штрафы. В любом случае, предприниматели негативно отнеслись к этой информации, потому что для них это будет связано с новыми издержками», — добавляет он.
В последнее время с самых высоких трибун нам рассказывают о поддержке государством бизнеса. Для этого только что даже создали очередную структуру. Но каждый раз поддержка эта выходит боком. Так пообещали отменить проверки, но мораторий ввели только на плановые (их меньше), внеплановые проверки как были, так и остались. Зато увеличили сроки для предпринимателей, обвиняемых в мошенничестве (любимо обвинение, когда бизнесмена надо посадить). Теперь – реформа для ИП.
Конечно, может она закончиться тем, что индивидуальным предпринимателям просто ограничат количество наемных работников до 10 – 15 (так говорят, например, депутаты Госдумы, к которым обращались журналисты). Тогда, понятно, что ИП, нанимающие 100 человек, поделятся на соответствующее количество более мелких, и все успокоятся. Но из тени, разумеется, никто не выйдет – нет для этого стимулов.
И запишут чиновники соответствующих ведомств, что успешно провели реформу малого бизнеса. Пусть резвятся, главное – чтобы никого не тронули.