22 сентября президент РФ Владимир Путин заявил: «Мы приняли решение не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес». И, разумеется, спустя месяц с небольшим стало известно, что Единый налог для малого бизнеса вырастет почти на 16%.
Зачем это нужно?
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет для целого ряда представителей малого бизнеса уплату почти всех налогов. Единый налог заменяет для компаний на ЕНВД почти все налоги. Он и разрабатывался для малого бизнеса, поскольку его просто администрировать, практически не требуется вести бухгалтерию.
Правда, разрешен он только для определенных видов предпринимательской деятельности (преимущественно розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги). Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.
Есть у ЕНДВ и свои особенности: он рассчитывается путем умножения базовой доходности конкретного вида деятельности на число работников или площадь помещения, а также на два коэффициента: понижающий, который устанавливают местные власти, и повышающий, который устанавливает минэкономразвития. Поэтому официально сам налог не повышают: меняется лишь второй коэффициент, который утверждается ежегодно с учетом уровня инфляции и подставляется в формулу расчета. Значение повышающего коэффициента в 2015 году было 1,798 . Минэкономразвития решило повысить его до 2,083, что приведет к росту налогооблагаемой базы плательщиков ЕНВД на 15,9%. Это самый высокий рост за все время действия ЕНВД. Размещенный на сайте минэкономразвития приказ вступит в силу 20 ноября.
Между прочим, ЕНВД рос регулярно: в 2014 году он увеличился на 6%, в 2015-ом – на 7%. И это вызывало у бизнес-сообщества недоуменные вопросы: на дворе всё-таки кризис. Однако прыжок индекс-дефлятора, запланированный на следующий год, оказался просто рекордным.
Сразу после известия о том, что ЕНВД будет увеличен, в СМИ были опубликованы данные Федеральной налоговой службы о его уплате и количестве плательщиков. На 1 января 2015 года на ЕНВД работали 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. ООО. За девять месяцев 2015 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,6 млрд руб. ЕНВД.
Поднять сумму сборов на 16% - вот безумная идея чиновников Минэка, решивших наступить на старые, уже опробованные грабли. Вы помните историю с повышением социальных платежей, когда началось бегство малого бизнеса с легального поля деятельности? Сейчас в СМИ мелькают конкретные цифры: налог для магазина площадью 50 кв. м вырастет на 46,5 тыс. руб. в год. Как вы думаете: сколько хозяев подобных магазинов не захотят платить лишние десятки тысяч заработанных рублей?
А ведь это не всё: понятно, что во всех муниципалитетах страны сейчас пойдут обсуждения об увеличении ЕНВД за счет коэффициента, находящегося в их ведении. И, между прочим, муниципальные бюджеты находятся в том положении, когда любая прибавка может показаться спасительной.
Понятно, что реакция представителей малого бизнеса на повышение ЕНВД оказалась однозначно негативной: как можно позитивно отнестись, когда к тебе (в который уже раз) залезают в карман. Вот мнения экспертов оказались не столь однозначными.
Директор Институт анализа предприятий и рынков, профессор кафедры теории права государственного управления НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, с одной стороны, отметил, что повышение единого налога для малого бизнеса грозит сокращением числа участников этой сферы деятельности, но, с другой стороны, признал, что это повышение в определенной мере является неизбежным.
«Последствия, скорее всего, все будет сводиться к сокращению предпринимательской активности - прежде всего, в тех секторах, которые наиболее сильно оказались затронуты последствиями экономического кризиса. Но при этом надо понимать объективные обстоятельства данной ситуации. Правительство должно искать дополнительные доходы, и повышение налогов, на мой взгляд, в той или иной степени являлось неизбежным. Но, что опять же, надо учитывать, что ситуация у бизнеса в разных секторах разная. Есть сектора, которые от, скажем, тех же продовольственных санкций российских и от девальвации довольно заметно выиграли. Ну, то есть они будут платить больше, но им просто есть из чего платить. И вот для этих секторов это будет не столь болезненно», - сказал Яковлев интернет-изданию «Полит.Ру».
Однако уважаемый Андрей Александрович опускает два момента. Во-первых, у тех, кто выиграл от санкций и идей импортозамещения, желание платить налоги ещё меньше, чем у тех, кто от этого проиграл. Тем более, что от политических решений власти у нас кто попало не выигрывает, а, значит, речь идёт о предпринимателях, имеющих известный ресурс для ухода от налогов. Во-вторых, в ситуации экономического кризиса первым должен быть поставлен вопрос о сокращении государственных расходов. Если же государство при этом ввязывается в войну за тысячи километров от своих границ, увеличивает зарплаты чиновников и продолжает заниматься затратными проектами с сомнительным будущим, повышение налогов на малый бизнес не выглядит столь уж вынужденной мерой.
Некоторые эксперты советуют предпринимателям задуматься над оптимизацией налогообложения. По их мнению, стоит обратить внимание на другие налоговые режимы, например на упрощенную систему налогообложения. И если расчеты покажут, что она выгоднее в 2016 году, чем ЕНВД, то стоит задуматься о переходе на нее.
Очень чёткий прогноз даёт председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов: «Рост налогооблагаемой базы на 16% в 2016 году также не даст прироста налоговых поступлений. Но федеральные чиновники смогут отчитаться, что прилагают усилия для наполнения местных бюджетов».
Безрадостно комментирует налоговые новации и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: «Налоговая нагрузка на бизнес растет вопреки поручениям президента. Увеличение ЕНВД – не первая плохая новость для бизнеса за последнее время. В последнее время мы увеличили нагрузку на бизнес. Например, появился налог на недвижимость, который затрагивает в том числе и малые предприятия. А для московских предпринимателей введен еще и торговый сбор».
Прервём в этом месте г-на Титова, чтобы напомнить: проект приказа Минэкономразвития также устанавливает коэффициент-дефлятор для торгового сбора, который был введен в 2015 году в Москве. Исходя из его значения (1,154) ставка торгового сбора для торговых объектов в ЦАО Москвы площадью менее 50 кв. м вырастет с 60 тыс. руб. до 69,24 тыс. руб., для большинства других районов столицы — с 30 тыс. до 34,62 тыс. руб. в квартал. Торгуйте смелее, господа!
Но вернёмся к мнению Бориса Титова. Увеличение ЕНВД, по его мнению (и спорить с ним трудно) приведет к негативным для бизнеса последствиям. Ведь речь идёт об одном из самых основных налогов для малого бизнеса. Правда федеральный бизнес-омбудсмен выражает надежду, что последствия окажутся менее катастрофичными, чем тогда, когда увеличивали социальные платежи для индивидуальных предпринимателей, и больше полумиллиона индивидуальных предпринимателей просто ушло из бизнеса.
Титов честно признаётся, что сейчас сложно предположить, какой процент малого бизнеса предпочтёт больше уже не работать. В условиях, которые сейчас складываются на рынке, когда в результате падения цен на нефть и санкций, внутренний рынок сокращается, спрос снижается на внутреннем рынке, ещё и увеличивается налоговая нагрузка, а ещё и издержки начинают расти – в такой ситуации мы рискуем остаться просто без бизнеса – заявляет бизнес-омбудсмен.
Если вспомнить ещё историю с налогом на большегрузные автомобили, можно смело сказать: в своих пессимистических прогнозах Борис Титов выглядит явным оптимистом.
В последнее время стало популярным создавать «дорожные карты» действий государства относительно бизнеса. Интересно, хоть одна из этих карт может дать ответ на простой вопрос: куда ведёт дорога в никуда, по которой наше государство пинками гонит отечественный бизнес в его якобы светлое будущее?