Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вот уже неделю бизнес-сообщество страны обсуждает инициативу, которая затронет интересы более 3 млн предпринимателей.

Вот уже неделю бизнес-сообщество страны обсуждает инициативу, которая затронет интересы более 3 млн предпринимателей. Заключается она в том, чтобы запретить ИП нанимать работников. Бизнес-сообщество предсказуемо отреагировало шквалом возмущения. Мы обсудили перспективы данной инициативы с нашим постоянным экспертом, вице-президентом Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимиром БУЕВЫМ

— Пока никто не видел конкретного законопроекта с конкретными формулировками и цифрами. Тем не менее многие бизнес-сообщества уже сейчас говорят о том, что потребители могут лишиться тысячи маленьких мастерских, парикмахерских, пекарен и других организаций сферы услуг. Звучат угрожающие цифры, что безработными могут стать сразу несколько миллионов человек! Владимир Викторович, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

— Скорее всего, Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей, который озвучил инициативу, неточно выразился. Или его слова дошли до нас в немного искаженном виде: «Мы считаем, что институт индивидуального предпринимателя, созданный в 90-е годы, может быть отменен. Ведь задачи ИП ничем не отличаются от задач малого предприятия…» На текущем этапе никто запрещать самую распространенную форму ведения бизнеса в России, как многие вначале подумали, не собирается, по крайней мере, сейчас так вопрос не стоит. Речь идет об ограничениях или полном запрете на наем персонала. В данный момент соответствующий законопроект готовится правительством РФ. Трудно сказать, как он изменится в процессе согласования с различными ведомствами, внесения и рассмотрения в Государственной Думе РФ. Пока мы можем обсуждать только саму идею. Разумеется, бизнес-сообществу (по крайней мере, той части, которая по правовой форме зарегистрирована как ИП и использует наемный персонал) она не нравится.

Более того, индивидуальные предприниматели, узнав о том, что с ними хотят сделать «нечто» (волны ведь пошли разные, и многие не могут понять, что именно: то ли упразднить как правовую форму, то ли просто запретить иметь в штате наемных сотрудников), сильно забеспокоились.

И это правильно — беспокоиться, в любом случае, надо до, а не после принятия закона, когда он уже начнет действовать…

— Насколько, на ваш взгляд, эта идея актуальна? Может ли она реально навредить бизнес-сообществу и стране в целом?

— Когда несколько лет назад в два раза были подняты социальные сборы, то количество индивидуальных предпринимателей сократилось сразу на 500 тыс. (учитывая и вновь зарегистрированные ИП, и тех, кто сдал свои свидетельства о регистрации в ФНС). Но тем менее сейчас в России работает примерно 3,5 млн ИП! Почему такое огромное количество предпринимателей выбрали именно такую правовую форму, а не форму юридического лица? Значит, у них были какие-то мотивы. Значит, они увидели в этой форме какие-то преимущества для себя.

В маленьких городах много индивидуальных предпринимателей, которые работают сами на себя, но в масштабах всей страны значительный объем ИП все-таки в той или иной форме (легально или нелегально) привлекает наемный персонал. Условно разделим ИП на три группы. В первую входят предприниматели, которые оформляют сотрудников официально, уплачивая все необходимые страховые взносы. Среди них есть гиганты, которые даже владеют торговыми центрами. Но их не так много, максимум несколько сотен по всей стране. Во вторую группу входят ИП, которые нанимают персонал, но никак его не оформляют. Люди получают зарплату наличкой из «кассы», которая, как правило, нигде не учтена. Именно эти граждане входят в те 15-20 млн россиян (данные Роструда РФ), которые официально нигде не работают и в службах занятости не зарегистрированы. К третьей группе относятся ИП, которые просят (или вынуждают) оформиться своих сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей. Между ними ведутся расчеты как между разными хозяйствующими субъектами. Для чего это делается? Конечно, для оптимизации налогов. Если ИП находится на упрощенной системе налогообложения, то он платит государству или 6% с оборота или 15% с прибыли (доходы минус расходы, но не меньше, чем 1% с оборота). Предприниматели, которые оформляют людей по трудовой книжке, платят за своих сотрудников солидные социальные сборы.

Изменение законодательства может затронуть ту часть ИП, которые официально оформляют свой персонал. Они поневоле станут нарушителями, и, скорее всего, именно эта часть уйдет «в тень». Еще один вариант — сменить правовую форму, став юридическим лицом. Тут есть свои плюсы и минусы. Так, ИП отвечает за свои действия всем имуществом, а, например, общество с ограниченной ответственностью (ООО) — только уставным капиталом, который в большинстве случаев не превышает 10 тыс. рублей. Но с другой стороны, ООО должно платить гораздо больше налогов, чем ИП. Есть еще один важный момент — у юридических лиц другая периодичность отчетности. Они фактически должны иметь в штате постоянного бухгалтера. Юридические лица также должны выполнять все инструкции Центробанка РФ, связанные с кассовой дисциплиной. Индивидуальные предприниматели имеют в этом вопросе гораздо больше свободы. Подведем итог: перевод бизнеса из формы ИП в юридическое лицо существенно увеличивает затраты и, как следствие, стоимость конечного продукта. Конечно, многие предприниматели все равно не смогут работать в одиночку, ведь один в поле не воин.

— Но эти ИП могут воспользоваться опытом коллег и уйти «в тень», не платя вообще никаких налогов и сборов. Для страны, находящейся в кризисе, это не лучший вариант. Но, может быть, у государства свой взгляд на эту ситуацию?

— С моей точки зрения финансово-экономического кризиса в стране нет, но есть рецессия и спад. Несмотря на то, что в этом году дефицит федерального бюджета, и немаленький, госрезервы его покроют, а значит, бюджетного кризиса тоже нет. В банковской сфере произошли серьезные перемены. У многих банков отозвали лицензию, а самым крупным финансовыми вливаниями помогло государство, происходит слияние-поглощение банков в разных формах. Тем не менее искомая стабильность в банковской сфере на текущий момент наступила. Валютный кризис, к счастью, преодолен. Курс рубля сегодня более-менее стабилен. Рост инфляции замедляется. Но все это привело к тому, что сократились реальные денежные доходы населения. Вот в этом компоненте нашей экономической жизни происходит реальный кризис. Но настоящего масштабного финансово-экономического кризиса в России все-таки я не вижу.

— И все же субъекты РФ испытывают серьезные проблемы. Появился первый регион с техническим дефолтом — Новгородская область.

— Вы правы, у большинства субъектов страны проблемы. По данным на 1 апреля 2015 года, общий объем долга регионов и муниципалитетов составил 2,4 трлн рублей, это треть от собственных доходов их бюджетов. Показательна история с Новгородской областью, власти которой вовремя не успели погасить кредит банка ВТБ. Это первый с 2008 года регион России, который допустил технический дефолт.

Но было сразу понятно, что одна часть государства (банк ВТБ принадлежит государству) договорится с другой (ведь, по сути, одна часть государства, региональная, должна другой — «корпоративной»: два разных кармана одного пиджака). Практически тут же «долг» частично погасили трансфертом из федерального бюджета, а старый был частично погашен новым кредитом ВТБ. Тем не менее это серьезный сигнал для всех. Неудивительно, что в ситуации сжатия «ликвидной базы» государство ищет возможности пополнить бюджеты всех уровней.

— Разговоры вокруг судьбы ИП, возможно, тоже из разряда таких государственных инициатив, которые, впрочем, имеют все шансы на разговорах и закончиться.

— Давайте вспомним, что вокруг налога с продаж тоже было много дискуссий. Его не ввели, но тут же предложили «заменитель» — торговый сбор, который имеет все признаки налога. Право его введения получили города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Своим правом пока воспользовались только власти столицы, которая введет этот сбор уже с 1 июля. Он направлен на то, чтобы в первую очередь собрать средства с предпринимателей, которые платят налоги по упрощенной системе. Платить придется в любом случае, даже если нет доходов, даже если решение о заморозке ряда «неналоговых платежей» все-таки принято не будет. Можно вспомнить резкое повышение «фиксированных социальных взносов» для ИП, которое было принято несколько лет назад. Размер платежей потом снова уменьшили, но статус-кво все равно по факту не вернули, общая нагрузка выросла. Все эти не всегда умелые действия государства направлены на одно — повышение наполняемости бюджетов разных уровней и внебюджетных госфондов. Это государственный тренд и не надо тут испытывать иллюзий.

Есть такое выражение — с паршивой овцы хоть шерсти клок. Миллионы граждан работают в теневом секторе, а предприниматели не платят налоги.

В правительстве страны пытаются получить с этих людей хоть что-то, поэтому возникают такие инициативы.

— Может быть, просто ввести налог на тунеядство, как в Белоруссии?

— С инициативой ввести обязательный социальный платеж со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, за исключением официально трудоустроенных, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и других льготных категорий, выступила Федеральная служба по труду и занятости. Правда, заместитель председателя правительства России Ольга Голодец заявила, что в нынешних условиях это просто нереально. Тем не менее государство планирует разработать и принять ряд инициатив, способствующих выводу граждан из «серой зоны». Не с этого надо начинать…

— Как вы считаете, сколько примерно бюджеты разных уровней могут получить, если ИП все-таки запретят нанимать работников?

— Как правило, государство, принимая ту или иную инициативу, делает линейные расчеты. Они не так часто совпадают с последующей реальностью. Сейчас в правительстве РФ обсуждается идея введения частичного моратория на увеличение неналоговых платежей и заморозку до 2019 года тех, что уже напринимали ранее. Любопытно, что могут быть заморожены сборы, введенные в последние два-три года. Многие из них еще даже не вступили в действие! Например, в ноябре должен вступить в силу дополнительный сбор для транспортных компаний за каждый километр с каждой машины в том случае, если вес большегруза превышает 12 тонн. Его уже предлагают снизить почти в шесть раз. Это очень показательная история. В правительстве поняли, что экономическая ситуация изменилась и первоначальные расчеты выполнены не будут. Расчеты правительства часто не совпадают с реальной жизнью.

Еще что удивительно: раньше большое количество госчиновников и экспертов «аргументированно» доказывали, что вводить такие платежи нужно, делали расчеты, писали разные «обосновательные» бумаги, разрабатывали проекты нормативных актов, согласовывали их. Теперь то же самое делается «в обратном направлении». Столько людей задействовано в непроизводительном расточительном процессе!

Что касается инициативы запретить ИП нанимать персонал, то доходы государства в случае ее принятия спрогнозировать очень трудно. Мы пока даже не знаем, какие формулировки будут заложены в законопроект и какие «обосновательные» расчеты под это будут сделаны. Возможно самое разное развитие событий.

Я думаю, что сейчас всем нужно успокоиться и подождать публикации законопроекта. В Государственной Думе он появится, скорее всего, только осенью, но, надеюсь, будет вынесен на обсуждение общественности в самое ближайшее время.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости