Для эффективного создания бизнеса недостаточно упростить процесс регистрации компаний. Реорганизация и ликвидация фирм - постоянные и естественные процессы в бизнес-среде, которые напрямую связаны с созданием новых предприятий и потому также нуждаются в оптимизации.
Создать новый бизнес в России до недавнего времени было не так-то просто. Одним из главных препятствий были высокие административные барьеры (большое количество и сложность регистрации документов, длительные сроки постановки на учет и внесения в реестр, затянутое межведомственное взаимодействие и т.д.). Для решения этой проблемы в последние годы власти сильно изменили процесс регистрации предприятий.
Согласно данным рейтинга Doing Business 2015, в России регистрация нового предприятия занимает около 11,2 дня, для этого требуется пройти в среднем 4,4 процедуры. Для сравнения: лидером в данном направлении является Новая Зеландия с показателями 0,5 дня и 1 процедура соответственно. Занимая 34-е место в рейтинге, мы еще значительно отстаем от многих стран по данному направлению, но прогресс очевиден: за последний год Россия поднялась на 28 позиций.
На практике изменения подтверждает динамика создания новых ООО как наиболее многочисленной и распространенной формы бизнеса.
Итак, какие же меры были предприняты? Для оптимизации регистрации компаний прежде всего был отменен ряд избыточных процедур. Так, с прошлого года была отменена необходимость нотариально заверять подпись на заявлении о регистрации предприятия, если заявитель лично передает документы в налоговый орган или в МФЦ. Эта процедура часто занимала у предпринимателей не один час из-за очередей у нотариусов. Также 7 апреля 2015 г. вступил в силу закон, отменивший обязанность изготавливать печать при регистрации компании, что позволило компаниям экономить время и деньги. Так как печать легко подделать, целесообразность ее использования для подтверждения подлинности документа уже давно была под вопросом.
Изменения 2014 г. коснулись и других аспектов: теперь не требуется предварительно оплачивать 50% уставного капитала при регистрации компании, а также уведомлять налоговые органы и внебюджетные фонды об открытии счетов в российских банках. Для повышения удобства и ускорения процесса регистрации юрлиц налоговые органы начали предоставлять онлайн такие услуги, как подача документов на регистрацию предприятия (с использованием электронной подписи); оплата госпошлины; заполнение заявления на регистрацию предприятия. С новым сервисом по проверке соответствия заполненного заявления требованиям законодательства в прошлое ушла проблема многократного переделывания документов из-за мелких ошибок.
Эффект от реализации реформ уже начал проявляться: как отметили более половины опрошенных НИСИПП предпринимателей, имевших опыт создания бизнеса как до 2014 г., так и после, временные затраты на регистрацию предприятий в последнее время снизились в среднем на 2 дня, или на 15%. Также практически половина респондентов отметили, что после 31.12.2013 г. ни одна из процедур не вызвала у них сложностей при ее прохождении.
Однако не все предприниматели заметили значимые изменения. Почему так произошло? Во-первых, налаживание процесса в соответствии с принятыми изменениями требует времени. Необходимо совершенствовать существующее взаимодействие между налоговыми органами, внебюджетными фондами и органами статистики для ускорения процесса регистрации. Нужно повышать информированность предпринимателей об изменениях и новых возможностях: около 30% респондентов, опрошенных НИСИПП, не знали о большинстве реализованных реформ. Более 80% опрошенных ответили, что не использовали Интернет для прохождения процедур регистрации предприятия, хотя при этом большинство из них отметили, что слышали о возможности регистрации и оплаты госпошлины онлайн.
Также не все принятые и планируемые законодательные изменения в части процесса регистрации компаний однозначно благосклонно воспринимаются предпринимателями. К таким, например, относятся реформы, осуществляемые в рамках борьбы с недобросовестным ведением бизнеса (подставные лица, фирмы-однодневки и т.д.): безусловно, для ряда предприятий они создают лишние неудобства. Так, с 2016 г. вводятся дополнительные основания для отказа в регистрации лицам, задействованным ранее в деятельности организаций, нарушавших законодательство. В качестве подобных нарушений рассматриваются: исключение организации из реестра как недействующего юридического лица с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у юрлица признаков недействующего); наличие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности; наличие неисполненного решения суда о принудительной ликвидации.
Таким образом, регистрация новых предприятий оказывается в прямой зависимости от ликвидации старых.
Чтобы легко открыть бизнес, нужно правильно закрыть старый.
Добровольная ликвидация юридических лиц в России - достаточно сложная процедура, влекущая организационные, временные и финансовые издержки, а также фискальные риски. Прохождение множества обязательных процедур затягивается на несколько месяцев, а в отдельных случаях занимает до двух лет. Кроме того, требуется оплатить ряд пошлин и нотариальных сборов, а также пройти обязательные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов. Сейчас для того чтобы ликвидировать компанию в соответствии с законодательством, предпринимателю нужно потратить от 50 тыс. руб.
Сложность процесса ликвидации привела к тому, что в России получила широкое распространение так называемая альтернативная ликвидация юридических лиц (в т.ч. присоединение к фирме-однодневке, переоформление на сторонних физических лиц). Это отражается в недостоверных сведениях о деятельности российских компаний и подпитывает теневую экономику. Доля реально функционирующих организаций составляет около 70% от зарегистрированных. Наличие "брошенных" фирм в анамнезе будет мешать предпринимателям создавать и вести новый бизнес.
Для решения сложившейся проблемы необходимо сделать два важных шага: стимулировать предпринимателей к добровольной ликвидации организаций и снижать барьеры для этого процесса. В рамках первого направления уже многое сделано, а вот реформы по упрощению администрирования ликвидации компаний находятся лишь на стадии разработок.
Подводя итог осуществленным реформам, можно отметить, что процесс регистрации предприятий действительно был упрощен, однако то, насколько на практике станет легче регистрировать свое предприятие, зависит не только от введенных изменений, но и от использования самими предпринимателями предоставляемых возможностей, а также от их добропорядочности. Ведь для того чтобы легко и быстро создать компанию, потребуется иметь чистую историю владения бизнесом.