Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Шамрай, заместитель руководителя – начальник отдела анализа и прогнозирования МСП Банка. Оценка состояния рынка заемных ресурсов для МСП.

На нашем сайте были опубликованы результаты исследований, проведённых Аналитическим центром МСП Банка. Одно из них неделю назад прокомментировала для нас руководитель центра Наталья Литянская. Сегодня наш собеседник - заместитель руководителя – начальник отдела анализа и прогнозирования МСП Банка Александр Шамрай, который комментирует ещё одно исследование аналитиков МСП Банка - «Индекс «Финансовый перекресток».

- Александр, МСП Банк представил результаты 4 раунда исследовательского проекта «Индекс «Финансовый перекресток» по итогам II полугодия 2014 года. Поскольку это первый Индекс, который мы комментируем, немного о самой идее, о трех предыдущих и их отличии (если таковое есть) от 4-го.

- В своем Индексе мы стараемся оценить состояние рынка заемных ресурсов для МСП в его комплексном понимании. При расчете Индекса учитывается влияние на различные сегменты рынка финансовых ресурсов для МСП не только факторов спроса и предложения, но и факторов внешней среды, а также влияние прошлых результатов на текущий портфель задолженности МСП. Применение такого подхода обеспечивает высокую чувствительность Индекса к изменениям на рынке финансовых услуг для МСП и позволяет качественно определить, за счет влияния каких именно факторов происходят изменения в его динамике. Полученный в результате исследования интегральный Индекс (и его составляющие) позволяет оценить динамику рынка финансовых услуг МСП в целом и получить представление о характере происходящих на рынке изменений.

- В тексте отмечены другие исследования, проводимые другими аналитическими службами. Каковы их свойства, определённые как «чувствительность»? Чем Индекс МСП банка от них отличается?

- Ситуация на рынке финансовых услуг для малого и среднего бизнеса продолжает усложняться.

- Этот процесс начался вместе с кризисом, или он шёл уже давно? Если шёл давно, то каковы были его докризисные причины?

- В сегменте банковского кредитования МСП наблюдалось ужесточение условий предоставления займов, совмещенное с существенным удорожанием заемных средств. Повышение ключевой ставки ЦБ в конце 2014 года привело к тому, что средневзвешенное значение ставки по выдаваемым МСП кредитам довольно сильно выросло. Большинство кредитных организаций было вынуждено провести переоценку кредитных рисков и ужесточить критерии отбора заемщиков, в результате чего повысилась доля отказов по кредитным заявкам. В самом конце 2014 года ряд банков и вовсе заморозил кредитование малого и среднего бизнеса в связи с неопределенностью дальнейшей динамики процентной ставки. В основном банки перестали выдавать МСП беззалоговые кредиты, микрокредиты и экспресс-кредиты.

- Тут много вопросов. Какие причины, кроме ставки ЦБ сильно повлияли на ситуацию? По каким параметрам были переоценены критерии отбора заёмщиков? В тексте это дано в виде графика, можно ли его прокомментировать. Почему именно три названных вида кредитов перестали выдаваться, тем более, что микрокредитование, вроде бы, почти не снизилось?
Объем поданных за период с июля по декабрь 2014 года заявок от МСП на кредиты вырос у 48% опрошенных банков Как же должно было вырасти количество отказов?

- Рост доли кредитов МСП в портфеле отметили 43% участников опроса. Снижение показателя отметили 35% респондентов. 22% не зафиксировали значимых изменений. В связи со сказанным как выше, так и ниже, я не понял: опрошенные сошли с ума, или во всём этом есть нечто, что я не смог сразу понять? Растёт количество отказов, ужесточаются правила и т.д., а почти половина опрошенных говорит о росте кредитов МСП в портфеле банков. Думаю, не я один не понял, в чём дело. Есть какие-то показатели, которых я не знаю?
Основными негативными факторами, оказавшими влияние на рынок финансовых услуг МСП во II полугодии были:
1) со стороны спроса:
• ухудшение качества спроса на заемные ресурсы;
• ухудшение платежной дисциплины заемщиков;
• ужесточение налоговой политики государства в отношении бизнеса;
• девальвация национальной валюты.
2) со стороны предложения:
• увеличение рисков финансовых организаций; снижение доступности фондирования и дефицит ликвидности;
• повышение Банком России ключевой ставки и рост неопределенности в отношении его дальнейшей динамики;
• нарастание напряженности на финансовых рынках в связи с конфликтом в Украине и действием санкционного режима.
В настоящее время эксперты полагают, что по итогам I полугодия 2015 года значимых изменений на рынке финансовых услуг МСП ожидать не стоит. Прогнозные значения по стоимости финансовых услуг сопоставимы с текущими значениями ставок на рынке. Однако фактическое развитие ситуации на рынке будет зависеть от политики Банка России в отношении ключевой процентной ставки и от целого ряда макроэкономических факторов (санкции, динамика курса национальной валюты, инфляционные ожидания и др.).

- Картина безрадостная. Есть ли что-то обнадёживающее? Какие факторы могут измениться в обозримом будущем (за 2 – 3 года)? Или сейчас такой горизонт не просматривается?

- Ситуация действительно довольно тяжелая. Все ключевые сегменты рынка финансовых услуг для малого бизнеса показывают отрицательные результаты. Снижаются объемы предоставляемых бизнесу услуг, усложняется доступ к ним.
Ключевые причины – это ограничение доступа к зарубежным рынком заимствований и ухудшающееся положение бизнеса – кредитные риски заметно повысились.
Наиболее тяжелая ситуация сложилась на лизинговом рынке – уже успело сказаться резкое удорожание иностранного оборудования. Сравнительно менее болезненно переживает кризис микрофинансовый сектор – смягчающий эффект оказала «миграция» в МФО части клиентов банков, которые из-за ужесточения риск-менеджмента потеряли доступ к кредитам. В перспективе ближайших 2-3 лет экономика, очевидно, должна выйти в плюс, но уже сейчас ясно, что темпы ее роста будут невысокими. Основные тормоза – это низкая предпринимательская и инвестиционная активность, а также санкции, которые всерьез затрудняют модернизацию и, как следствие, ограничивают рост производительности труда.
Эта ситуация так или иначе будет сказываться и на темпах развития финансовых рынков – нет оснований ожидать их бурного роста, за исключением, вероятно, отдельных узких сегментов, которые смогут извлечь выгоду из изменившихся условий. Предсказать этих бенефициаров пока сложно, но можно предположить, что это будет рынок микрофинансирования, а также отдельные сегменты рынка лизинга.

- Картина падения лизинга, конечно, ужасна, но почему именно он так упал? Мне не кажется, что условия там изменились намного больше, чем в других случаях.

- Тяжелая ситуация на рынке лизинга – это прямое следствие снижения инвестиционной активности. Ведь для того, чтобы с уверенностью осуществлять капитальные вложения, нужно иметь возможность предвидеть дальнейшее развитие ситуации – в частности, состояние общих макроэкономических параметров. Это элементарно необходимо для того, чтобы понимать – окупятся инвестиции или нет.
На фоне разбалансировки всех показателей в 2014 году уверенности в завтрашнем дне у предпринимателей сильно поубавилось. Так, по результатам нашего опроса 1200 предпринимателей, улучшение условий для предпринимательской деятельности в 2014 году заметили только 4,1%, а их ухудшение – целых 53,4%. Это рекордный по степени негатива показатель за 4 последних года, в течение которых мы задавали предпринимателям этот вопрос.
Такое снижение качества предпринимательского климата, разумеется, отразилось и на инвестиционной активности компаний. А так как рынок лизинга – это именно рынок капитальных вложений, он и пострадал наиболее серьезно.

- Из Индекса я почему-то не понял, насколько пострадали банки.

- Строго говоря, мы в этом исследовании интересуемся скорее не состоянием банков и других финансовых институтов, а доступностью их услуг для малого и среднего бизнеса. Так что уместнее говорить о пострадавших клиентах банков. Но действительно, условия для ведения деятельности портятся и в банковской сфере.
Во-первых, мы уже говорили о том, что каналы получения дешевых и долгосрочных ресурсов из зарубежных стран преимущественно перекрыты. Кроме того, банки были вынуждены поднять ставки по кредитам, что было связано не только с увеличением ключевой ставки, но и с ростом кредитных рисков – в первую очередь из-за них банки сейчас и не спешат снижать ставки вслед за Банком России.
Заметно снизился спрос со стороны бизнеса на кредиты инвестиционного характера. Как уже говорилось, инвестициям мешает неопределенность. А в дополнение к этой проблеме – доля инвестпроектов, которые рентабельны при процентной ставке в 20% годовых, очень мала.
Все это приводит к сбоям в работе банковской системы – снижается прибыль, ряд участников рынка сталкивается с угрозой банкротства. Под серьезным сомнением сейчас оказывается устойчивость некоторых банков, позиции которых на рынке еще полгода-год назад казались непоколебимыми.

- И, разумеется, выход из сложившейся ситуации. В чем он?

- Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Основные факторы, которыми обусловлено нынешнее положение вещей, носят макроэкономический характер. Пока нет новой модели развития взамен уже исчерпавшей себя, рассчитывать на новый виток быстрого роста нет оснований.
Сейчас требуется стабилизировать инфляцию, и в целом Банк России делает то, что следует делать в подобных ситуациях. Для того, чтобы оживить рынки заемных ресурсов, нужно снизить стоимость заимствований, но сделать это быстро нет возможности. Да и само по себе снижение ключевой ставки вряд ли повлечет немедленное снижение стоимости кредитов – ведь рисковая составляющая в марже банков продолжает оставаться высокой. Поэтому остается надеяться на стабилизацию внешнеполитической обстановки, от которой сейчас сильно зависит и состояние российской экономики. По мере снижения напряженности, а также при условии смягчения регулирования и налоговой нагрузки, должно произойти оживление предпринимательской активности. А вот насколько сильным будет оживление – это будет зависеть от того, удастся ли государству восстановить доверие бизнеса и убедить его в том, что долгосрочные инвестиции в стране возможны.

Интервью подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости