Обратил внимание, что в СМИ стали появляться публикации касательно возможного кризиса на рынке частной стоматологии. Вот, например, одна из них, в которой выдвигается гипотеза, что из-за девальвации рубля в Санкт-Петербурге могут закрыться более 150 частных поликлиник: http://www.dp.ru/a/2015/08/25/Krizis_ubavil_optimizma_u/
В кризис коммерческой стоматологии верится все равно почему-то слабо. Даже несмотря на плохую регуляторику и правоприменение в отношении любой отрасли российского бизнеса, несмотря на сильную девальвацию рубля и на то, что всё или почти всё оборудование, расходные материалы для частной стоматологии – это импорт.
По оценкам моих немногочисленных знакомых из частного стоматологического бизнеса, рентабельность продаж в первой половине этого года достигала от 40 до 70% (в пересчете на год). Понятно, что касается это только Москвы и крайне нерепрезентативно не только количественно, но и регионально. Тем не менее даже краткая дискуссия, которая завязалась по этому поводу в группе Фейсбука «Банки и МСП» (https://www.facebook.com/groups/314244465393918/) показала, что рентабельность и сегодня может быть намного выше. Если оставить в стороне общие рассуждения, что если плохо везде, обязательно плохо и у стоматологов, то рынок не просто доходный, а очень доходный. Один из реальных участников рынка заявил о 150% годовой рентабельности. Норма прибыли просто зашкаливает, указывая на «золотое дно». И при этом его можно назвать рынком почти совершенной конкуренции, следовательно, и возможностей для снижения издержек (пусть и не для повышения доходности) хоть отбавляй: можно переходить от заработков на норме к заработкам на массе прибыли.
Один из банкиров, который 18 лет занимается кредитованием МСБ, поделился собственным опытом: «При правильном подходе зарабатывают на новое кресло «со всеми прибамбасами» за 9-12 месяцев… Стоматологи – идеальные клиенты для кредитования. У них и бизнес золотой, и недвижимость всегда есть в залог, и кредиты погашают досрочно… Стоматологов можно кредитовать как стартапы (что я и делал 2 раза) при наличии клиентской базы у врача от 80 клиентов».
Так стоит ли говорить о «кризисе» и проблемах из-за девальвации рубля там, где их в общем-то на общем экономическом фоне нет?