Ведущий эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Елена Казбанова о реформе налогообложения и налоговому администрированию в России
МОСКВА, 19 июня 2015, 16:58 — REGNUM С принятием в 2014 году дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» Россия взяла курс на активную оптимизацию процесса налогообложения предпринимателей. За последние полтора года было проведено множество значительных реформ, и результаты проекта не заставили себя долго ждать: уже сейчас, как отмечают 73% предпринимателей, участвовавших в опросе АНО «НИСИПП» (опрос проводился среди средних по размеру компаний г. Москвы, созданных гражданами РФ в форме ООО, занимающихся промышленной и торговой деятельностью общего профиля), заметны изменения.
При этом не все предприниматели и эксперты характеризуют изменение налогового администрирования положительно. Экспертами АНО «НИСИПП» было проведено собственное исследование, которое показало, что же на самом деле было сделано и как это действительно отразилось на налогоплательщиках.
Сокращение избыточного документооборота
В первую очередь стоит отметить изменения в части сокращения избыточного документооборота. Львиная доля преобразования в этом направлении коснулась вопроса выставления и учета счетов-фактур.
Например, с 2015 года для большинства компаний не является обязательным ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. По сути, журнал дублировал книгу покупок и продаж, и его ведение имело мало смысла. Отмена журнала учета счетов-фактур позволила предпринимателям сократить временные затраты на ведение первичного документооборота.
Кроме того, с этого года продавцы могут не выставлять счета-фактуры компаниям, не являющимся плательщиками НДС. Раньше такая процедура проводилась в обязательном порядке для всех видов покупателей, несмотря на то, что некоторым эти документы были просто не нужны.
Еще одним новшеством является эксперимент с введением универсального передаточного документа (УПД), совмещающего в себе функции счета-фактуры и первичной бухгалтерской документации (например, накладной). Реквизиты этих документов во многом дублируются, и потребность объединить их, снизив издержки на документооборот, возникла уже давно. Документ был разработан в 2013 году, но на данный момент его применение носит рекомендательный характер и лишь незначительное число организаций используют его на практике. Прежде всего, это обусловлено существующими неточностями в законе, в частности касающимися способов внесения изменений при выставлении корректировочных счетов-фактур. В связи с этим пока не ясно, когда использование УПД может стать обязательным.
Работать со счетами-фактурами, а соответственно и с НДС, стало проще не только при составлении документации, но и при исправлении ошибок. Еще 1 июля 2013 года у компаний появилась возможность выставлять сводный корректирующий счет-фактуру, то есть в рамках взаимодействия с одним контрагентом можно единым документом осуществлять исправления сразу по нескольким счетам-фактурам, а не вносить корректировки к каждому отдельно.
ФНС в целом стала более лояльно относиться к изменениям документации в случаях, когда они не приводят к недоимкам в бюджете. Это относится в частности к отчетности по налогу на прибыль. Теперь, если в результате уточнения получается переплата в бюджет (то есть в том периоде происходит изменение расчета в сторону уменьшения налога к уплате), нет необходимости подавать уточненную декларацию, эта сумма просто зачтется в следующем периоде.
В последнее время налоговая стала упразднять документы, которые объективно создают лишние проблемы. Например, с 8 января этого года были отменены служебные задания, а также командировочные удостоверения, обязательные ранее для принятия бухгалтером командировочных расходов к учету. В настоящий момент подтвердить командировку можно обычными проездными документами.
Таким образом, за последние два года были отменены некоторые документы, которые требовали много времени для заполнения, не неся при этом особой ценности.
Смягчение процедур подачи отчетности
Подавать отчетность тоже стало проще. Во-первых, ФНС решила проблему так называемых «опоздавших» счетов-фактур. Теперь, к примеру, счет-фактуру от 30 марта, полученный 5 апреля, можно включить и в первый, и во второй квартал (прежде приходилось подавать уточненную декларацию за первый квартал). Более того, как уже упоминалось выше, период принятия счета-фактуры увеличили до трех лет. И это на самом деле имеет огромное значение для бизнеса. Дело в том, что при низких объемах реализации иногда могут возникать ситуации, когда исходящий НДС (выставляемый покупателям) оказывается меньше входящего (образующегося при приобретении компанией товаров и услуг с НДС). В таком случае итоговая сумма налога к уплате становится отрицательной. Иначе говоря, нужно оформлять возмещение НДС из бюджета, что неминуемо вызовет камеральную проверку налоговой. Лишние проверки компаниям ни к чему, да и ФНС не хочет каждый раз проверять все документы, так как большинство сделок в таких ситуациях действительно оказываются чистыми. Теперь эта проблема решается тем, что фирма вправе на свое усмотрение принять полученный счет-фактуру к учету (и тем самым снизить НДС к уплате) в любом удобном для нее периоде в течение трех лет.
Во-вторых, в этом году сделаны послабления по срокам предоставления отчетности. На пять дней увеличены сроки уплаты налога и представления декларации по НДС. Также продлили сроки сдачи отчетности в фонды. В ФСС РФ их перенесли на 5 дней для бумажного расчета и на 10 — для электронного. В ПФР сроки продлили только для тех, кто отчитывается через интернет. Для бумажного расчета срок остался прежним.
В результате введения изменений правил и форм подачи отчетности временные затраты по расчету и уплате налогов сократились. 40% респондентов отмечают сокращение временных затрат в среднем на 20−40%, остальные не говорят о существенных улучшениях, что связано с необходимостью перестроить привычные рабочие процессы. Вероятно, полностью преимущества от внедренных изменений станут заметны в будущем.
Электронный документооборот
Одним из ключевых направлений оптимизации налоговой системы является постепенное внедрение электронного документооборота. Это позволяет ускорить процесс подачи отчетности, избежать многих ошибок в заполнении деклараций, наладить взаимодействие между ФНС и налогоплательщиками.
Основным нововведением этого года в этом отношении является обязательная подача отчетности по НДС в электронном виде. В отношении отчислений во внебюджетные фонды ФНС использует более щадящий режим, постепенно снижая минимальный порог численности работников, при достижении которого отчетность должна представляться строго в электронном виде. Сначала это было 100 человек, потом 50, а с 2015 года — 25. Внедрение в документооборот информационных технологий позволит существенно сократить сроки подачи отчетности, но для того, чтобы этот переход происходил наиболее безболезненно для среднего и малого бизнеса, он должен быть постепенным.
В настоящее время не все предприниматели позитивно смотрят на введение электронного документооборота. Несмотря на то, что основная масса респондентов положительно отозвалась об электронном способе подачи отчетности, некоторые жалуются на сбои программ и частые ошибки. Здесь важно помнить, что все нововведения требуют определенного периода адаптации. По мнению Натальи Горбовой, эксперта школы компании СКБ Контур, действительно «сбои есть, да и для налоговых органов этот процесс еще не всегда отлажен. Но есть надежда, что в ближайшем будущем дни сменятся секундами». Также, по мнению эксперта, «важно другое — возможность в автоматическом режиме сразу осуществить сверку данных декларации и контрольных соотношений. Это позволит в оперативном режиме выявить ошибку или уклонение от уплаты налога».
Смягчение процедур уплаты налогов
ФНС идет навстречу и в части непосредственной уплаты налогов, предоставляя некоторые льготы и отсрочки. Например, расходы, связанные с рабочей силой, являются тяжелым бременем для компаний. В случае неполучения прибыли, допустим, из-за серьезной технологической катастрофы, организация с большой долей вероятности не сможет вовремя в полной мере ответить по своим обязательствам перед внебюджетными фондами. Раньше в такой ситуации фирме пришлось бы платить штраф в 20% от неуплаченной суммы налога, а иногда и все 40%. Теперь, с 2015 года, плательщики страховых взносов в некоторых случаях вправе претендовать на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. А именно, компании могут воспользоваться таким правом, если:
- организация получила ущерб в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы;
- организации не были предоставлены обещанные бюджетные ассигнования.
В этих случаях проценты на сумму задолженности не начисляются. А если организация осуществляет сезонную деятельность, на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования Банка России.
Кстати, для предотвращения возможной путаницы и ошибок при уплате пенсионных отчислений с прошлого года платежи перечисляются одним платежным документом без распределения взносов отдельно на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. Раньше уплата осуществлялась двумя платежками с разными реквизитами.
Также полезным нововведением является утвержденный ФНС справочник кодов отчетных периодов. Если раньше при заполнении деклараций по каждому конкретному налогу для обозначения отчетного периода использовались разные коды, то теперь они унифицированы для всех налоговых форм.
Электронные сервисы ФНС
Автоматизация налогового администрирования касается не только электронного документооборота, но и услуг, предоставляемых ФНС. При этом электронные сервисы становятся все более привычными и востребованными.
Широко вошла в обиход «Онлайн запись на прием в инспекцию», которая позволяет значительно экономить время. Бухгалтер приезжает в налоговую к обозначенному времени, при этом ему гарантируется прием в течение получаса. К тому же инспектор заранее имеет представление о том, кто и по какому вопросу к нему обратится, что дает возможность подготовиться к приему.
Однако больший интерес для компаний представляет электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». С момента запуска в январе 2014 года к нему подключились более 39 тыс. организаций, ежедневно присоединяются более 100 налогоплательщиков. Личный кабинет обладает широким функционалом, в том числе позволяет сократить сроки получения документов и снизить расходы, связанные с их направлением. Кроме того, через сервис можно запрашивать выписки, проводить акты сверки по налогам. Этот сервис стал официальным каналом связи между налоговой службой и налогоплательщиками. По словам предпринимателей, стало проще следить за задолженностями и изменениями, устанавливать контакт с налоговыми органами. Кстати, в 2015 году планируется запуск подобного Личного кабинета для индивидуальных предпринимателей.
Досудебное решение споров, налаживание взаимодействия
В практике российского налогового администрирования наблюдается тенденция ежегодного сокращения судебных споров. Это является результатом выработки налоговыми органами единой правоприменительной позиции при рассмотрении жалоб и улучшения налогового администрирования налогоплательщиков. Кроме того, ФНС стала чаще обращать внимание на арбитражную практику. Теперь, особенно в случае наличия решений по аналогичным спорам в пользу налогоплательщика, налоговая старается не доводить дело до суда, что снижает издержки для компаний, в том числе временные.
Арбитражная практика представляет интерес и для самих компаний. Например, сервис «Решения по жалобам» дает возможность ознакомиться со значимыми решениями, содержащими правовую позицию вышестоящих налоговых органов, по многим важным вопросам налогообложения. Таким образом, прецедент помогает не только разрешить спор, но зачастую и предотвратить его. За первый квартал 2015 года было зарегистрировано 40 тысяч обращений к сервису, что почти в четыре раза больше, чем в сопоставимом периоде прошлого года.
Еще одним приятным изменением в налоговом администрировании можно считать разработку нормы о несущественности ошибок в первичных документах. Например, раньше сотрудники ФНС придирались к самым мелким оплошностям в оформлении счетов-фактур. Документы признавались недействительными, что являлось основанием для отказа в вычете НДС, пересчета налога к уплате и подаче уточненных деклараций. Причем, это все выяснялось при выездных проверках, которые, как известно, охватывают длительный период (до 3 лет). Соответственно, ошибки приводили к значительным штрафам, пеням. Такой подход породил обширнейшую арбитражную практику. Теперь установлено, что, если по счету-фактуре можно определить контрагентов сделки, их адреса, объект сделки, объем товаров или услуг, их цену и сумму начисленного налога, отказать в вычете не могут. Все остальные ошибки признаются несущественными. Метод кнута и пряника.
Вообще стоит отметить наметившийся переход отношений между ФНС и налогоплательщиками от постоянной конфронтации в сторону налаживания контакта и взаимодействия. Но это касается больше добропорядочных компаний. Остальным же ФНС приходится прививать налоговую культуру. Упрощая некоторые процедуры и предоставляя определенные льготы, налоговой оставляют массу лазеек для давления на компании. Александр Акимов, руководитель Комитета малого и среднего предпринимательства (Московская Ассоциация предпринимателей), заявляет, что ФНС «не ограничена в своих возможностях», приводя в качестве примера возможность налоговой обанкротить компанию или провести внеплановую проверку.
Выход из тени
Последней мерой, которая взбудоражила бизнес-среду, явилось введение электронной сдачи отчетности по НДС и связанные с этим встречные проверки счетов-фактур. Эта реформа — большой шаг на пути к эффективному контролю над уплатой налога в бюджет. Электронные декларации позволили легко проводить автоматизированные встречные проверки счетов-фактур, при которых всплывают все уклонения от уплаты НДС. С одной стороны, это дало возможность налогоплательщику сразу понять, насколько добросовестен ее контрагент, а не попасть на большие штрафы через пару лет. С другой стороны, существующие цепочки партнерских отношений выстраивались много лет, сложно в одночасье вывести все из тени. Но и платить налог за своих поставщиков или подрядчиков тоже не хочется, компании вынуждены искать новых партнеров или заново выстраивать отношения со старыми. Теперь придется заботиться о налоговой истории своих контрагентов. Однако это неизбежный процесс перестройки, который в скором времени пройдет. И, как бы это не казалось странным на первый взгляд, в выигрыше в будущем от этого окажется не только государство, но и сами компании, ведущие честную законную деятельность.
Однако на данный момент все это формирует негативное отношение бизнес-среды к проводимым преобразованиям в области налогообложения. В действительности же никакого увеличения налогового бремени не происходит. Конечно, в текущей ситуации России нужны налоговые поступления. Но увеличивать налоги никто не собирается. Если вспомнить кривую Лаффера, которая показывает зависимость налоговых поступлений в бюджет, становится понятно, что если общая налоговая нагрузка приближается к 50%, дальнейшее повышение налогов приведет к неблагоприятным последствиям.
Россия сейчас находится как раз на пике этой кривой, дальнейшее увеличение налоговой нагрузки нецелесообразно. По мнению Натальи Горбовой, «надо суметь как можно полнее собрать исчисленные налоги. Как? Ужесточать, справедливо ужесточать налоговое администрирование». Государству нужно научить бизнес играть по правилам, поставив все компании в равное положение. Оптимальна ли сейчас налоговая нагрузка — уже совсем другой вопрос (первый вице-президент Опоры России Владислав Корочкин, например, считает, что НДС для страны — импортера потребительских товаров, коей является Россия, не нужен). Но одно ясно точно — рост налоговых отчислений вызван не увеличением налоговой нагрузки со стороны государства, а легализацией предпринимательских доходов.
В условиях кризиса российской экономики правительство пытается найти справедливый баланс интересов государственной казны и налогоплательщиков. Вводится, например, мораторий на уплату некоторых неналоговых платежей. Среди них: экологический сбор с предприятий, которые не утилизируют отходы своего производства; плата за ущерб, причиненный централизованным системам водоотведения; плата за сброс загрязняющих веществ. По некоторым платежам ставки предлагают снизить. Это касается, например, платы за оформление сертификатов.
Подводя итоги, отметим, что в сфере налогового администрирования действительно чувствуются перемены. Отменяются лишние документы и процедуры, ФНС расширяет свое присутствие в онлайн-среде, становится более открытой и доступной для налогоплательщиков. Принимаются меры по улучшению качества предоставляемых налоговой услуг, и это не укрывается от внимания компаний. По мнению 60% опрошенных предпринимателей, сервис обслуживания за последние два года действительно улучшился. Остается надеяться, что в ближайшем будущем бизнес оценит выгоды от общей легализации и публичного характера деятельности, станет больше верить и партнерам, и государству, и самому себе.