Какие инструменты господдержки наиболее эффективны , зависит эффективность той или иной меры ( какие на каких стадиях применять эффективнее) от стадии развития бизнеса, экономики? Примеры развитых стран.
Практика применения многочисленных мер госфинподдержки (инструментов) показывает, что в российских условиях ни один из действующих инструментов не является эффективным. Ранние исследования НИСИПП показывали (в том числе в региональном разрезе), что масштабы и объемы госфинансирования федеральной и региональных программ поддержки никак не влияют на уровень состояния (развития) сектора в России: статистически значимая связь между первым и вторым отсутствует (это показывал и регрессионный анализ и значение коэффициента корреляции рангов Спирмена).
Тем не менее какие-то инструменты более эффективны, какие-то – совсем нет.
Их можно разделить на две группы:
1. Более эффективные. Возвратные и платные – наиболее эффективные. Наиболее эффективным из неэффективных я бы назвал программу МСП банка. Там по крайней мере финансовый ресурс (капитал) не только был сохранен, но и увеличен.
2. Совсем неэфффективные. Невозвратные (гранты, бизнес-инкубирование). Про гранты на открытие собственного дела сказано уже достаточно много. Более того, даже профильный департамент МЭР, ранее отстаивающий эффективность этого инструмента, в последние год-полтора признает, что инструмент неэффективный. Что касается бизнес-инкубаторов, то развивать и финансово поддерживать их сеть в стране пытаются примерно столько, сколько существует новая Россия. На родине концепции бизнес-инкубирования – в США –подобные центры стали создаваться по инициативе снизу, когда появился реальный спрос со стороны экономики; делалось это на средства частных компаний, а также с подачи университетов. В России все было ровно наоборот: инициатива шла исключительно сверху и на госденьги или средства донорских организаций (в 1990-х годах). Даже в развитых странах мира, где бизнес-инкубирование началось свыше пятидесяти лет назад, практика реализации этого инструмента тоже не всегда оценивается положительно. Несколько лет назад Brain Storm Bureau проводило исследование по этому поводу и сделало вывод, что «зафиксировать декларируемое бизнес-инкубаторами и их сторонниками влияние на экономику страны или региона практически невозможно, а показываемая инкубаторами статистика не позволяет дать им адекватную оценку».
Ведете мониторинг, как бизнес реагирует на объявление мер господдержки? Как оцениваете методы, применяемые в нашей стране для стимулирования бизнеса?
Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году (только средства федерального бюджета) составили 83,73 млрд рублей (годом ранее - 52,51 млрд). То есть произошел рост.
Основная программа – Минэкономразвития (в 2013 году – 19,82 млрд. рублей, в 2014 году – 20,57 млрд). На прямые меры госфинподдержки в 2013-2014 годах ушло 55% средств, на «непрямые» (создание так называемых «объектов инфраструктуры поддержки») - 45%. При этом акцент все больше смещается на непрямые меры поддержки. Тем не менее подавляющее большинство сектора МСП меры поддержки никак не затрагивают. По разным оценкам программой были «охвачены» от 5% (официальные оценки) до меньше 1% (экспертные).
Какие механизмы поддержки стимулируют рост бизнеса, или поддерживать нужно только начальную предпринимательскую активность?
На мой взгляд, только возвратные – микрофинансирование, банковское финансирование с компенсацией процентных ставок по кредитам со стороны государства, гарантии. Или компенсация расходов на приобретение оборудования (хотя тут, согласно нашим неформализованным интервью) довольно много манипуляций. Например, одно и то же оборудование или транспорт могут «компенсироваться» не по одному разу и при этом - разным компаниям. Бизнес тоже «адаптируется» и использует «схемы».
Возвратные деньги более эффективны чем прямые субсидии, почему, в каких случаях?
Именно потому что возвратные. Появляется ответственность: берешь чужие - отдаешь свои. За безвозвратные финансовой ответственности нет (если не поймают на махинациях, но «ловят» нечасто, ибо негативные «кейсы» невыгодны ни той, ни другой стороне), главное тут – «правильно» бумажно отчитаться.
В условиях кризиса какое значение принимает поддержка? Субсидирование процентных ставок отдельным категориям бизнеса позволит изменить ситуацию с заемными финансами? Какие меры помогут (гарантии)?
Нет, не позволит. На мой взгляд, меры никак не повлияют ни на сектор в целом, ни тем более на состояние экономики.
Первое. Основное – наличие спроса. Идет падение и реально располагаемых денежных доходов населения (а в доходах большую часть составляют заработные платы – они тоже падают, особенно с учетом ИПЦ). Поэтому падает спрос. Если падает спрос, ты хоть что субсидируй, товар/услуга могут оказаться невостребованными.
Кроме того, что резко снижаются объемы кредитного предложения со стороны банков для МСП (это демонстрирует статистика ЦБ), снижаются, хотя и незначительно, объемы спроса на кредиты со стороны сектора МСП, особенно если речь идет о долгосрочном кредитовании под инвестиции (оценки НИСИПП).
Второе. В условиях дефицитности бюджета (почти 500 млрд в первые месяцы этого года) просубсидировать процентную ставку всем желающим невозможно. Все равно «просубсидированные» составят доли процента от всего сектора МСП. В целом на рынке это не скажется.
Третье. Банки ограничены в ликвидности. Сейчас основное требование идет к залоговой массе (требования даже ужесточились), рыночные процентные ставки по кредитам с точки зрения МСП высокие. Это и раньше было проблемой для МСП, сейчас – тем более. Многие банки сокращают целые подразделения, которые занимались кредитованием МСП, и отказываются от специализированных кредитных продуктов, которые были заточены конкретно под малый сектор экономики. Несмотря на ужесточение требований к заемщикам, статистика демонстрирует рост масштабов просроченной задолженности МСП банкам.