Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Штаб по защите бизнеса: «Российскому малому бизнесу нужны условия для развития».

Начальник Управления аппарата Штаба по защите бизнеса Анастасия Ларионова приняла участие в диспуте «Нужно ли поддерживать малый бизнес в России?». Обсуждение было организовано Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). По словам Ларионовой, малый бизнес в целом нуждается не только в поддержке, но и в создании условий для его развития: «Необходимо помогать предпринимателям развиваться, расти, чтобы доля малого и среднего бизнеса в экономике увеличивалась. Там, где хорошо себя чувствуют предприниматели, хорошо себя чувствуют и все остальные». Анастасия Ларионова уверена, что региональные органы государственной власти помогают бизнесу, прежде всего, снижая административное влияние на бизнес, регуляторную и фискальную нагрузку.

Один из участников диспута, заместитель главного редактора журнала «Экономическая политика» Юрий Кузнецов, выступил против существующих мер поддержки предпринимательства государством. По словам Кузнецова, когда появляется поддержка государства, совершенно меняется структура производства, становится не такой, какой она выгодна потребителю, а такой, какой она выгодна чиновникам и экономистам. Вмешательство в рыночную структуру искажает рыночные сигналы, считает эксперт. По мнению Кузнецова, государство и налогоплательщики не должны содержать бизнесменов, людей априори работающих на рынок. «Средний класс», который якобы составляют предприниматели — основа гражданского общества, но предприниматели, пользующиеся поддержкой государства, это профанация понятия «средний класс», — заявил Юрий Кузнецов. Более того, поддержка государства создает проблему стимулов, предприниматель работает не на результат, а чтобы освоить деньги. Критикуя поддержку бизнесменов, Кузнецов привел этические минусы такой помощи. Например, политику господдержки бизнеса можно назвать покупкой лояльности, а на 32 млрд рублей, которые государство выделило в 2013-2014 годах на поддержку предпринимательства можно, вылечить 2,5 тыс. тяжело больных детей.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Никитченко, напротив, уверен, что помогать предпринимателям нужно, так как именно малый бизнес позволяет диверсифицировать экономику страны. На конец 2014 года в России насчитывалось 4,5 млн малых и средних предприятий (с учетом ИП). Это 98% от всех юридических лиц, оборот которых составил — 41,3 трлн. рублей или 31% от оборота всех компаний.

По словам Никитченко, сегодня существующие меры поддержки бизнеса постоянно обновляются и направлены на снижение издержек и рисков: «Нужно ориентироваться на требования нового поколения, финансово-образовательную поддержку должна сменить концепция „устранения барьеров“, прозрачности и публичности, информирования обо всех результатах помощи предпринимателям». Нужно, чтобы органы власти выделили приоритетные направления и сосредоточили меры поддержки именно на них, сконцентрировались на он-лайн сервисах и содействии участию в госзаказе, считает эксперт.

«Бизнес подразумевает самостоятельность, ответственность и постоянную готовность к риску», — отметил Общественный представитель АСИ в городе Москве Дмитрий Волков. По словам Волкова, стоит заботиться не столько о поддержке, сколько о развитии малого бизнеса — отрегулировать спрос на продукцию малых и средний предприятий, улучшить инфраструктуру, использовать кредитно-финансовые инструменты, формировать информационную среду в качестве системы сервисов для предпринимателей и прививать культуру ведения бизнеса.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости