На какую ответную реакцию со стороны малого бизнеса Вы рассчитываете? У вас должна выстроиться очередь у дверей? Вы откроете какой-то личный кабинет в Интернете, куда будут сыпаться заявки? Как вообще будет работать этот механизм?
Наталья Ларионова: Интернет-решение мы предложим, и это также одно из поручений президента — сформировать реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь мы активно работаем с Федеральной налоговой службой, хотим сделать реестр в автоматическом режиме, чтобы любой мог понимать, какая компания является малой и немалой. Это необходимо не только для развития систем поставщиков. Президент Российской Федерации подписал поправки в закон об освобождении малого бизнеса от проверок на три года, и теперь есть множество запросов, для работы с которыми необходима четкая система идентификации. Но это только первый этап большого пути. На базе данного реестра мы можем развивать огромное количество опций: формировать реестр поставщиков для государственных компаний, серьезно заниматься аналитическими обзорами, как живет малый и средний бизнес, создавать интернет-решения с кабинетами. Мы действительно сможем предложить очень серьезную сервисную опцию для предприятий, которые ищут сбыт для своей продукции. Но чего мы точно не ждем в первые, даже, наверное, несколько лет, — это очереди субъектов малого и среднего бизнеса. Почему я говорила о том, что необходима концентрация ресурсов? Нам придется выращивать малые и средние компании. Как правило, российскому малому и среднему бизнесу чего-то не хватает. Один из руководителей «Объединенной авиастроительной компании» рассказывал, как они готовы были разместить заказ и искали по всей стране компании по металлообработке. Единственный регион, который согласился и сказал, что у них есть много таких компаний, была Республика Татарстан. Приехали на совещание 30 компаний, начали разбирать каждую сначала на уровне интервью — через 3-4 часа осталась только одна компания, которая могла бы выполнить этот заказ, и та отказалась: сказала, что сможет сделать только через полгода, потому что ей надо докупить оборудование. В тот момент, если бы была федеральная корпорация, мы бы понимали: можно чуть подрастить компанию, можно помочь и докупить компании оборудование (у нас есть программы поддержки лизинга, софинансирования, субсидирования процентных ставок) или выдать ей льготный кредит, или выдать гарантию — короче, сделать что-то, что позволило бы расширить производство, посадить компанию в промышленный парк и все-таки сделать ее субподрядчиком ОАК! Это очень сложная, кропотливая, совместная с регионами работа — потихонечку, доращивая и вкладывая, надо не стесняться поддерживать собственный бизнес. Кстати, это предполагает и работу предпринимателей над самими собой. У нас, честно говоря, очень сложно с долгосрочным планированием. Российские предприятия не приобрели навык самоидентификации — насколько я конкурентоспособен, а что я буду делать через пять лет, если не буду вкладываться в себя, и так далее. Для того чтобы помогать бизнесу расти, мы в рамках программы Минэкономразвития России делаем центры инжиниринга, центры прототипирования, оплачиваем услуги консультантов, главная задача которых — прийти на предприятие и сказать: если вот здесь и здесь ты что-то изменишь, то, допустим, можешь стать поставщиком какой-то крупной компании, выйти на экспорт, потому что есть спрос на твою продукцию.
Раз уж заговорили об экспорте — есть ли во всей этой программе мысль, хотя бы по касательной проходящая, о выходе нашего малого и среднего бизнеса на международные рынки?
Наталья Ларионова: Конечно, учитывая текущий курс доллара. У нас в программе есть система экспортных центров. Есть один интересный проект по соглашению с ЕС, с Европейской комиссией, где мы, Россия, представлены в большой, состоящей из 52-х стран системе взаимодействия с бизнесом. Эта система помогает компаниям заключать соглашения, что называется, не выходя из дома. Так что да, экспортная составляющая в нашем проекте присутствует. Но выйти на экспорт — это тоже работать над собой, что всегда сложно и человеку, и компании. Недавно мне приводили показательный пример: компания по производству ветеринарных препаратов — в связи с резким ростом курса доллара ее продукция стала конкурентоспособна по цене. Но что происходит: все стали покупать, потому что дешево, но все понимают, что их продукция по качеству несопоставима с американской, которая присутствовала на рынке до этого. И вот здесь перед компанией стоит выбор: совершенно очевидно, что, может быть, не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе у нее есть шанс заработать большие средства. Но если не вкладываться в повышение качества продукции, когда-то жизнь выровняется, мы привыкнем к этому курсу, опять ввозимые на территорию России компоненты станут комфортны по цене. Компания должна решить: сейчас я выигрываю, а дальше — или я вкладываюсь, трачу прибыль, повышаю конкурентоспособность и, может быть, не только сохраняю внутренний рынок, но и выхожу на внешние или нет. Так вот: мы готовы тем компаниям, которые задумались, предложить инфраструктуру и частично субсидировать расходы на развитие их бизнеса. Но сделать этот выбор, принять решение за предпринимателя мы, конечно, не сможем.
Появятся ли у корпорации какие-то расширенные финансовые возможности?
Наталья Ларионова: Я здесь применю слово, которое было популярно пару лет назад, а потом о нем забыли — «синергия», когда 2+2 становится даже не 5, а 6. Нет, мы не говорим сейчас о каких-то новых дополнительных серьезных вливаниях в данную корпорацию. Но иногда объединение ресурсов приводит не к сложению, а к умножению эффекта.
А что бы Вы назвали провалом этой программы, например, глядя на ее результаты через год? Что должно произойти, чтобы Вы сказали: нет, это не сработало?
Наталья Ларионова: Выращивание поставщиков — это 5-6 лет, это такая задача, когда эффект достигается не скоро. В среднем, два года тратится на то, чтобы конкретную компанию сделать поставщиком «АвтоВАЗа» или «Росатома», поэтому мой ответ будет без цифр, описательного характера. Задача ближайшего года — чтобы мы с крупными компаниями выстроили партнерские отношения и сформировали совместные программы. То есть не боролись друг против друга, не обсуждали, нужен малый бизнес или нет, а действительно научились понимать друг друга, видеть одну цель и сформировали линейку инструментов, с применением которых мы придем к этой цели.
Я понимаю, что повторяюсь, но у меня такое ощущение, что у вас все-таки очень серьезные разногласия пока с госкомпаниями. И их сопротивление, видимо, довольно велико.
Наталья Ларионова: Я бы не говорила о сопротивлении и разногласиях. У компаний есть обоснованные опасения в связи с тем, что малого бизнеса, способного качественно, в срок и по адекватной цене производить продукцию, в стране, скажем так, не очень много. Мы эти опасения частично разделяем, поэтому говорим, что все финансовые ресурсы, которыми сейчас располагает федеральное правительство, концентрируем в одном кулаке. И мы готовы сесть и вместе с госкорпорациями обсудить: хорошо, задача стоит, давайте думать, что сделать, чтобы эти малые компании появились. Нет такой волшебной мантры, которую можно прочитать — можно только сделать что-то руками.
Фактически речь идет о том, что крупные госкорпорации будут выращивать себе тех самых поставщиков так же, как выращивают кадры?
Наталья Ларионова: Совершенно точно. У нас есть пример — это знаменитый казанский «КИП-Майстер». Что сделал «КамАЗ»? Мы вместе с региональным правительством подготовили площадку — просто сделали промышленный парк. «КамАЗ» целые цеха с работниками, с мастерами выводил в отдельные юридические лица, но заключал трехлетние соглашения, что поставки данных компаний будут им закупаться. А сейчас эти компании все диверсифицировались, и не только на «КамАЗ» поставляют продукцию — у них появились и другие поставщики, и, кстати, все они достаточно уверенно прошли прошлый кризис. Это классический пример, который пока не удалось повторить, а ведь мы для этого даже закон поменяли: у нас до недавнего времени ограничения на долю крупной компании в уставном капитале было 25%, законом подняли до 49%. Это нормальный путь — появление аффилированных компаний на первом этапе. Ничего страшного — мы ведь решаем задачу, которая потребует нескольких лет, и она будет состоять из нескольких этапов. Самое главное — начать партнерское движение в одном направлении.