Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Какие знания и навыки нужны менеджеру?

Дорога к успеху у каждого своя и каждый хочет найти ее.
Сейчас процветает большая индустрия («self help»), которая помогает человеку достичь успехов.
Многие успешные люди делятся своими волшебными секретами.
Мне интересен рецепт успеха менеджера, поэтому об этом и постараюсь поразмышлять.
На этот пост меня вдохновил перечень книг, которые рекомендует Г.Греф (http://www.livelib.ru/selection/11750). До сих пор свежа в памяти моя работа в Минэкономразвития России и то, как будучи министром, Герман Оскарович заставлял подчиненных читать книги, которые производили на него впечатление.
И это было правильно хотя бы потому, что управлению в масштабах страны все тогдашнее руководство училось только на практике (интересно, улучшилась ли ситуация за 10 лет).
Конечно, всё руководство министерства читало эти книги.
И сейчас лучше читать подобные книги, чем не читать. Но сначала важнее провести для себя некоторую систематизацию. Тогда, надеюсь, будет понятнее какие знания нужны или какую книгу читать в первую очередь. А количество книг и разного рода опыта, рассказанного очередным гуру, будет все больше и больше. Игнорировать эти лучшие практики совсем нельзя, так как учиться нужно всю жизнь, а поэтому важно в этом вале информации хорошо разбираться.
Буду считать, что это моя попытка систематизации знаний (навыков, черт характера), которые необходимы для того, чтобы стать хорошим управленцем.
Итак, на самом верхнем уровне я бы выдел три группы знаний или направления развития для менеджера:
1. "Развитие личности", т.е формирование правильного внутреннего стержня. Это работа с собой, со своим внутренним миром, т.е. воспитание или тренировка своей силы ДУХа.
Важно твердо идти к своей мечте, к своей цели, нужно постоянно иметь мотивацию и неисчерпаемое желание идти вперед.
Также важно при этом быть счастливым самому и приносить счастье другим, найти свой смысл жизни. Менеджер ведь тоже человек.
Необходимо отметить, что в этом направлении человечеством накоплен тысячелетний кладезь знаний и, вероятно, каждый что то для себя выбрал подходящее. Многие, думаю, и не раз выбирали. Мне например, было достаточно книги "Искусство быть счастливым", написанная Говардом К.Катлером по итогам беседы с Далай-Ламой.
Ну а в мире есть столько различных курсов личностного роста – их даже не счесть: от популярных в прошлом веке работ Наполеона Хилла до доморощенных курсов типа «познай себя и найди свою дорогу в жизни». Есть еще отдельный сегмент сект типа Каббалы :-).
В этом направлении, в основном, представлены философские и психологические практики и тут даже не поймешь чего там больше.
2. Гуманитарные знания и умения. 
Выделю для удобства три подгруппы.
Во первых, нужно отметить лидерство, командообразование, харизму и т.п., т.е это знания и развитие черт характера, которые позволяют менеджеру повести за собой других людей. Это работа с внешним миром, с командой, с обществом и, в целом, со всеми заинтересованными сторонами.
Здесь уже филосовских практик чуть меньше, а больше работают психологические практики. Многие знают NLP (нейролингвистическое программирование), искусство ведения переговоров, навыки публичного выступления, а также разные командные игры, совместные выезды за город, корпоративы и т.п. В нашей стране все эти практики представлены на рынке в большом количестве.
В этой группе знаний менеджеру не помешало бы и актерское мастерство, ведь показать или передать эмоцию можно и с помощью языка жестов. В большинстве западных менеджерских программ есть специальные курсы театрального творчества, а у нас, как показал мой беглый анализ, эта ниша не сильно освоена.
Во вторых, это знания экономических, финансовых и юридических вопросов корпоративной деятельности.Здесь же знание законов, раз уж юриспруде́нция гуманитарная наука.
С этой частью все понятно: ВУЗы дают теорию, МВА и различные курсы повышения квалификации знакомят с технологией работы. Ну а курсами, которые рассказывают про новое в законодательстве, делают из вас финансовых управленцев и суперпродажников - заполнен весь интернет.
Все вышеообозначенные знания, навыки и черты характера из первой и второй групп я обощенно назвал –гуманитарным менеджментом. Он не являются предметом рассмотрения нашей Школы системного менеджмента, но тем не менее мы понимаем, что это является важной составляющей системного менеджмента.
В то же время в этой второй группе есть важные знания и навыки, которые необходимы настоящему лидеру команды и которыми мы в Школе занимаемся в обязательном порядке. Возможно, не многие на эту третью подгруппу знаний обращают внимание, но как раз они в конце концов делают менеджера хорошим лидером.
Речь идет о способности менеджера видеть в своей системе роли, которые должны исполнять члены команды. Он должен уметь различать конкретного человека Ивана Ивановича, его роль – маркетолог и его должность – главный специалист отдела. Он обязан, например, понимать какой интерес имеет каждая роль к системе предприятия, не путать личные интересы Ивана Ивановича с интересами его роли маркетолога. Разложить интересы всех членов команды - маркетологов, инженеров, логистов, бухгалтеров, юристов, ИТ-специалистов и тп по их отношению к системе, отделить от этого личные интересы и интересы должности, также решать междисциплинарные (не путать с межличностными!) конфликты – это совсем непростая задача. Менеджер должен решать такие задачи постоянно, много раз в день и даже несколько раз в течение одного разговора или совещания, а потому он должен делать это на автомате. Именно в этом и состоит главный профессиональный навык лидера по строительству команды, а чтобы менеджер правильно принимал решения относительно команды, он должен хорошо знать свою систему. Вот тут ему и понадобятся «негуманитарные знания и умения».
3. Технические, технологические, инженерные знания и умения (негуманитарные).
Если в основе гуманитарного знания менеджера преимущественно все строится вокруг человека (его психологии), то в основе негуманитарных знаний лежит производимый продукт (или сервис), а люди или заинтересованные лица уже выстраиваются вокруг этого.
Менеджеру необходимы общие фундаментальные знания своей области деятельности (а еще лучше и смежных). Например, основ химии, если предприятие относится к химической отрасли, или знать книговедение и библиотековедение одновременно литературоведением, если предприятие занимается чем то связанным с книгами. И здесь нужны курсы повышения квалификации, так как фундаментальные знания хоть и редко, но тоже меняются, а главное, что на их основе идет постоянный технический прогресс. Наверное, лучший вариант следить за этим – это участие в практических конференциях, но не только отраслевых, а еще и в подобных мероприятиях, которые проводят стейкхолдеры вашей системы: клиенты, поставщики, производители оборудования (на котором вы работаете) и даже экологические организации, если они имеют интерес к вашей системе.
За небольшим исключением многие успешные менеджеры обладают этими финдаментальными знаниями и пытаются не отставать от технического прогресса, но вот то что делают немногие – это используют системный подход. Главный базовый принцип негуманитарных знаний и умений – это мышление в категориях систем. Нужно в любой своей деятельности видеть системы и этот фокус должен наводиться автоматически. Для того чтобы обладать таким видением необходимо иметь системное мышление, однако даже при изучении естественных и технических наук тренируется только логика, а не все системное мышление. Мы в Школе как раз и занимаемся тем, что ставим такое мышление менеджера.
К сожалению, многие совсем не понимают что такое системный подход, а более продвинутые люди руководствуются определением «Системы» из Википедии: про целое, части, соединения и и т.п. Однако, про системы в наше время мыслят совсем по другому. Например: ранее система определялась как нечто ЦЕЛОЕ, состоящее из частей и т.п, а сейчас уже Система 2.0 и она является ЧАСТЬЮ чего то целого, т.е. раньше все внимание форкусировалось на то из чего состоит система, а сейчас – на том, что окружает нашу систему и здесь важно понять эту бОльшую систему.
Менеджеру приходится мыслить в категориях трех систем: своего продукта или сервиса – «целевая система», своей организованной и обеспеченной необходимыми технологиями команды – «обеспечивающая система», а также системы клиента – «использующая система». Понятно, что он должен знать все части этих систем, взаимодействия этих частей между собой и всех трех систем между собой. А еще он должен знать всех заинтересованных лиц, их интересы в каждой из систем и уметь с ними работать.
Я лишь коснулся общих аспектов системного подхода, но в целом, для его освоения требуется серьезное время и настойчивость не меньшая, чем при изучении иностранного языка. И тут нужно учить свой язык – язык системного подхода.
А теперь почему эту нужно делать? А потому что мир поменялся и будет еще сильнее меняться. Окружающие нас системы очень сильно изменились:
1. Сейчас человек научился производить объекты, которые состоят из миллионов частей. Представьте, как должна быть организована работа по проектированию, производству в разных уголках мира этих частей, потом их сборке, продаже и обслуживанию. А какое количество людей должна быть организована вокруг этой работы и сколько интересов разных стейкхолдеров должно быть учтено.
2. Раньше системы были простыми объектами – стул, автомобиль, лампа, а сейчас практически повсеместно используются системы, в которых есть что невидимое, неосязаемое (софт, сервис). Например, в первой рекомендованной Г.О.Грефом книге «Бизнес в стиле фанк» еще в 2000 году шведские профессора говорили о том, что мы переходим из мира атомов (здания, станки и т.п.) в мир битов (ИТ, софт и тп.): сейчас груда железа и все материальное, что есть в автомобиле стоит дешевле и проще в разработке, чем софт и все то, что невозможно потрогать (марка, интеллектуальная собственность). Предприятия становятся настоящими киборгами, так как внутри них биомасса (люди) тесно переплетена с ИТ и компьютерами, на пороге уже автоматизация принятия интеллектуальных решений (искусственный интеллект). А есть еще более сложные случаи – сетевые системы, т.е. устроеные как сеть, в которой нет единого центра власти.

Системный подход помогает управлять такими сложными проектами, создавать сложные и технологичные продукты и сервисы, координировать работу междисциплинароной команды и учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Системный подход позволяет бороться со сложностью и делать ее простой в понимании, а также работать со всем невидимым и делать его видимым.
Системный подход придумали биологи, вероятно, когда изучали сложнейшие системы типа биогеоценоза - устойчивая саморегулирующая экологическая система, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Потом этот подход взяли на вооружение инженеры. Инженеры прошлого века работали с простыми системами - объекты, а сейчас появились Системы 2.0, в которых кроме обектов появились люди и разные невидимые сущности, а завтра появятся Системы 3.0, в которых появится искусственный интеллект.
Настало время, когда такой системный подход должны взять на вооружение менеджеры, гуманитарного менеджмента уже недостаточно. Менеджмент должен стать системным за счет использования негуманитарных знаний и умений.
Многие успешные менеджеры практикуют системный подход, но передать его другому человеку намного сложнее, чем гуманитарные знания и умения. В Школе систематизированы знания системного подхода, мы развиваем их и укладываем в нашу авторскую методику. Одна из наших задач - увязать менеджерские и инженерно-технические дисциплины между собой. При этом Школе  важно не преподать эту методологию, сколько изменить привычное мышление.

P.S. Я здесь ничего не сказал про знания и навыки необходимые предпринимателю. Говорят, что на предпринимателя не учат, так как для него главное – это чутье, а оно плохо формализуется и систематизируется, поэтому плохо передается в качестве знания. У нас в Школе есть некоторые практики, которые помогают предпринимателю работать с менеджерами команды, с новыми технологиями и, в целом, предостерегают от грубых ошибок (хотя именно Кодак, Нокиа и другие крупные компании их сделали). Но мы не учим предпринимательской жилке и не готовим системных предприниммателей.
Я здесь практически ничего не сказал про системную инженерию. Однако, в Школе это направление развивается не меньше, чем системный менеджмент. Но об этом в следующий раз.
P.S.2. Мы «не открываем Америку», я думаю, что многие успешные компании и менеджеры используют системный подход. Но когда они рассказывают общественности про свои результаты и делятся успешным опытом, то ограничиваются простыми рецептами из сферы гуманитарного менеджмента. Непросто говорить широкому кругу лиц о сложных вещах.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости