Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Юрий Симачёв, главный научный сотрудник ОАО «Межведомственный аналитический центр». Идеальных инструментов поддержки малого бизнеса нет. Часть первая.

О последних решениях по поддержке малого бизнеса и озвученных предложениях новых изменений мы беседуем с Юрием Симачёвым, известным экспертом в области экономики.

- Юрий Вячеславович, у нас много говорится о финансах и налогах. Речь в частности идёт об освобождении от налогов на первые годы работы малого бизнеса.
С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели на упрощенной и патентной системах в первые два года работы будут освобождаться от уплаты налогов. Соответствующий закон был принят Госдумой и вступил в силу с 1 января 2015 года. Согласно, регионы смогут предоставлять налоговые каникулы на два года в виде нулевой ставки для впервые зарегистрированных ИП, перешедших в течение двух лет со дня регистрации на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения. Освобождение от уплаты налогов будет действовать в 2015-2020 годах.

- Если это и возможно, то только с существенными ограничениями. Ведь вслед за этим начнется волна, что этим режимом стали злоупотреблять более крупные компании, которые стали дробить свой бизнес, чтобы уйти от налогообложения. И так далее, и тому подобное.
Ведь всё время параллельно рассматривается два процесса: льготами, предназначенными для малого бизнеса, начинает пользоваться средний бизнес, и потери бюджета оказываются существенно больше, чем планировалось. Напомню, что тема налоговых каникул для вновь созданных предприятий с определённой периодичностью возникает и исчезает. И ещё ни разу не была доведена до полного завершения.
Тут же возникают вопросы администрирования, речь заходит о том, справедливо или нет, что какие-то фирмы будут пользоваться той или иной льготой, что планировались куда меньшие потери, что, если бы не все компании, пользующиеся этой льготой, могли бы ей пользоваться, было бы гораздо больше денег. И тогда после включения той или иной льготы начинается обратный счёт, возникает желание её сразу ужесточить, обложить какими-то дополнительными требованиями, проверками.

- Увы, Вы правы: закон ввел достаточно ограничений. Во-первых, окончательно вопрос о предоставлении такой налоговой льготы будут решать регионы и далеко не факт, что все регионы пойдут по этому пути. Во-вторых, налоговые каникулы предоставляются для ИП в следующих сферах: производственной, социальной, научной. Какие конкретно это будут виды деятельности (виды деятельности по ОКВЭД) также будут устанавливать опять же регионы. Кроме того, доля доходов ИП от таких видов деятельности должна быть не менее 70%. Субъекты РФ также получат право самостоятельно устанавливать ограничения на применение нулевой ставки, в том числе предельный размер доходов предпринимателей, среднюю численность работников.
К тому же новые поправки касаются исключительно налога по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения. Таким образом, взносы в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования ИП, находящиеся на каникулах, будут продолжать платить.

- Надо сказать, инструмент налоговых льгот сам по себе имеет и свои преимущества, и свои недостатки в сопоставлении с механизмом прямого бюджетного финансирования и инвестирования. Одно из преимуществ – такого рода льгота работает автоматически и не должна требовать каких-то серьёзных издержек при её применении. Это отличает льготу от тех же финансовых инструментов, где нужно смотреть целевой характер расходования средств, осуществлять проверки. В то же время по налоговой льготе вы заранее практически не можете предсказать, во что она в итоге выльется. Вернее, можете, но с существенными ошибками. А по финансовым инструментам прямой поддержки вы довольно чётко представляете, что бюджету это будет стоить столько-то – столько, сколько вы определили в бюджете.
В этом – базовое соотношение преимуществ и недостатков. И нельзя сделать некий идеальный инструмент, который включал в себя сразу преимущества и налоговых льгот, и прямого финансирования. А у нас всё время это пытаются сделать.
Вот у нас была и есть налоговая льгота по расходам компаний на исследования и разработки. По ряду направлений, определённых специальным постановлением правительства, эти расходы можно списывать в размере 150% - такая сверхускоренная амортизация. Но через какое-то время компании начали всё активнее этой льготой пользоваться. Было видно, что идёт активный рост и расширение её применения. Затем появились требования об обязательной подаче отчётов о результатах, которые должны пройти внешнюю экспертизу. То есть льгота стала окружаться требованиями, характерными для прямой финансовой поддержки. Тем самым инструмент стал терять свою эффективность и привлекательность.
Я боюсь, что в нынешних условиях правильнее даже не обсуждать тему всеобщих налоговых льгот, чтобы никого не сбивать с реальных условий, а бизнес мог чётко планировать свою дальнейшую деятельность и рассчитывать на реальные возможности. Это плохо, когда есть какие-то ожидания, которые потом не сбываются. Гораздо лучше сразу исходить из консервативных ожиданий.

- Но плюс к этому отменяются налоговые проверки, хотя только плановые.

- Понимаете, это очень хорошо, даже замечательно, но давайте посмотрим, с какими ограничениями он будет вводиться в действие. Давайте увидим, какие будут приняты подзаконные акты под этот закон. Давайте дождёмся окончательного результата.
Я говорю: дай Бог. Очень хорошо будет, если я ошибусь, но по предыдущему опыту я смотрю достаточно скептично: каждый раз тема малого бизнеса и его поддержки почему-то возникает исключительно в условиях кризиса. И почему-то никто не пытается смотреть на малый бизнес не с социальной точки зрения, хотя это, безусловно, очень важный инструмент демпфирования всяческих социальных проблем, обеспечения занятости, но на него почему-то не смотрят, как на важнейший инструмент развития. Условия для него надо создавать в благополучные времена. У нас же тема снижения налогов на малый бизнес звучала в прошлый кризис, и, действительно, налоги тогда снижались, пусть и с какими-то противоречиями.
А второе – то, что действительно снижалась нагрузка на бизнес. По крайней мере, она временно не была столь значимой. Если бы это было не временно, а стало бы правилом, эффект был бы куда более значимым.

- Но у нас вообще сложно оценить политику правительства в отношении малого бизнеса. С одной стороны, ему дают хоть какие-то налоговые каникулы, освобождают от части проверок и так далее. С другой стороны, даже федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов выступает с идеей (хотя говорят, что это – не его идея, а он её только озвучил) перевести всех индивидуальных предпринимателей, у которых работают наёмные работники, в ООО, сделав их юридическими лицами. А тех, у кого наёмных работников нет, перевести в самозанятые граждане без регистрации ИП.

- Знаете, чем бы ни мотивировались такие идеи, мне кажется, что такие массовые серьёзные правовые изменения нельзя проводить в условиях кризисных явлений в экономике. Это будет создавать дополнительную нагрузку на предпринимателей, которым надо будет перерегистрироваться (я даже не говорю про другие издержки). Понимаете, с одной стороны, мы говорим, что оградим их от проверок – это хорошо, но, с другой стороны, у них будут большие издержки, чтобы перерегистрироваться. И люди будут мучиться опросами: как это сделать, где это сделать? Им придётся отстаивать очереди.
В конце концов, люди входили в тот или иной бизнес, исходя из той логики, которая была им предложена законодательно, и так резко загонять их в другую форму. И всё это без тщательной подготовки, без обсуждения с бизнесом, без оценки того, в каком регионе к каким результатам это может привести, к каким издержкам. Кто выяснял, готов к этому бизнес, не готов? Мне кажется неразумным проводить такие реформы в кризис.

- Скажем прямо, так думаете не только Вы. Сразу после опубликования предложения Титова в «Коммерсанте» Андрей Шаров, бывший начальник профильного департамента в Минэкономразвития, ныне работающий в Сбербанке, заявил, что такая реформа приведёт к уходу малого бизнеса в тень.
Уйдут бывшие ИП, которых якобы хотят наоборот вытащить реформой на свет. Как уверяет Шаров, они работали полулегально, а станут работать просто нелегально.

- С некоторой поправкой: уйдут, конечно, в тень не все – там свои издержки, свои риски. Но то, что существенная часть предпринимателей может уйти в тень, а кто-то и прекратить заниматься бизнесом – в этом он, безусловно, прав. У предпринимателей и без этого есть много проблем, есть много демотиваций по поводу занятия бизнеса, и надо думать, как их убрать, расширив мотивацию. А любая попытка заставить перерегистрироваться из одной формы в другую – это издержки и новые риски. И как они на это отреагируют – отдельный вопрос. Индивидуальные предприниматели – это те, кто захотел работать легально, н в тени можно заниматься той же деятельностью с меньшими издержками.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости