Часть вторая МСБ на региональном уровне В регионах условиях для предпринимательской деятельности дифференцированы. Многое…
Часть вторая
МСБ на региональном уровне
В регионах условиях для предпринимательской деятельности дифференцированы. Многое зависит от человеческого капитала, финансов, уровня развития инфраструктуры, а также активности региональных чиновников по разработке мер господдержки и уровня административных барьеров. В отчетный период регионы были распределены в очередном рейтинге[1]по качеству условий для малого и среднего предпринимательства.
В исследовании были учтены четыре основных компонента, которые влияют на степень благоприятности условий для инвестиций в сегменте МСБ: состояние регуляторной среды, институтов для бизнеса, инфраструктуры и ресурсов, а также поддержки малого предпринимательства. На основе статистических данных, результатов опросов, аналитики разделили регионы на пять групп: A, B, C, D и E.
Среди лидеров из группы «А» оказались 13 субъектов: Воронежская область, Краснодарский край, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Москва, Ненецкий АО, Республика Татарстан, Ростовская область, Санкт-Петербург, Московская область, Тамбовская область и Ханты-Мансийский АО. В группе «В» были представлены догоняющие регионы – 21 регион, в том числе Белгородская область, Якутия и Ямало-Ненецкий автономный округ. В целом претензий к регионам из группы «В» немного, в предыдущих рейтингах эти субъекты числились в группе «А», однако по некоторым пунктам снизили свои показатели.
Самая многочисленная группа «С» включали 34 субъекта со средним уровнем условий для развития малого и среднего бизнеса. Предприниматели регионов этой группы испытывают проблемы с доступностью к важнейшим ресурсам (человеческому капиталу, финансам, а также с уровнем развития инфраструктуры). В эту группу вошли, к примеру, Нижегородская область, Марий Эл, Ульяновская область, Республика Мордовия. в группе В группе «D» попали регионы, получившие «неуд» сразу по нескольким критериям, к примеру,Кировская область. Наконец, в самом низу рейтинга оказались Тува, Северная Осетия и Чукотский автономный округ с практически непригодными условиями для развития малого и среднего предпринимательства.
В целом анализ регионов по части поддержки МСБ показывает негативную динамику – показатели за 2014 г. хуже тех же показателей 2013 г.
Согласно представленному в конце августа исследованию Национального института системных исследований проблем предпринимательства, ни один из субъектов России в 2014 г. не достиг целевых показателей эффективности по поддержке малого и среднего бизнеса. Деятельность губернаторов по поддержке МСБ ежегодно оценивается по следующим критериям – доля безработных от экономически активного населения, прирост средней зарплаты, прирост числа малых и средних предприятий, их оборот и инвестиции.
В 2014 г. в 55 регионах цель была достигнута только по одному из показателей. При этом, по сравнению с 2013 г. ситуация заметно ухудшилась – в 2013 г. доля субъектов РФ, достигших менее 40% показателей, составляла 26%, а в 2014 г. она выросла до 77%, доля выполнивших более 80% требований сократилась с 6% до 1%.
Негативным моментом является то, что за последние десять лет в РФ не было роста доли МСБ в ВВП(она находится в диапазоне 20−25%, а по данным Минэкономики за 2014 г. – 21%). С тем, что ситуацию в этой сфере необходимо менять, соглашаются и чиновники, и эксперты. Предлагается в том числе переходить к развитию инфраструктурной и информационной поддержки, стимулированию регионов в развитии их собственных «точек роста». Однако дальше слов пока дело не заходит.
Законодательство
В отчетный период в числе принятых и разрабатываемых законодательных актов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса, оказались проекты, регулирующие деятельность торгово-промышленных палат РФ (ТПП), касающиеся предпринимательского финансирования, организации лесозаготовок, уголовного законодательства, а также антимонопольного регулирования.
Так, 3 сентября стало известно, что разработка четвертого антимонопольного пакета находится на финальной стадии, и он может быть принят уже в сентябре 2015 г.
Данная реформа по оценкам чиновников является либеральной по отношению к малому и среднему бизнесу, сможет помочь избежать санкций, а также снизить риски для инвесторов. Для представителей МСБ вводится «иммунитет» от антимонопольных проверок, преследований, обвинения в злоупотреблении доминирующим положением. Благодаря четвертому антимонопольному пакету ФАС надеется сократить число дел против компаний по меньшей мере в пять раз. Компания, которая не входит в большой холдинг, и ее оборот не превышает 400 млн руб., будет практически освобождена от проверок, за исключением случаев картелей. Таким образом, ФАС будет заниматься только крупными компаниями («Газпром», РЖД, «Автодором» и др. госкорпорации).
Вдобавок, благодаря проекту, Федеральная антимонопольная служба РФ по сути превращается в орган предупредительного контроля. Так, если в настоящее время ФАС может возбудить дело сразу по любой статье, и после этого будет оборотный штраф до 15 % годового оборота, то согласно новым правилам, по всем составам, кроме монополии высокой цены, будет отправляться предупреждение. Следовательно, будут не нужны длительные судебные разбирательства и станет возможно быстро решить проблему, не штрафовать компанию. Кроме того, высвобождаются значительные ресурсы.
Однако стоит отметить, что практика оспаривания в судах предупреждений также существует. Решения судов могут заблокировать возбуждение дела. В том случае, если бизнес будет активно прибегать к их оспариванию, это может в значительной мере осложнить работу службы и нивелировать положительный эффект новшеств.
10 сентября в ГД был внесен законопроект об изменениях в ФЗ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», расширяющий права и функции ТПП по вопросам развития предпринимательства, защиты и представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти.
В проекте дается новое определение ТПП, включающее ее создание в качестве союза, увеличивается минимальное количество учредителей с 15 до 30, членство территориальных палат в ТПП России становится обязательным и возникает с момента государственной регистрации. Проектом федерального закона планируется значительно расширить права торгово-промышленных палат и разрешить им:
- участвовать в выработке и реализации мер по противодействию коррупции при осуществлении хозяйственной деятельности;
- содействовать обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, эффективного управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками;
- осуществлять научно-аналитическую и исследовательскую деятельность по проблемам предпринимательства.
Кроме того, депутаты предлагают наделить ТПП функциями, которые они фактически реализуют сегодня (к примеру, выдавать сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров (работ, услуг) для целей осуществления госзакупок, а также оформлении заключения о статусе товара, изготовленного в особых экономических зонах.
Предполагается, что принятие законопроекта позволит ТПП более эффективно выполнять свои функции в целях модернизации российской экономики и развития бизнеса.
Подспорьем для малого и среднего бизнеса могут стать поправки в Лесной кодекс Российской Федерации (по поручению президента России), которые вступают в силу с 1 октября 2015 г. и упрощают лесозаготовку для МСБ. Предположительно, изменения должны позволить небольшим предприятиям конкурировать с большими компаниями на аукционах по продаже лесных участков.
Согласно прежнему законодательству, лесозаготовка в РФ велась на основе договоров аренды, а по условиям таких договоров арендаторы должны были выполнять более 70 % всех работ по восстановлению и воспроизводству лесов. В 2014 затраты на данные цели превысили 5 млрд. рублей, в то время как из федерального бюджета на эти цели было направлено 2,6 млрд. рублей, а из бюджетов субъектов - только 1,4 млрд. рублей. Для малого бизнеса найти данные средства было проблематично, поэтому в ходе аукционов на право заключения договора аренды участков леса, небольшие лесозаготовительные предприятия оказывались в заведомо проигрышной позиции по сравнению с крупными холдингами.
Теперь субъекты малого и среднего предпринимательства смогут участвовать в аукционах и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой заготовки древесины. Сами договоры купли-продажи будут краткосрочными - до одного года. Кроме того, условия заключения договоров должны быть предусмотрены нормативными актами регионов, а плата за пользование участками будет определяться по результатам аукционов с учетом регионального коэффициента, который необходим для определения расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. У каждого региона размер коэффициента будет свой, но расчет стоимости работ по охране леса и лесовосстановлению будет вестись по единой методике, которую разработало правительство РФ.
Другое новшество коснулось уголовного законодательства для бизнеса.
Согласно августовскому поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, к 4 сентября Минюст собрал предложения бизнеса, Минэкономразвития России, МВД, Следственного комитета и Верховного суда по реформированию уголовного и уголовно-процессуального законодательства для защиты интересов бизнеса.
Одним из основных предложений бизнеса стало введение в России института следственных судей – эту идею разработал Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. В ней предлагается назначить 336 следственных судей (по четыре на каждый регион), которые будут контролировать предварительное следствие по особо важным делам, подсудным судам областного звена. В свою очередь РСПП предлагает поточнее разграничить полномочия следователя и следственного судьи и провести эксперимент в одном из регионов. С учетом того, что система прокурорского надзора за следствием фактически упразднена, новшество могло бы обеспечить защиту прав граждан.
Однако некоторые эксперты не разделяют такую позицию, полагая, что институт следственных судей – громоздкая и дорогостоящая процедура, так как в досудебном процессе появляется еще один участник (следственный судья).
В период кризисных явлений в экономике с ужесточением процедур банковского сообщества по выдаче кредитов малому и среднему бизнесу микрофинансовые фонды становятся фактически единственным источником финансирования бизнеса. В попытках увеличить долю займов для субъектов МСБ[2] был подготовлен проект указания «О критериях определения микрофинансовых организаций (МФО) предпринимательского финансирования». Его разработало главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, он был представлен 8 сентября в рамках реализации плана о разделе микрофинансового рынка на два типа компаний (1. выдают займы гражданам, 2. выдают займы бизнесу) для улучшения доступа бизнес-МФО к мерам государственной поддержки.
Согласно проекту, к организациям предпринимательского финансирования будут относиться МФО с определенной долей договоров микрозайма с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в общем количестве договоров, заключенных за календарный год (общая доля микрозаймов должна составлять не менее 70%).
Стоит отметить, что пока банки настороженно относятся к рынку МФО из-за опасений столкнуться с высокими рисками. Сделать рынок более понятным может выработка единых подходов к оценке финансового состояния МФО, над чем в настоящее время работают участники рынка (СРО «МиР» и Ассоциация региональных банков России).
В целом микрофинансирование МСБ имеет важную социальную функцию - помогает малому бизнесу на этапе становления. Так, банки не готовы кредитовать бизнес на начальной стадии, в первый год существования компании, они требуют от предпринимателей предоставления отчетности, которая не всегда ведется на малых предприятиях, в то время, как МФО более индивидуально подходят к заемщикам и готовы оценивать финансовое состояние предприятия самостоятельно. Другим отличием является то, что банки не заинтересованы в выдаче небольших кредитов в 200-500 тыс. рублей, а МФО напротив работают с начинающими предпринимателями, стартапами, небольшими семейными предприятиями и фермерскими хозяйствами.
[1]Рейтинг Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк).
[2] На сегодня предпринимательские займы составляют 45% в объеме совокупного портфеля микрофинансовых организаций. Перед рынком и регулятором стоит задача увеличить эту долю до 70%.
Продолжение следует.