Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Наталья Литянская, руководитель Аналитического центра МСП Банка. Не всем нужны заёмные ресурсы.

Совсем недавно на сайте НИСИПП были опубликованы аналитические материалы, подготовленные Аналитическим центром МСП Банка. Мы попросили авторов этих исследований прокомментировать их. Сегодня об исследовании «Кредиты малому и среднему бизнесу: спрос подстраивается под предложение» мы беседуем с руководителем Аналитического центра МСП Банка Натальей Литянской.

- Наталья Дмитриевна, в Вашем исследовании отмечено, что 79% опрошенных предпринимателей не пользуются кредитами. Почему это происходит и что с этим делать? Может быть, их нужно как-то привлекать? Может, наоборот, оставить в покое?

- Мы полагаем, что у этого есть 3 основные причины.
Во-первых, не всем нужны заемные ресурсы. Так, например, по нашему исследованию «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса» (опрос 1200 МСП), 85% опрошенных предпринимателей, планирующих осуществлять в текущем году капитальные инвестиции, точно будут использовать для этих целей собственные ресурсы и только 17% - определенно обратятся за кредитами. Также часть предприятий предпочитают альтернативные источники, как формальные, так и неформальные- это и микрозаймы, и займы от партнеров, учредителей, родственников и друзей. В малом бизнесе много предприятий, которые работают по «серым» схемам, а значит, претендовать на кредиты им сложно.
Во-вторых, не все могут себе позволить кредиты по текущим ставкам. Это наиболее очевидная внешняя причина - условия, предлагаемые сейчас банками предприятиям, весьма невыгодны. По результатам наших опросов и мониторингу открытых источников номинальные ставки (без комиссий) в целом составляли 20-21% годовых. В основном, по данным опроса банков кредиты предоставлялись на срок до 1 года и от 1 года до 2 лет.
В-третьих, финансовое положение заемщиков оставляет желать лучшего, и если раньше предприятиям по этой причине было сложно получить ресурсы (это наиболее частая причина отказа, наряду с недостаточностью обеспечения), то в ситуации кризиса, когда положение стало еще хуже, смысла обращаться за кредитами предприятия не видят. По данным уже упомянутого опроса 1200 руководителей МСП, 54,4% опрошенных считают, что их финансовое положение сильно ухудшилось.
Конечно, привычку к цивилизованному заимствованию необходимо взращивать, но для этого условия должны быть достаточно привлекательными. Силой заставить предприятия брать кредиты невозможно. Пока издержки по кредитам превышают издержки и риски по ведению «серого бизнеса», кредитоваться будет небольшая доля МСП.
Важно решать системную задачу - улучшать предпринимательский климат, проводить структурные реформы и обеспечивать достаточное количество доступных денег в экономике. Тогда, с одной стороны, повысится активность бизнеса и вновь запустится процесс его выхода из тени, с другой стороны - ресурсы станут доступнее, и можно будет говорить об увеличении объемов кредитования МСП.
Кстати, если судить по полученным данным, дела у нас, конечно, похуже чем в целом в Евросоюзе, но разрыв не очень большой. Так, по данным исследования финансовой доступности для предприятий, проводимого по заказу Еврокомиссии (Survey on the access to finance of enterprises), в 2014 году за кредитами в странах Евросоюза обращалось 28% опрошенных. Из этого числа предприятий 13% получили отказ от банка, 4% отказались сами из-за слишком высокой ставки, а остальные получили кредиты (полностью или частично). 38% предприятий не обращались за кредитами по причине достаточности собственных средств, 8% - из ожидания отказа.
В этом же исследовании предприятиям задавался вопрос о причинах неактуальности для них кредитов (таковыми их считают 43% опрошенных). 67% сообщили, что просто не нуждаются в них, 11% - что ставки высоки (в среднем в ЕC ставка по овердрафтам и кредитным линиям составила 5% годовых, по странам они, конечно, разнятся самые высокие ставки в Греции и Черногории - в среднем 8% годовых), 5% - что не имеют достаточного обеспечения, 4% - пожаловались на бумажную волокиту, 1% - боятся потерять контроль над компанией.

- Согласно Вашему исследованию, в 2015 году привлекать кредиты от банков планируют 24,3% опрошенных МСП. Это много или мало?

- В принципе ситуация с количеством предприятий, которые пользуются кредитами и до острой фазы кризиса была не так уж и благополучна. Конечно, в целом соотношения выдач кредитов и оборота МСП на протяжении 2010-2013 годов росло и к концу 2013 года с 15,2% увеличилось до 20,6%. С учетом средней суммы кредита по данным опросов RAEX (Эксперт РА) можно предположить, что ими пользовались те же 15-20% предприятий. Так, что 24,3% на этом фоне смотрятся не так уж и плохо. Однако, для развития сегмента, эта доля недостаточно высока, предприятия по-прежнему, в основном, предпочитают рассчитывать на собственные силы. Существуют и опасения, что пул заемщиков не подвержен сильной ротации, то есть новых заемщиков, которые ранее не пользовались кредитами, появляется не так много.
Это частично подтверждается и тем, что в качестве третьей наиболее частой причины отказа в выдаче кредита банки называют слишком высокую долговую нагрузку (по результатам нашего опроса в рамках исследования «Индекс Финансовый перекресток» в 1 полугодии 2015 года).

- Чаще остальных в 2014 году кредиты брали предприятия, занятые в сфере транспортных услуг (и связи) (31%), сельском хозяйстве (30%) и обрабатывающих производствах (28%). Почему именно они? Каковы причины такого деления по отраслям? Это касается и отраслей, которые взяли меньше всего кредитов: гостиничному бизнесу они не нужны?

- Необходимо принять во внимание, что на вопросы отвечало 450 предприятий. И хотя выборка по отраслевому принципу была стратифицирована, все же определенное влияние на результаты этот факт оказал.
Но какую тенденцию можно отметить: и производственные, и транспортные предприятия обычно больше других отраслей заинтересованы в приобретении основных средств. Их активная позиция могла быть вызвана желанием успеть закупить на фоне растущего курса валюты по старым ценам оборудование и транспортные средства.
Также можно отметить, что в связи с увеличением рисков банки стали предъявлять более жесткие требования к обеспечению, поэтому кредитование предприятий указанных отраслей относительно других несколько увеличилось (как правило, они обладают относительно ликвидным имуществом).
Спрос на ресурсы у сельхозпроизводителей стабильно высок, также эта отрасль реально неплохо субсидируется, благодаря чему, например, по данным опроса «Финансовое состояние и ожидания» они давали в целом более позитивные оценки своему финансовому состоянию, а также демонстрировали больше оптимизма в отношении своего развития.

- Наталья Дмитриевна, последний и, может быть, главный вопрос: что важнее - раздать как можно больше кредитов, или давать их тем, кто реально кредитоспособен?

- С позиции института развития. важнее выдавать кредиты тем, кто работает эффективнее и обеспечивает большую отдачу - создает больше рабочих мест, например, обеспечивает больший прирост выручки, стимулирует спрос на другую продукцию, в том числе в других отраслях.
Не всегда, кстати, это предприятия, которые в текущий момент более финансово устойчивы и кредитоспособны. Для института развития важно смотреть на параметры реализуемого проекта.
Что точно не стоит делать институту развития - так это «разбрасывать деньги с вертолета» и стараться дать «каждой сестре по серьге». Это неэффективно. С позиции же агрессивного коммерческого игрока может быть выгодным и раздать больше кредитов, если доход от большого оборота и маржа покроют высокие риски такого кредитования. Однако ответственный банк взвесит прежде все риски такой модели, потому что она хороша только как краткосрочная стратегия по завоеванию рынка. В дальнейшем же она может принести банку больше проблем, нежели выгод. Особенно явно недостатки этой стратегии проявляются в кризис, когда стандартный уровень неплатежей резко возрастает в связи с неучтенными в модели макроэкономическими факторами.

Интервью подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости