С Анной и Алексеем Никитченко мы беседуем о том, какие подходы необходимы в отношениях государства и бизнеса. Что реально может помочь развиваться малому и среднему предпринимательству.
- Начнём с того, что тему нашей беседы Анна и Алексей сформулировали сами. Почему Вы выбрали именно её?
- Алексей: Мы сформулировали тему как подходы к развитию малого и среднего бизнеса, с точки зрения государства. У нас ведь у государства всё время голова болит: что делать или не делать с малым бизнесом, особенно сейчас.
- К сожалению, так.
- Алексей: Поскольку мы этими вопросами постоянно занимаемся, у нас есть понимание, что подходы, которые использует государство, не в полной мере приводят к поставленным целям. Мы видим очень серьёзный разрыв между намерениями, связанными с развитием малого бизнеса, губернаторов и других высших должностных лиц регионов с достигаемыми результатами., Если посмотреть ретроспективу – прошлый, позапрошлый год и так далее – достигли они поставленных целей или не достигли, то увидим, что подавляющее большинство регионов целей не достигают.
- Анна: Есть исключения.
- Алексей: Да, за редкими исключениями. Более того, когда мы выясняем, как кому-то удалось достигнуть поставленных целей, то выясняется, что произошло это, зачастую, не благодаря, а вопреки. Это и эффект низкой базы, и внешние факторы. А органы власти фокусируются не на тех задачах. Для бизнеса важны, по большому счёту, всего три фактора: то, что создаёт выгоду, поскольку это очень важно для предпринимателя – понимать, куда он вложится, чтобы заработать. Второе – это издержки, которые придется нести, и третье – риски.
- Безусловно.
- Алексей: Всё очень просто: заработанное минус издержки формирует прибыль, а риски – насколько возможно работать и эту прибыль получать. В то же время, если мы посмотрим, что делают наши власти, о чём говорит предпринимательское сообщество, общественные организации, то все фокусируются почему-то только на двух составляющих: издержках и рисках.
- На проблемах.
- Алексей: Да. Но в то же время, с точки зрения выгод, возможностей мы не видим значимых усилий, поддержки: об этом в полной мере не думается, это не обсуждается. Это неправильно и не соответствует лучшему международному опыту. При этом когда наши чиновники начинают сравнивать свои действия с другими странами, что они делают такого, чего не делаем мы, и наоборот, то они всё раскладывают по инструментам, теряя целый ряд факторов, которые и являются ключевыми.
- Анна: Инструменты все очень схожи и наши чиновники успокаиваются, считая, что они все делают правильно.
- Алексей: Так и есть. Но они упускают из вида стратегический разрыв: у нас нет даже стратегии России в целом, нет целей. И это же проецируется на малый и средний бизнес.
У нас нет постановки целей в плане создания возможностей для бизнеса, нет выделения тех приоритетных направлений, где малый бизнес мог бы развиваться и так далее.
- Алексей! Вот по поводу планов по развитию бизнеса есть прекрасная история, которую долгое время любил рассказывать Илья Хандриков, лидер Всероссийского движения «За честный рынок», не так давно вынужденный уйти из бизнеса, внештатный эксперт НИСИПП. Когда мэром Москвы был Юрий Лужков, существовали различные городские и общественные структуры по поддержке и развитию бизнеса, и выделялись под это немалые деньги, городская Счётная палата решила проверить, на что эти средства идут. Результаты проверки были ошеломляющи: Как я сейчас помню, около 80% (может быть, меньше, но не намного) выделяемых средств шли на развитие инфраструктуры поддержки и развития бизнеса. Они фактически составляли административную ренту работников тех структур, которые при столичном правительстве поддерживали бизнес.
Так что приоритетное направление у чиновников есть, вот только к бизнесу оно имеет косвенное отношение.
- Алексей: Есть такая история. Когда мы говорим о решении проблем бизнеса, когда мы видим, как об этом отчитываются чиновники, то понятно, что работает очень простой механизм. Чиновники говорят: есть перечень инструментов, которые применяются во всем мире. Мы делаем то же самое, а если результата нет, то в этом виноваты не мы.
- Анна: Действительно, речь должна идти о стратегических факторах. Ни один инструмент не будет работать, пока вы не знаете, ради чего он должен быть применён, пока нет связи между целями и задачами. Мы проанализировали меры поддержки бизнеса в разных странах и поняли: самое важное – правильно поставить цель и рассматривать малый и средний бизнес не как самоцель, а как средство решение стратегической задачи верхнего уровня. Например, принять решение, как сделать какую-то отрасль конкурентоспособной на мировом рынке. И развивать её.
- Алексей: Не требовать поддержки малого бизнеса, а развивать его в процессе решения этой общей задачи.
- Анна: Нужно наладить правильную кооперацию, обеспечить международную сертификацию, и таким образом малый и средний бизнес, который встроился в мировые цепочки и получил необходимые сертификаты, автоматически станет конкурентоспособным, его количество увеличится, а производительность вырастет на порядок. Мы видим, что это происходит в Германии и в Италии, в Южной Корее, Чили и других странах.
Необходимо поставить цель, а дальше все инструменты должны быть заточены под её достижение.
И это – общая закономерность. Например, если для развития человека акцентировать внимание на его слабых сторонах и на решении его проблем, на его болезнях, и не давать ему цель, размывать смысл жизни, не давать понимание, куда прикладывать свою энергию, то никакого развития не будет. А с бизнесом сейчас происходит то же самое: ему не показывают цель развития, не объясняют – ты будешь развивать определённый кластер экономики, будешь поставлять свою продукцию таким-то крупным предприятиям. Если это сделать, малый и средний бизнес сможет сам просчитать для себя экономическую выгоду и принять решение, почему ему нужно заняться именно этим проектом и именно сейчас.
Само по себе наличие общей цели позволяет наладить правильный диалог между бизнесом и государством и установить необходимые правила игры. Сейчас эксплуатируется тема поддержки: какие-то налоги надо отменить, какие-то снизить. И непонятно, какими должны быть стратегические действия, какие цели они должны преследовать. Поставьте реальные понятные цели, и станет ясно, что делать: какие субсидии давать, какие технологии внедрять и так далее. Главное – работайте, решая вот такие конкретные задачи. И бизнес станет работать, станет вкладывать свои средства – деньги-то есть. Но для этого нужна цель, нужна уверенность в своём деле.
- Алексей: Мы говорим о таком подходе к развитию малого и среднего бизнеса не на пустом месте. Мы сейчас отрабатывали его на примере Камчатки (это – территория опережающего развития). Там идет как раз правильная постановка стратегических целей, задач, создаются условия для привлечения инвестиций в конкретные выбранные отрасли с целью резкого повышения их конкурентоспособности. И команда проекта (МинВосток, Правительство Камчатки и мы) уже смогла подписать соглашения об инвестировании больше чем на 50 миллиардов рублей под конкретные проекты. А дальше уже понятно, как выстраивается кооперационная цепочка с участием малого бизнеса, который готов оказывать различные услуги, подхватывая развивающийся рост в рамках своих и смежных отраслей. Еще раз хочу отметить, это всё складывается, когда появляется конкретная цель.
Вот мы увидели, что на Камчатке очень перспективен туризм.
- Анна: Камчатка – новая туристическая Мекка по примеру Аляски и других подобных мест.
- Алексей: И идем уже не от того, как снизить издержки. Мы задаем вопрос: что нам нужно сделать, чтобы бизнес пришёл сюда и проинвестировал проекты.
- Алексей: При этом мы сталкиваемся с громадным количеством проблем. План мероприятий составляет 50 страниц. Количество подробно прописанных мероприятий – более двухсот, которые мы согласовывали с региональными властями, с инвесторами, и они всё подписали. Это тяжелая работа, но если есть цель, и от макроуровня до микроуровня понятно, что и ради чего нужно делать, всё начинает работать.
Продолжение следует.
Беседовал Владимир Володин.