Правительство выделило 1,6 млрд руб. на развитие бизнеса в регионах. Но смогут они этими средствами распорядиться разумно? Сегодня в большинстве субъектов РФ видят развитие МСБ как самоцель без привязки к социально-экономической стратегии региона. К такому выводу мы пришли по итогам проведенного исследования. В прошлом году ни одному из 83 регионов не удалось достичь целевых показателей, связанных с развитием МСБ. Причем 12 регионов (14%) не достигли их ни по одному из показателей.
Как правило, инструменты поддержки МСБ ориентированы на массовые категории. И поскольку сектор МСБ в России только развивается, ряд мер касается всех категорий предпринимателей. Но чем больше регион будет стимулировать развитие собственных точек роста МСБ, заниматься точечной поддержкой, тем больше шансов у него благополучно пережить кризис и в целом выстроить отрасли, конкурентоспособные на мировой арене. В ситуации глобализации выжить позволит только продуманная специализация и выстраивание кооперации между крупным, средним и малым бизнесом.
Сейчас к регионам, в которых создается большее количество точек роста МСБ, можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Воронежскую и Мурманскую области, Кабардино-Балкарию и Татарстан. Среди федеральных округов наиболее высокими темпами развивались субъекты малого и среднего бизнеса в ЦФО и СЗФО, занятые преимущественно обрабатывающим производством.
По итогам 2014 г. в России наблюдался незначительный рост числа МСБ (без учета микропредприятий) на 0,4% по сравнению с 2013 г. Сейчас, несмотря на кризисную ситуацию, единственным значимым индикатором состояния МСБ является объем взятых им кредитов. Так, в первом квартале 2015-го произошел спад на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На наш взгляд, это явилось продолжением прошлогоднего тренда: если в 2013 г. наблюдалось увеличение объема выдаваемых субъектам МСБ кредитов, то в 2014 г. ситуация изменилась на противоположную - объем кредитования МСБ начал снижаться, а доля просроченной задолженности - расти.
Но это не значит, что можно расслабиться и заниматься только вопросами повышения доступности кредитования. Значимых факторов роста, которые смогут оказать глобальное влияние на весь сектор, нет. Наиболее важный из них - потребительский спрос - падает. В такой ситуации наиболее верный выход - продолжать развитие тех точек роста МСБ, которые уже сформировались, а также стимулировать создание тех, которые позволят решить задачи экономического развития региона. Особенно это важно тем 49 регионам, в которых количество субъектов МСБ упало еще в прошлом году. Причем 38% общего снижения числа МСБ этих регионов пришлось всего на 5 субъектов РФ: Свердловскую, Ростовскую, Тверскую, Архангельскую и Кемеровскую области, которым целесообразно пересмотреть свои стратегии развития МСБ.
В целом на протяжении уже нескольких лет по всей России показывают высокие темпы роста, выше чем в других нишах, такие виды деятельности, как финансовое посредничество, химическое производство, связь, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, обработка вторичного сырья и др. Если не рассматривать финансовое посредничество и связь, большинство лидирующих видов деятельности МСБ относится к обрабатывающему производству.
Это подсказывает, что особенно важно стимулировать развитие именно этих групп МСБ. Приятно видеть, что сейчас создаются новые инструменты поддержки, например, от Фонда развития промышленности агрегируется поддержка экспорта, которыми важно уметь пользоваться. Так, например, более 50% заявок в Фонд развития промышленности приходится всего на 5 регионов: Москву, Свердловскую область, Санкт-Петербург, Московскую область, Татарстан.
При этом целый ряд отраслей по итогам 2014 г. находится на низших позициях: лесное хозяйство, лесозаготовки, сельское хозяйство и охота, деятельность сухопутного, воздушного и космического транспорта и т.п. По ним необходима целенаправленная работа не только на региональном уровне, но и на федеральном в рамках реализации отраслевых стратегий развития.
Таким образом, мы видим, что развитие МСБ крайне неравномерно и в региональном разрезе, и с точки зрения видов деятельности. Все это говорит о том, что крайне важно постепенно отходить от массовой поддержки к точечной. Это проще всего будет сделать регионам с небольшим количеством МСБ. В них можно "вручную" перебрать каждое предприятие и продумать, как можно максимально ускорить его развитие с помощью различных мер поддержки и обеспечения взаимодействия между субъектами, а также, исходя из экономических целей развития региона, продумать меры и содействовать их реализации по развитию требуемых типов МСБ, которых сегодня в регионе не хватает или вообще нет.