Российская экономика постепенно становится более огосударствленной. Как минимум 60% ВВП страны так или иначе контролируется компаниями и структурами, которые фактически принадлежат государству. При этом экономисты, бизнесмены, инвесторы критикуют такую модель, называя ее неэффективной, коррумпированной и крайне непрозрачной. Что представляют из себя современные госкомпании, и можно ли на них заработать частному инвестору?
Формально — коммерческие, фактически — государственные
По сути, все государственные компании (кроме корпораций и институтов развития) являются коммерческими. Например, банк ВТБ, более чем на 70% принадлежащий государству, работает, в первую очередь, для получения собственной прибыли, а потом уже для выплат в бюджет и прочего. Компания РЖД, которая считается естественной монополией и на 100% принадлежит государственным структурам, также коммерческая структура, цель которой — получение прибыли в результате бизнес-деятельности.
То есть формально компании — коммерческие, но по сути — обычные госструктуры с привычной волокитой, коррупцией, взятками, непрозрачностью бизнеса и т. д. Некоторые из них являются публичными, и их акции торгуются на биржах (причем не только в России), а значит — есть возможность на них заработать.
Заработать на государстве?
Чтобы понять, как функционирует подобный вид инвестиций, необходимо для начала разобраться, на чем в данном случае можно заработать.
Акции многих предприятий, принадлежащих государству, торгуются на бирже: Газпром, Роснефть, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Газпромнефть, Транснефть и др. Самый простой способ вложения в них — приобретение ценных бумаг данных эмитентов на биржевых торгах.
Еще можно купить документарные акции через специализированные депозитарии и брокерские организации, чтобы не открывать отдельный торговый счет. В результате, есть возможность заработать сразу по двум направлениям — фиксированному доходу (за счет дивидендных выплат) и физическому росту стоимости приобретенных акций (за счет увеличения капитализации эмитентов).
Но не получится ли так, что вроде как доход формально поступает от «коммерческой публичной компании», а фактически от государства?
Маргарет Тетчер говорила: «Нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков».
Иными словами, получая доходы от госкомпаний, инвестор не наживается на государстве, а лишь забирает себе ту долю ренты, которую имеют государственные структуры.
«Инвестиционный доход (если он легальный и не связан с коррупционными схемами) от вложений в госкомпании никоим образом не наносит ущерба государству или национальной экономике. Скорее напротив — подобный доход стимулирует инвесторов к увеличению вложений в отечественный госсектор экономики, что в средне и долгосрочной перспективе будет способствовать его реформированию и увеличению эффективности», — соглашается генеральный директор eToro в России и странах СНГ Павел Салас.
Стабильность наше все
Однако один явный недостаток, а именно крайне медленные темпы роста соответствующих эмитентов, не позволяет надеяться на высокую доходность таких вложений. Безусловно, риски подобных компаний минимальны — контрольный пакет акций гигантов вроде Газпрома принадлежит государству, и вряд ли возможна ситуация, при которой правительство позволит такой ему стать, например, банкротом. В то же время, темпы роста финансовых показателей Газпрома, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Более того — капитализация со временем только сокращается. Так, стоимость акции газового монополиста до кризиса 2008—2009 гг. стабильно превышала 350 руб., а сейчас не дотягивает и до 150 руб. Таким образом, даже в рублевом выражении капитализация эмитента сокращается, причем очень быстрыми темпами. В то же время, их дивидендная доходность довольно высокая — при коэффициенте P/E не превышающем и 6.0 и рентабельностью чистой прибыли в 25–30%, доход от выплаты дивидендов составляет до 12–15% годовых. Исходя из этого, можно сделать вывод, что вкладываться в подобные компании необходимо крайне осторожно и, только предварительно застраховав позиции, желательно каким-либо фьючерсным контрактом.
«Государственные компании, на мой взгляд, являются неэффективными. Из-за сложной структуры владельцев и постоянной оглядки на государственные структуры при принятии бизнес-решений, а также частой коррумпированности руководства, коммерческая мотивация в достижении прибыли и увеличении показателей рентабельности исчезает. Свыше 90% от всех подобных предприятий имеют валовую рентабельность ниже 10%», — считает Владимир Буев.
«Эффективность госкомпаний крайне сомнительна. Если посмотреть на финансовые результаты наиболее крупных из них, то станет очевидно, что особой мотивации в улучшении финансовых показателей у руководства, да и в целом сотрудников данных предприятий, не прослеживается. Даже крупнейшие компании вроде РЖД имеют валовую рентабельность менее 8%», — соглашается Павел Салас.
Успехи и провалы
И все же целый ряд государственных компаний обладают высокой инвестиционной привлекательностью. Так, например, акции Сбербанка — самые ликвидные среди голубых фишек на Московской бирже. При этом до нынешнего кризиса бумаги эмитента показывали уверенную динамику — к концу августа прошлого года наблюдался рост акций вплоть до 110 руб., а в 2012 году по капитализации Сбербанк занимал третье место в Европе после HSBC и Santander. В результате, акции компании стали приобретать крупнейшие иностранные фонды и даже знаменитый нефтяной фонд Норвегии.
Как и при инвестировании в любые инструменты необходимо аккуратно взвешивать риски и правильно оценивать эффективность финансовой деятельности соответствующих компаний. В противном случае крайне высока вероятность провала таких вложений.