Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ОРВ - «ПРИВИВКА» ПРОТИВ ГЛУПОСТИ.

С 2014 года все нормативно-правовые акты (НПА) в Хабаровском крае, которые могут повлиять на бизнес и инвестиции в регионе, проходят «прививку» ОРВ. К медицине, впрочем, она не имеет никакого отношения. ОРВ - это оценка регулирующего воздействия. Как работает данный инструмент, рассказывает Виктор Калашников, заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития края.

Для начала немного статистики. С 1 января 2014 года проверку на ОРВ прошло более 200 проектов НПА края. И 24 из них испытание не прошли - были получены отрицательные экспертные заключения. Поэтому законопроекты направлены на доработку.
- В данных актах, - говорит Виктор Калашников, - были выявлены положения, содержащие излишние требования, необоснованные расходы для предпринимателей, признаки непрозрачности административных процедур и т.д. Кроме того, четыре уже действующих НПА края не прошли подобную же экспертизу, и по ее результатам в акты были внесены изменения.
- Виктор Дмитриевич, а кто те эксперты, которые находят недостатки в правовых актах?
- В качестве экспертов могут выступать предприниматели и сотрудники компаний, представители общественных объединений, объединений потребителей, саморегулируемых организаций, научно-экспертных организаций, другие заинтересованные люди. Главное, чтобы они были компетентны в той сфере деятельности, которую затрагивает правовой акт. А для того, чтобы стать экспертом, не требуется проходить никакой дополнительной аттестации, аккредитации, необходимо только зарегистрироваться на Региональном портале. Более того, эксперты могут оформить электронную подписку на рассылку новостей и получать уведомления об НПА края, по которым идут публичные консультации.
Для справки: Вся информация, необходимая для обеспечения института ОРВ, публикуется на официальном сайте министерства экономического развития края - minec.khabkrai.ru. Основной площадкой для публичного обсуждения проектов НПА края является портал - regulation.khv.gov.ru.
- Приведите пример,  как ОРВ может повлиять на принимаемый в крае нормативный акт. Допустим, вышел он на экспертизу общественности, какое негативное воздействие предприниматель может в нем отследить и предупредить?
- Например, проектом акта устанавливается обязательное предоставление предпринимателем при обращении в орган власти документов, которые и так уже находятся в распоряжении органов власти (выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, справки налогового органа об отсутствии задолженности и прочих документов), либо акт требует нотариально заверять предоставляемые документы. Такие требования на самом деле широко распространены. И они создают те самые административные барьеры и необоснованные расходы для предпринимателей. Обнаружив их, эксперты делают свои замечания, которые являются прямым поводом отправить правовой акт на доработку.
Есть и более сложные аргументы против законопроекта. Главное, что в случае, если процедура ОРВ показала возможность негативного воздействия НПА после его принятия, появляется отрицательное экспертное заключение, и правовой акт не идет на дальнейшее согласование до устранения замечаний.
Другой вариант, если речь идет не о проекте, а об уже действующем документе. Здесь также ОРВ может выявить факт негативного воздействия. Тогда у исполнительной власти  возникает обязательство в течение трех месяцев внести корректировки или отменить данное регулирование.
- Пока «прививку» ОРВ проходит законодательная база только на уровне края, будет ли практика распространяться на районный и муниципальный уровень?
- Внедрение ОРВ идет последовательно по всей вертикали. Федеральные органы исполнительной власти приступили к апробации процедур ОРВ в 2010 году. С 1 января 2014 года они в обязательном порядке начали работать на региональном уровне. С 2015 года к ним примкнули административные центры субъектов РФ. А с 2016 года планируется внедрение института ОРВ уже на уровне городских округов и муниципальных районов.
- Хабаровский край считается одним из лидеров по внедрению ОРВ. В чем наше преимущество?
- Действительно, по итогам 2014 года Хабаровский край занял второе место среди 83 субъектов Российской Федерации в рейтинге качества проведения ОРВ. Это - данные Министерства экономического развития Российской Федерации. А в феврале 2015 года Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства был проведен уже мониторинг внедрения ОРВ в центрах субъектов Российской Федерации. И по результатам среза данных уже город Хабаровск занял 3-е место в рейтинге.

В чем наше преимущество? В том, что мы серьезно относимся к этому инструменту правового регулирования. С одной стороны, органы власти выстраивают процедуры ОРВ на профессиональном уровне. С другой - эффективность ОРВ в большой степени зависит от активности представителей экспертного сообщества Хабаровского края. У нас в регионе общественность, очевидно, в большей степени готова участвовать в обсуждении разрабатываемых и действующих нормативных правовых актов.
Кстати, сейчас формируется перечень НПА края для проведения экспертизы в 2016 году. И мы приглашаем предпринимателей, общественные объединения, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, всех заинтересованных принять в этой работе участие. Для этого нужно направить в наш адрес мотивированные предложения: какие НПА у нас в крае требуют общественной экспертизы.
Виктор ИЛИН.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости