Кто поможет малому бизнесу?
- Несмотря на кризис, зал, состоящий из представителей малого и среднего бизнеса, полон, а лица присутствующих не такие уж грустные, - с такого оптимистичного замечания начал свое выступление депутат Госдумы РФ, зампредседателя общественного движения «Развитие предпринимательства» Андрей Крутов. - Это, конечно, говорит о высоком уровне адаптации наших бизнесменов к любым даже самым ненастным условиям отечественного бизнес-климата.
Однако, по мнению депутата, малый и средний бизнес сегодня выживает скорее не благодаря, а вопреки действиям властей (конкретно финансово-экономического блока российского правительства).
Проблемы МСБ депутат разложил по трем основным блокам:
- Для решения этих проблем мы с коллегами-депутатами разработали целый пакет проектов по поддержке МСБ, - продолжает Андрей Крутов. - В частности, предложили ввести двухлетние налоговые каникулы для всех субъектов МСБ (как начинающих, так и продолжающих), расширить сферу применения упрощенной системы налогообложения. Немаловажно воссоздать на федеральном уровне госкомитет по поддержке малого предпринимательства и федеральный фонд поддержки МСБ, который существовал до недавнего времени. И более того, наполнить его бюджетными деньгами, которые пойдут на поддержку малого предпринимательства. Суммы в 20 миллиардов, выделенной на поддержку малого бизнеса, сегодня явно недостаточно. Мы предлагали увеличить эту цифру как минимум до 200 миллиардов. К этому есть все основания: год назад государство капитализировало нашу банковскую систему на 1 трлн рублей и выдало различных квот на приблизительно такую же сумму. Чем малый бизнес хуже?
Увы, большинство инициатив, выдвинутых депутатом, получило отрицательное заключение финансово-экономического блока правительства. Если некоторые и были приняты, то в значительно усеченном виде, заметил законотворец.
Осторожно, рынки закрываются
Зал активно отреагировал на выступление депутата. Большинство вопросов было связано с поддержкой отечественного сельского хозяйства. В частности, об ограничениях, которые мешают производителям выгодно реализовывать свою продукцию.
- У нас двоякая ситуация. С одной стороны, мы говорим о том, чтобы поддерживать отечественного сельскохозяйственного производителя, реализуем импортозамещение, контрсанкции, - комментирует Андрей Крутов. - В то же время многие помнят инициативу так называемого торгового сбора, когда изначально предлагалось, условно говоря, бабушку, торгующую яблоками, обкладывать налогами по режиму розничной сети.
По словам депутата, проблема ограничения рыночной торговли имеет общероссийский характер. Закрытие палаток, нестационарных рынков - все это тоже, к сожалению, было реализовано, сказал Андрей Крутов и привел цифры. В Москве 2 - 3 года назад было порядка 25 тысяч киосков. Сейчас не больше 3 тысяч. В результате рынок заполнили крупные торговые сети, которые зачастую принадлежат иностранцам и по сути контролируют московский рынок продовольствия, считает депутат.
Обсуждая проблему, представитель Минэкономики РТ высказала из зала непопулярное предложение - свернуть некоторые федеральные программы по поддержке МСБ. По ее наблюдениям, предприниматель, получивший помощь от государства, моментально становится «первым на деревне» и другие с ним уже не могут конкурировать. Андрей Крутов это предложение не поддержал, отметив, что федеральная программа по поддержке сельхозпроизводителей является серьезной и практически единственной опорой реального сектора экономики.
Нет рынков - будут ярмарки
В поисках разрешения создавшейся ситуации участники конгресса не только сетовали на жизнь, но и выдвигали конкретные предложения.
- Можем ли мы открывать рынки на федеральных трассах? - спросил один из присутствовавших в зале сельхозпроизводителей.
Однозначный ответ на вопрос дала Ольга Косец, президент межрегиональной общественной организации защиты и поддержки среднего и малого бизнеса «Деловые люди», муниципальный депутат Москвы:
- Нет, не можем. На основании 271-го федерального закона о рынках мы не имеем права работать на открытых торговых площадках. Ключевым моментом в этом отношении было закрытие в 2009 году Черкизовского рынка. С этого момента рынки по всей стране начали закрывать.
По ее словам, ситуация в последнее время начала меняться с появлением идеи о развитии региональных ярмарок. Но чтобы идея заработала правильно, нужен контроль. Как сказала Ольга Косец, в выходные на ярмарки приезжают предприниматели, которые не всегда имеют документы, продают нередко и некачественные товары, используют административные рычаги давления, создавая не совсем законную конкуренцию предпринимателям, которые несут ответственность за качество своей продукции. Но в целом это пока единственный рабочий формат, который предоставлен сельхозпроизводителям.
Кому в Поволжье жить хорошо?
О том, что малому и среднему бизнесу Поволжья живется сегодня несладко, говорят и конкретные цифры, приведенные в ходе форума. Их озвучил вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Не вдаваясь в подробности, скажем, что данные эти не радуют: во многих регионах количество субъектов МСБ сократилось в разы, объем кредитования в некоторых областях сократился почти наполовину, просрочка по кредитам стремительно растет. Татарстан на фоне остальных выглядит чемпионом: качество условий для МСБ здесь по-прежнему остается на хорошем уровне, несмотря на кризис, объем выручки малого бизнеса в республике за последнее время увеличился.
Важность этих результатов трудно переоценить. Сектор малого и среднего бизнеса играет важнейшую роль в выходе из сложившейся непростой экономической ситуации. Государство получает от МСБ главное - рабочие места, создание которых в малом бизнесе во много раз дешевле, чем в крупном. Татарстан - один из основных центров страны по созданию таких рабочих мест, а значит, и по укреплению экономики в целом.