Пока Россия наносила удар ИГИЛ, в Ривьере стартовал межрегиональный конгресс руководителей малого и среднего бизнеса. Вчера Фишман назвала аншлагом наплыв студентов на лекцию в КГАСУ, но это потому, что она не видела, что творилось сегодня – только 16 из 100 предприятий не приехало, свободных мест не осталось, и пришлось приносить еще стулья.
Крутое начало
Конгресс руководителей малого и среднего бизнеса, на который съехались предприниматели со всей страны, чтобы услышать конкретные советы по работе в кризисное время, стартовал накануне в Казани.
Несмотря на бурное обсуждение всевозможных тем в кулуарах и вкусный кофе, который участники конгресса могли выпить в каждом углу и на каждом этаже, модератор таки собрал гостей для торжественного открытия конгресса.
Первым выступал Андрей Крутов, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Общественного движения «Развитие предпринимательства». «Малый бизнес выживает не благодаря, а вопреки действиям властей», — круто начал Крутов. Основными проблемами предпринимательства он назвал налоги, которые душат малый бизнес, отсутствие доступа к ресурсам и даже ограничение свобод. Сумма в 20 млрд рублей, которая выделяется государством на поддержку МСБ, по мнению Крутова, смехотворно мала и немедленно должна быть увеличена хотя бы в 10 раз — до 200 млрд рублей.
Основными проблемами предпринимательства Крутов назвал налоги, которые душат малый бизнес, отсутствие доступа к ресурсам и даже ограничение свобод
«Кризис никогда не заканчивается»
Когда слово взяла Ольга Косец, президент межрегиональной общественной организации защиты и поддержки среднего и малого бизнеса «Деловые Люди», муниципальный депутат Москвы, собравшиеся выслушали краткий экскурс в историю возникновения малого бизнеса и как с тех самых пор насущной была и есть проблема 271-го федерального закона, в котором говорится, что малый бизнес не имеет права работать на открытых площадках.
С негодованием и под одобрение всего зала было добавлено, что малый бизнес «гонят обратно в палатки».
Кратко о проблемах предпринимательства в цифрах рассказал Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
— Есть две группы показателей, по которым можно смотреть, что происходит с малым бизнесом. Есть так называемые механические показатели, количество субъектов малого предпринимательства. В целом, в абсолютных величинах на 100 тысяч жителей, обычно этим показателем любят пользоваться. Есть вторая группа показателей, которые и характеризуют и состояние, и самочувствие малого бизнеса в целом по России — это занятость в секторе, выручка, активы, инвестиции и их динамика.
Точек роста сейчас практически нет, единственная точка роста из всех регионов – это Татарстан, отметил Буев
Если мы говорим о механистических показателях, то уже в 2015 году, пусть это и парадоксально звучит, если берем Уральский федеральный, потом Приволжский, то мы видим, что количество таких юридических оболочек выросло, причем достаточно значительно. Почти на 9%. И наивысший рост юридических оболочек был в Свердловской области – порядка 11%, а наибольший спад – в Челябинской области.
Если переходим к качественным показателям — величине объемов кредита, то здесь ситуация в первой половине этого года диаметрально противоположна. В том же Уральском федеральном округе почти на 45% упали объемы кредитов по сравнению с прошлым годом. Если говорить о наименьшем – это 40%, наибольшее уже почти 55%. И это притом, что объемы просрочки по кредитам растут.
Точек роста сейчас практически нет, единственная точка роста из всех регионов – это Татарстан.
На вопросы, как живется малому бизнесу в кризис, ответом разных представителей из разных регионов было почти дружное и не совсем хорошее слово, в переводе на русский — «ужасно». Проблемы всех преследуют одни, нет денег у людей, администрация не идет навстречу. Конкретные советы нам назвал директор федерального проекта по финансовой поддержке малого бизнеса в России Джалил Куряев.
Нужно искать зоны роста и полагаться на мнение экспертов, советует Джалил Кураев
— Сложно. Сегодня же аналитик приводил цифры: в основном стагнация в бизнесе. Но у нас взгляд разный, представители Госдумы решают вопрос глобально, а наш проект – это больше взгляд снизу, поэтому и проблемы у нас другие. Основная – низкая популяризация, малое количество людей реально хотят быть предпринимателями, для них это сложно, связано с проблемами, их могут посадить, если они что-то сделают не так, постоянные препоны, недоверие к государству опять-таки. Мы стараемся рассказывать, что бизнес – это классно, это независимость, это ответственность, что это легко и куражно, — начал Куряев. — Сейчас время возможностей, потому что крупным предприятиям тяжело, у них штат сотрудников, у них обязательства, в том числе социальные, перед людьми, перед администрацией города. Они вынуждены это бремя нести. Освобождается очень много рук и мозгов, которые можно использовать в малом бизнесе. Нужно искать зоны роста, они есть. И полагаться на мнение экспертов – сейчас достаточно тяжело создать бизнес в одиночку какому-нибудь кулибину или левше, как раньше в сказках наших.