Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Роман Жигульский, предприниматель,член координационного совета Всероссийского движения за честный рынок, председатель координационного совета Некоммерческого партнерства содействия предпринимателям-арендаторам.Надоела борьба с ветряными мельницами.Часть 1

К сожалению, в последние годы мне неоднократно приходилось беседовать с людьми, заявлявшими, что уходят из бизнеса, поскольку, по их мнению, бизнесом стало невозможно заниматься. К сожалению, это люди с активной жизненной позицией, стремившиеся (и вполне успешно) найти себя в предпринимательских общественных организациях.
Сегодня о причинах, побудивших его ликвидировать свой бизнес, и о взгляде на положение малых предпринимателей в нашей стране мы беседуем с Романом Жигульским.

- Роман, как я понял, Вы решили прекратить заниматься бизнесом.

- Да. В настоящий момент я продаю свой торговый бизнес. Почти его продал: надеюсь, до конца месяца оформление закончится.

- А кроме торгового бизнеса у Вас ещё что-то есть?

- Есть ещё проект, моё увлечение, которое я пока бросать не собираюсь, интернет сайт…

- А с какого года Вы занимаетесь бизнесом?

- Как индивидуальный предприниматель я зарегистрировался ещё в 1993-м году. Но собственным, более-менее серьёзным, бизнесом я занялся в 1995-м году, когда вместе с двумя компаньонами мы открыли первый магазин. Там я проработал всего несколько месяцев, а затем открыл собственный магазин. Это был 1996 год.

- То есть Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью около 20-ти лет.

- Да, в сентябре этого года исполнилось 19 лет моему магазину.

- И вот Вы решили с ним расстаться.

- Я решил не прямо сейчас, а где-то год назад. Настал момент, когда я пришёл к выводу, что заниматься бизнесом в России дело неблагодарное. При той стоимости активов, задействованных в торговом бизнесе, получается, что прибыль не компенсирует трудозатрат, которые вкладывает предприниматель в своё дело.

- Вопрос напрашивается сам собой: почему так происходит?

- Видите ли, уже не год и не два мы видели признаки того, что малый бизнес удушают. Они появились ещё в 2005-м году, когда был принят известный закон, согласно которому индивидуальным предпринимателям запрещали продавать алкоголь.

- Я помню этот замечательный законодательный акт.

- Тогда была вспышка протестной активности, поскольку многие предприниматели поняли, что это – начало будущего конца. Уже было ясно, что государство встало на путь, ведущий к негативным последствиям для малого бизнеса, а то и к его гибели. Но власти ни тогда, ни после, когда принимали законы, касающиеся судьбы малого бизнеса, к нам не прислушивалась. И то, что мы сейчас имеем – прямое следствие политики властей. Мы же готовы работать, и нашего желания никто не отменял. Сейчас, может быть, я старый стал, сил стало меньше, но я решил, что больше никакого легального бизнеса у меня в этой стране не будет.

- В таком случае у меня, можно сказать, «нехороший» вопрос: а неофициальный бизнес возможен? Я прекрасно понимаю, что публично (интервью ведь будет опубликовано) отвечать на вопрос «будет ли он» не стоит, поэтому скажем только о возможности. Но Вы чётко говорите, что никакого официального бизнеса быть не может. Я знаю, что такая проблема в последнее время стоит перед многими представителями малого бизнеса, и многие из них, решив, что работать официально они больше не могут, уходят в тень.

- Скажем так: работать официально, значит, зарегистрировать компанию или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом я работать не хочу. Оказывать какую-то консультационную деятельность, ещё что-то делать без регистрации, конечно, можно.
А вот платить те налоги и сборы, которые существуют у нас, желания нет никакого. Настолько всё стало зарегулировано, настолько сложно, настолько серьёзные налоги даже на микро-бизнес, что быть элементарным ИП стало неинтересно, неприбыльно и связано с немалыми расходами. Даже когда вы зарегистрировали ИП и не ведёте никакой деятельности, необходимо платить социальные взносы – в пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования. А что взять с такого ИП? Сегодня работа есть, завтра её нет. Почему он должен платить только за то, что официально зарегистрирован?
Я думаю, что сегодня значительная часть предпринимателей выполняет свою работу без регистрации и безо всяких счетов. И есть все возможности это делать. Посмотрите, сколько сайтов в интернете: люди работают, получают деньги на карточки. Идет нормальный обмен товарами и услугами, нормальный обмен деньгами. И никто их контролировать не может. Бизнес существует независимо от того, хочет это государство, или нет. Он может существовать вне рамок государственного регулирования.

- Роман, будем честными, то, что Вы говорите, свидетельствует о ненормальном состоянии бизнеса и государства. С одной стороны, если бизнес в значительной своей части работает в тени, то это – удар по бюджету, теряющему налоговые и иные поступления. Если государство не может его контролировать, - это потеря государством рычагов управления и агония госаппарата.

- Видимо, да. Но в этом виновато само государство. Это оно поставило людей в такие условия, что с ним не хотят сотрудничать.

- Роман, как Вы считаете, много предпринимателей сейчас придерживается Ваших взглядов?

- Конечно, есть и люди, придерживающиеся другой точки зрения. Их много, они работают легально, поэтому мы ещё ходим в магазины, можем сходить в кафе или ресторан, пользуемся услугами сферы обслуживания. Есть и произведенные в России вещи. Если бы все думали так, как я, наступил бы коллапс.

- Вот коллапс у нас предсказывают часто и с удовольствием. По-Вашему, он может настать в ближайшее время?

- Не думаю. Бизнес отличается тем, что в нём работает много разных людей, у них самые разные точки зрения, разные представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо». У меня свои представления, сложившиеся на основе моего жизненного опыта, тех книжек, которые я прочитал. А есть люди, у которых другие взгляды на жизнь. Они целиком и полностью поддерживают власть, они готовы платить высокие налоги. Кто-то, может быть, даже готов жертвовать все свои деньги на различные фонды, например, пенсионный.
Я говорю только за себя. Я не вижу никакой перспективы. Я не представляю себе, как сегодняшняя ситуация будет переламываться в обратную сторону. Поэтому я год назад принял сугубо для себя решение продать свой бизнес и жить без борьбы с ветряными мельницами.

- А как по-Вашему, власть не понимает Ваших резонов. Вы ведь не первый человек, с которым я в последние пару – тройку лет беседую на подобную тему. И Вы знаете не хуже меня людей, которые расстались со своим бизнесом, не желая дальше бороться. Илья Хандриков, например, даже книгу написал о том, как тяжко быть у нас честным и независимым предпринимателем.

- Владимир, я прочитал очень хорошую книгу (Айн Ренд «Атлант расправил плечи»), которая, видимо, перевернула моё мировоззрение. Всё, что описано в ней, происходит сейчас у нас. И мои друзья-предприниматели говорят: ты хорошую книгу посоветовал, я её прочитал и теперь вижу в реальности, как всё идёт по описанному в ней сценарию.
И я думаю, что когда-нибудь найду такую «долину Маллигана», где мне будет интересно и хорошо работать.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости