Совсем недавно на сайте НИСИПП были опубликованы аналитические материалы, подготовленные Аналитическим центром МСП Банка. Мы попросили авторов этих исследований прокомментировать их. Сегодня об исследовании «Кредиты малому и среднему бизнесу: спрос подстраивается под предложение» мы беседуем с руководителем Аналитического центра МСП Банка Натальей Литянской.
- Наталья Дмитриевна, в Вашем исследовании отмечено, что 79% опрошенных предпринимателей не пользуются кредитами. Почему это происходит и что с этим делать? Может быть, их нужно как-то привлекать? Может, наоборот, оставить в покое?
- Мы полагаем, что у этого есть 3 основные причины.
Во-первых, не всем нужны заемные ресурсы. Так, например, по нашему исследованию «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса» (опрос 1200 МСП), 85% опрошенных предпринимателей, планирующих осуществлять в текущем году капитальные инвестиции, точно будут использовать для этих целей собственные ресурсы и только 17% - определенно обратятся за кредитами. Также часть предприятий предпочитают альтернативные источники, как формальные, так и неформальные- это и микрозаймы, и займы от партнеров, учредителей, родственников и друзей. В малом бизнесе много предприятий, которые работают по «серым» схемам, а значит, претендовать на кредиты им сложно.
Во-вторых, не все могут себе позволить кредиты по текущим ставкам. Это наиболее очевидная внешняя причина - условия, предлагаемые сейчас банками предприятиям, весьма невыгодны. По результатам наших опросов и мониторингу открытых источников номинальные ставки (без комиссий) в целом составляли 20-21% годовых. В основном, по данным опроса банков кредиты предоставлялись на срок до 1 года и от 1 года до 2 лет.
В-третьих, финансовое положение заемщиков оставляет желать лучшего, и если раньше предприятиям по этой причине было сложно получить ресурсы (это наиболее частая причина отказа, наряду с недостаточностью обеспечения), то в ситуации кризиса, когда положение стало еще хуже, смысла обращаться за кредитами предприятия не видят. По данным уже упомянутого опроса 1200 руководителей МСП, 54,4% опрошенных считают, что их финансовое положение сильно ухудшилось.
Конечно, привычку к цивилизованному заимствованию необходимо взращивать, но для этого условия должны быть достаточно привлекательными. Силой заставить предприятия брать кредиты невозможно. Пока издержки по кредитам превышают издержки и риски по ведению «серого бизнеса», кредитоваться будет небольшая доля МСП.
Важно решать системную задачу - улучшать предпринимательский климат, проводить структурные реформы и обеспечивать достаточное количество доступных денег в экономике. Тогда, с одной стороны, повысится активность бизнеса и вновь запустится процесс его выхода из тени, с другой стороны - ресурсы станут доступнее, и можно будет говорить об увеличении объемов кредитования МСП.
Кстати, если судить по полученным данным, дела у нас, конечно, похуже чем в целом в Евросоюзе, но разрыв не очень большой. Так, по данным исследования финансовой доступности для предприятий, проводимого по заказу Еврокомиссии (Survey on the access to finance of enterprises), в 2014 году за кредитами в странах Евросоюза обращалось 28% опрошенных. Из этого числа предприятий 13% получили отказ от банка, 4% отказались сами из-за слишком высокой ставки, а остальные получили кредиты (полностью или частично). 38% предприятий не обращались за кредитами по причине достаточности собственных средств, 8% - из ожидания отказа.
В этом же исследовании предприятиям задавался вопрос о причинах неактуальности для них кредитов (таковыми их считают 43% опрошенных). 67% сообщили, что просто не нуждаются в них, 11% - что ставки высоки (в среднем в ЕC ставка по овердрафтам и кредитным линиям составила 5% годовых, по странам они, конечно, разнятся самые высокие ставки в Греции и Черногории - в среднем 8% годовых), 5% - что не имеют достаточного обеспечения, 4% - пожаловались на бумажную волокиту, 1% - боятся потерять контроль над компанией.
- Согласно Вашему исследованию, в 2015 году привлекать кредиты от банков планируют 24,3% опрошенных МСП. Это много или мало?
- В принципе ситуация с количеством предприятий, которые пользуются кредитами и до острой фазы кризиса была не так уж и благополучна. Конечно, в целом соотношения выдач кредитов и оборота МСП на протяжении 2010-2013 годов росло и к концу 2013 года с 15,2% увеличилось до 20,6%. С учетом средней суммы кредита по данным опросов RAEX (Эксперт РА) можно предположить, что ими пользовались те же 15-20% предприятий. Так, что 24,3% на этом фоне смотрятся не так уж и плохо. Однако, для развития сегмента, эта доля недостаточно высока, предприятия по-прежнему, в основном, предпочитают рассчитывать на собственные силы. Существуют и опасения, что пул заемщиков не подвержен сильной ротации, то есть новых заемщиков, которые ранее не пользовались кредитами, появляется не так много.
Это частично подтверждается и тем, что в качестве третьей наиболее частой причины отказа в выдаче кредита банки называют слишком высокую долговую нагрузку (по результатам нашего опроса в рамках исследования «Индекс Финансовый перекресток» в 1 полугодии 2015 года).
- Чаще остальных в 2014 году кредиты брали предприятия, занятые в сфере транспортных услуг (и связи) (31%), сельском хозяйстве (30%) и обрабатывающих производствах (28%). Почему именно они? Каковы причины такого деления по отраслям? Это касается и отраслей, которые взяли меньше всего кредитов: гостиничному бизнесу они не нужны?
- Необходимо принять во внимание, что на вопросы отвечало 450 предприятий. И хотя выборка по отраслевому принципу была стратифицирована, все же определенное влияние на результаты этот факт оказал.
Но какую тенденцию можно отметить: и производственные, и транспортные предприятия обычно больше других отраслей заинтересованы в приобретении основных средств. Их активная позиция могла быть вызвана желанием успеть закупить на фоне растущего курса валюты по старым ценам оборудование и транспортные средства.
Также можно отметить, что в связи с увеличением рисков банки стали предъявлять более жесткие требования к обеспечению, поэтому кредитование предприятий указанных отраслей относительно других несколько увеличилось (как правило, они обладают относительно ликвидным имуществом).
Спрос на ресурсы у сельхозпроизводителей стабильно высок, также эта отрасль реально неплохо субсидируется, благодаря чему, например, по данным опроса «Финансовое состояние и ожидания» они давали в целом более позитивные оценки своему финансовому состоянию, а также демонстрировали больше оптимизма в отношении своего развития.
- Наталья Дмитриевна, последний и, может быть, главный вопрос: что важнее - раздать как можно больше кредитов, или давать их тем, кто реально кредитоспособен?
- С позиции института развития. важнее выдавать кредиты тем, кто работает эффективнее и обеспечивает большую отдачу - создает больше рабочих мест, например, обеспечивает больший прирост выручки, стимулирует спрос на другую продукцию, в том числе в других отраслях.
Не всегда, кстати, это предприятия, которые в текущий момент более финансово устойчивы и кредитоспособны. Для института развития важно смотреть на параметры реализуемого проекта.
Что точно не стоит делать институту развития - так это «разбрасывать деньги с вертолета» и стараться дать «каждой сестре по серьге». Это неэффективно. С позиции же агрессивного коммерческого игрока может быть выгодным и раздать больше кредитов, если доход от большого оборота и маржа покроют высокие риски такого кредитования. Однако ответственный банк взвесит прежде все риски такой модели, потому что она хороша только как краткосрочная стратегия по завоеванию рынка. В дальнейшем же она может принести банку больше проблем, нежели выгод. Особенно явно недостатки этой стратегии проявляются в кризис, когда стандартный уровень неплатежей резко возрастает в связи с неучтенными в модели макроэкономическими факторами.
Интервью подготовил Владимир Володин