1. Отсчёт надо вести не от проведения Госсовета, который прошёл 7 апреля, а от перечня поручений, которые были предписаны ведомствам по его итогам (даны 28 апреля, всего таких поручений 14). Поэтому говорить «о подвижках» пока не просто рано, а очень рано. По сути, среди этих поручений мало таких, которые касаются непосредственно сектора МСП.
Того, что можно назвать реально полезным, не так уж много: продление до 2018 года действия закона о «малой приватизации» (с увеличением минимального срока по рассрочке оплаты при выкупе государственных и муниципальных помещений со стороны МСП). Закон принят давно, неоднократно продлевался и корректировался, но «малая приватизация» идёт крайне медленно, со скрипом. Чем больше мелких частных фирм, тем лучше для экономики и граждан.
Часть полезного в формулировках просто размыта с точки зрения результатов: «Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести проверку соблюдения уполномоченными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля законодательства Российской Федерации о государственном контроле при осуществлении внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году, обратив внимание на обоснованность их организации и сроков проведения». Проведут, и дальше что? На практике такие «поручения» и «декларации», как правило (и как это ни печально), заканчиваются усилением и ужесточением контроля бизнеса (что показали события конца прошлого — начала этого года: массовые проверки МСП, включая индивидуальных предпринимателей, Роспотребнадзором и самой Генпрокуратурой, которая ранее этим практически не занималась).
Очень много из того, что можно назвать «подготовкой предложений», — это процесс игры вдолгую. Например, к 1 августа «провести инвентаризацию существующих неналоговых платежей и представить предложения по снижению нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по таким платежам». Инвентаризация не подразумевает каких-то обязательных последующих решений. И даже если они состоятся, могут пройти даже не месяцы, а годы. Какими итоговыми решениями закончится — никому не известно.
Ключевое поручение по итогам Госсовета: создать единый институт развития малого и среднего предпринимательства (теперь ясно, что это будет федеральная госкорпорация на базе объединения МСП банка и Агентства кредитных гарантий). Ключевое — потому что денежное (на много десятков миллиардов рублей). На эту тему можно написать целую статью, но, на мой взгляд, на сектор МСП решение о создании «госкорпорации по ларькам» в положительном ключе на сектор МСП никак не повлияет.
2. Проблема спроса присутствует, но не спрос определяет тренд падения масштабов кредитования сектора МСП. Статистика ЦБ показывает нам не падение спроса, а сжатие предложения. В первую очередь речь идёт о сокращении предложения из-за сжатия ликвидности в самих банках (свернулось фондирование). Многие банки отказались не только от специальных кредитных продуктов, учитывающих специфику МСП, но даже сократили подразделения, которые с этим сектором работали.
Так, только за год (с февраля прошлого по февраль этого года) сократился размер совокупного кредитного портфеля в части МСП — на 7,5%. И дело тут не только в переоценке валютной части портфеля, но и в том, что его рублёвая часть тоже «скукожилась». Практически каждый месяц сокращается и объём выданных кредитов. Что особенно неприятно: в последние два года очевиден рост просроченной задолженности, продолжился он и в начале этого года. Это индикатор состояния сектора, у которого тоже сжался платёжеспособный (в первую очередь потребительский) спрос на товары и услуги. Кроме того, к стагнации и сжатию сектора ведут ограничения со стороны государства и местных властей (вспомним, что происходило в последние годы с мелкорозничной торговлей по всей России: палатки и ларьки в массовом порядке сносились зачастую без всяких судебных решений). Предполагаю, что, по крайней мере в этом году, негативная динамика в отношении банковского кредитования МСП имеет мало шансов на изменение.
3. Жду монополизации кредитного рынка (лицензии у региональных банков продолжают отзывать). Во-первых, сектор МСП остаётся высокорискованным для кредитования и тоже не растёт, а даже сокращается из-за неблагоприятной конъюнктуры, роста госсектора (который занимает даже конкурентные рынки) и ужесточения регулирования и правоприменения. По итогам прошлого года число МСП практически не изменилось, легальная численность занятых в секторе сократилась, резко упали инвестиции МСП в самих себя, любимых (главный показатель самочувствия сектора и его уверенности в будущем).
Один из последних примеров. Мелкий бизнес — это региональный и даже местный феномен. Поэтому значительная его часть работает с малыми банками, которые как раз являются региональными. Помимо отзыва лицензий, уже звучат предложения административно «сжать» их рыночное фондирование. Так, Сбербанк, по сути, выступил с предложениями административных ограничений, которые могут усилить отток частных вкладов (потенциальный кредитный ресурс) из мелких частных банков в крупные государственные. Хотя внешне эти предложения касаются вроде бы «стороннего сюжета»: ограничить не величину, а число страховых выплат частному клиенту, размещающему средства на депозитах (а это источник последующих банковских активов, в том числе кредитов для МСП).
6. Принято решение о слиянии МСП Банка и АКГ в единый институт. На стадии становления новой структуры (по крайней мере, до конца года) многие даже текущие проекты могут затормозиться или приостановиться.