Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Оценка регулирующего воздействия: возможности для бизнеса.

«Комсомолка» предлагает интервью с Виктором Дмитриевичем Калашниковым, заместителем председателя Правительства Хабаровского края – министром экономического развития края, доктором экономических наук.

- В последнее время все чаще используется термин "оценка регулирующего воздействия" (ОРВ).

- Оценка регулирующего воздействия направлена на более глубокую проработку принимаемых и анализ уже принятых решений. Основной ее целью является контроль нормативной правовой базы края, формирующей условия для ведения бизнеса и размещения инвестиций. Оценке подлежат проекты и действующие нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Ожидаемые нами эффекты это непосредственно снижение издержек участников рынка, устранение избыточных требований, повышение качества регулирования, обеспечение прозрачности принимаемых решений, снижение количества неэффективных правовых нормативно правовых актов.

- Как это происходит на деле?

- Допустим, проектом акта устанавливается обязательство предоставления субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности (ПиИД) при обращении в орган власти отдельных документов, которые и так находятся в распоряжении органов власти (выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, справки налогового органа об отсутствии задолженности и прочих документов), либо нотариально заверять предоставляемые документы. Такие широко распространенные требования создают административные барьеры и необоснованные расходы для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

- Оценка регулирующего воздействия достаточно новый аспект деятельности для органов власти. Является ли он новаторской идеей Хабаровского края?

- ОРВ - это общемировая практика, эффективно применяемая многими странами последние 50 – 60 лет. Так, зарубежные и российские представители политической, экономической, научной сфер относят ОРВ к инструментам "умного регулирования".

Федеральные органы исполнительной власти приступили к апробации процедур ОРВ в 2010 году. Начиная с 1 января 2014 года институт ОРВ в обязательном порядке распространился и на региональный уровень. Основополагающим документом для регионов стал Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601.

Кроме того, хочется отметить, что внедрение института ОРВ не ограничивается только федеральным и региональным уровнем. С 2015 года административные центры субъектов РФ также приступили к реализации процедур ОРВ. С 2016 года планируется внедрение института ОРВ на уровне городских округов и муниципальных районов.

- В этой связи возникает вопрос - в какой степени изменилась деятельность государственных и муниципальных служащих?

- Принципиальным нововведением стал тот факт, что деятельность органов власти в области нормативного правового регулирования той или иной сферы, затрагивающего вопросы осуществления ПиИД, должна проводиться публично с привлечением экспертного сообщества. А также была усилена сама оценка воздействия, направленная на выявление возможных будущих или настоящих негативных последствий и их своевременную отмену.

- Предлагаю подробнее остановиться на роли экспертного сообщества.

- В рамках публичных консультаций обеспечивается взаимодействие экспертного сообщества, в том числе непосредственных участников действующего или планируемого регулирования и органов власти. Экспертное сообщество вправе направить положительный отзыв или мотивированные предложения и (или) замечания. Мнения экспертного сообщества должны иметь количественное или иное обоснование выявленных издержек, барьеров. При наличии указанных мнений орган власти обязан прокомментировать их и принять для работы, внести изменения в регулирование, если это необходимо, или отказать в учете мнения, при этом четко мотивируя свою позицию.

В целях реализации принципа публичности вся информация, необходимая для обеспечения института ОРВ размещается в сети "Интернет", публикуется на официальном сайте министерства экономического развития края.

Основной площадкой для публичного обсуждения проектов НПА края является специализированный ресурс – Интернет портал для публичного обсуждения проектов и действующих НПА (regulation.khv.gov.ru).

- Хабаровский край является одним из лидеров по качеству проведения ОРВ среди субъектов РФ. Какие основные результаты отмечены и достигнуты?

- С 1 января 2014 г. процедура ОРВ проведена в отношении более 200 проектов НПА края, по 24 проектам были получены отрицательные экспертные заключения, и данные проекты были направлены на доработку. В актах

были выявлены положения, содержащие излишние требования, необоснованные расходы для субъектов ПиИД, признаки непрозрачности административных процедур и некоторые иные положения, затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. С кратким обзором результатов процедуры ОРВ проектов НПА края за январь – июль 2015 года и последующими ежеквартальными отчетами можно знакомиться на официальном сайте министерства экономического развития края в разделе ОРВ - "Новости, информационные материалы".

Кроме того, 4 действующих НПА края прошли экспертизу, по результатам которой в НПА были внесены изменения. По отдельным проектам и действующим нормативно правовым актам позиция о необходимости доработки сформирована с учетом мнений представителей экспертного сообщества.

По итогам 2014 года Хабаровский край занял второе место среди 83 субъектов Российской Федерации и первое место среди регионов Дальневосточного Федерального округа в рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых НПА, сформированном Министерством экономического развития Российской Федерации.

В феврале 2015 года Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства проведен мониторинг внедрения ОРВ в городских округах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации. По результатам среза данных город Хабаровск является одним из лидеров по внедрению оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне и занимает 3 место в рейтинге.

Отмечу, что эффективность ОРВ во многом зависит от активности представителей экспертного сообщества Хабаровского края, их готовности принять участие в обсуждении разрабатываемых и действующих нормативных правовых актах края. Это открытая процедура, участие в которой доступно для любого гражданина через официальный сайт министерства экономического развития края.

В настоящее время формируется Перечень нормативно-правовых актов края для проведения экспертизы на 2016 год. В связи с этим приглашаем предпринимателей, общественные объединения, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно – экспертные организации, иных заинтересованных лиц принять участие в данной работе, направив в наш адрес мотивированные предложения о необходимости проведения в отношении того или иного НПА экспертизы, а также к участию в проводимых публичных консультациях.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости